Статус документа
Статус документа

ИТС 35-2017 Обработка поверхностей, предметов или продукции органическими растворителями

     2.3 Технологический процесс подготовки поверхности и окрашивания железнодорожных средств


Технологические процессы получения покрытий железнодорожных транспортных средств можно разделить на два вида: окрашивание новых вагонов и операции технического обслуживания, включающие ремонтное перекрашивание вагонов. Системы лакокрасочных покрытий в обоих случаях одинаковые.

Технологический процесс окрашивания пассажирских и грузовых вагонов включает стадии, перечисленные в таблице 13, ремонтного окрашивания пассажирских вагонов - в таблице 14.


Таблица 13 - Технологический процесс окрашивания грузовых и пассажирских вагонов

Наименование операции

Оборудование, приспособления

1 Присоединение вагона к конвейеру

-

2 Очистка поверхности от снега и льда, нагрев до 15°C

Газовая установка прямого нагрева воздуха

3 Струйная промывка (обезжиривание)

Камера очистки с высоконапорным очистительным оборудованием с подогревом воды, ванна стока

4 Обдув сжатым воздухом

Площадка

5 Сушка от влаги

Камера сушки

6 Маскировка ходовой части и тормозной системы

Площадка

7 Автоматическая дробеструйная обработка

Камера очистки с дробеструйным оборудованием

8 Ручная дробеструйная обработка

Камера очистки с ручным дробеструйным оборудованием

9 Очистка от абразивных материалов

Камера очистки с вентиляционным оборудованием

10 Нанесение первого слоя материала

Камера окрасочная, оборудование ручного безвоздушного распыления

11 Выдержка и растекание лакокрасочного покрытия

Площадка с вентиляционным оборудованием

12 Сушка

Камера сушки

13 Охлаждение

Площадка с вентиляционным оборудованием

14 Нанесение второго слоя материала

Камера окрасочная, оборудование ручного безвоздушного распыления

15 Выдержка и растекание лакокрасочного покрытия

Площадка с вентиляционным оборудованием

16 Сушка

Камера сушки

17 Охлаждение

Площадка с вентиляционным оборудованием

18 Нанесение третьего слоя материала

Камера окрасочная, оборудование ручного безвоздушного распыления

19 Выдержка и растекание лакокрасочного покрытия

Площадка с вентиляционным оборудованием

20 Сушка

Камера сушки

21 Охлаждение

Площадка с вентиляционным оборудованием

22 Нанесение надписей и логотипов

Камера окрасочная, оборудование ручного пневматического распыления

23 Выдержка и растекание лакокрасочного покрытия

Площадка с вентиляционным оборудованием

24 Сушка

Камера сушки

25 Охлаждение, отсоединение от транспортного пути и откатка

Площадка с вентиляционным оборудованием

26 Испытание тормозов, взвешивание, сдача

-



Таблица 14 - Технологический процесс ремонтного окрашивания пассажирских вагонов

Наименование операции

Оборудование, приспособления

Наружная окраска

1 Обмывка кузова вагона снаружи от загрязнений и масложировых отложений

Камера очистки с высоконапорным очистительным оборудованием с подогревом воды, ванна стока

2 Очистка от окислов металла и старых покрытий

Камера очистки с ручным дробеструйным оборудованием

3 Обдувка воздухом

Камера очистки с вентиляционным оборудованием

4 Обезжиривание

Камера очистки

5 Нанесение грунтовки

Камера окрасочная

6 Шпатлевание отдельных углублений и дефектных мест

Площадка с вентиляционным оборудованием

7 Повторное шпатлевание в случае необходимости

Площадка с вентиляционным оборудованием

8 Шлифование зашпатлеванной поверхности и дефектных мест (потеки, наплывы и др.)

Площадка с вентиляционным оборудованием

9 Нанесение выявительного слоя сплошное или местами на зашпатлеванную поверхность

Камера окрасочно-сушильная

10 Выправка отдельных дефектных мест

Камера окрасочно-сушильная

11 Подшлифовка выравненных мест

Камера окрасочно-сушильная

12 Повторное сплошное грунтование

Камера окрасочно-сушильная

13 Обдувка воздухом

Камера окрасочно-сушильная

14 Нанесение 1 внешнего слоя материала

Камера окрасочно-сушильная

15 Сушка первого слоя

Камера окрасочно-сушильная

16 Нанесение 2 внешнего слоя материала

Камера окрасочно-сушильная

17 Сушка

Камера окрасочно-сушильная

18 Нанесение 3 слоя внешнего слоя материала (при использовании водно-дисперсионных материалов)

Камера окрасочно-сушильная

19 Нанесение надписей

Камера окрасочно-сушильная

20 Прокрашивание отдельных мест

Камера окрасочно-сушильная

Внутренняя поверхность

21 Обмывка вагона изнутри (стены, потолки, пол, трубы, мебель, рамы, двери и т.д.)

Камера очистки с высоконапорным очистительным оборудованием с подогревом воды, ванна стока

22 Расчистка разрушившегося покрытия на всех поверхностях

Камера очистки с ручным дробеструйным оборудованием

23 Циклевание деревянных поверхностей

Камера окрасочно-сушильная

24 Шлифование деревянных поверхностей

Камера окрасочно-сушильная

25 Нанесение протравного красителя (морилки) на деревянные поверхности

Камера окрасочно-сушильная

26 Грунтование расчищенных мест на металлических поверхностях

Камера окрасочно-сушильная

27 Лакирование деревянных поверхностей

Камера окрасочно-сушильная

28 Окрашивание металлических, деревянных поверхностей, линолеума

Камера окрасочно-сушильная


Для грунтования и окрашивания поверхности вагонов используются алкидные, алкидно-уретановые, фенольные, эпоксидные, акриловые, акрил-уретановые, полиуретановые, водно-дисперсионные материалы. Деревянные поверхности внутренних помещений окрашиваются алкидными и водно-дисперсионными материалами. Для окраски поверхностей, мебели, дверей из алюминия применяют также порошковое окрашивание. Для окрашивания аккумуляторных ящиков используются эпоксидные и хлорвиниловые ЛКМ. Окрашивание производится в соответствии с отраслевой документацией ВНИИЖТ [30, 31].

Площадь окрашивания вагонов составляет от 240 до 300 м и выше.

Расход материалов показан в таблице 15.


Таблица 15 - Расход материалов

Лакокрасочный материал

Норма расхода, г/м

Грунтовки, содержание растворителей 50%-60%

60-120

Водно-дисперсионные, содержание растворителя 8%

80-100

Шпатлевки, содержание растворителя 25%

2000-4000 (при толщине слоя 1-2 мм)

Эмали, содержание растворителя 50%-60%

100-130

Эмаль, содержание растворителя 60%-70%

140-150

Водно-дисперсионные краски, содержание растворителя 8%

110-130

Лаки, содержание растворителя 70%

100-120


Окрасочные камеры для нанесения ЛКМ на вагоны выбрасывают в атмосферу от 200 тыс.м/ч загрязненного воздуха. Концентрация ЛОС в выбрасываемом в атмосферу воздухе при грунтовании поверхности может достигать 160-250 мг/м, при окрашивании алкидными эмалями - 170-330 мг/м, эпоксидными эмалями - 170-250 мг/м.

Для снижения уровня загрязнения окружающей среды рекомендуется:

- использование водно-дисперсионных материалов (8% растворителя);

- использование покрывных материалов с высоким сухим остатком (45% растворителя).

- эффективная очистка выбрасываемого воздуха окрасочной камеры;

- термическое окисление выбрасываемого воздуха от сушильных камер.