Технологические процессы получения покрытий железнодорожных транспортных средств можно разделить на два вида: окрашивание новых вагонов и операции технического обслуживания, включающие ремонтное перекрашивание вагонов. Системы лакокрасочных покрытий в обоих случаях одинаковые.
Технологический процесс окрашивания пассажирских и грузовых вагонов включает стадии, перечисленные в таблице 13, ремонтного окрашивания пассажирских вагонов - в таблице 14.
Таблица 13 - Технологический процесс окрашивания грузовых и пассажирских вагонов
Наименование операции | Оборудование, приспособления |
1 Присоединение вагона к конвейеру | - |
2 Очистка поверхности от снега и льда, нагрев до 15°C | Газовая установка прямого нагрева воздуха |
3 Струйная промывка (обезжиривание) | Камера очистки с высоконапорным очистительным оборудованием с подогревом воды, ванна стока |
4 Обдув сжатым воздухом | Площадка |
5 Сушка от влаги | Камера сушки |
6 Маскировка ходовой части и тормозной системы | Площадка |
7 Автоматическая дробеструйная обработка | Камера очистки с дробеструйным оборудованием |
8 Ручная дробеструйная обработка | Камера очистки с ручным дробеструйным оборудованием |
9 Очистка от абразивных материалов | Камера очистки с вентиляционным оборудованием |
10 Нанесение первого слоя материала | Камера окрасочная, оборудование ручного безвоздушного распыления |
11 Выдержка и растекание лакокрасочного покрытия | Площадка с вентиляционным оборудованием |
12 Сушка | Камера сушки |
13 Охлаждение | Площадка с вентиляционным оборудованием |
14 Нанесение второго слоя материала | Камера окрасочная, оборудование ручного безвоздушного распыления |
15 Выдержка и растекание лакокрасочного покрытия | Площадка с вентиляционным оборудованием |
16 Сушка | Камера сушки |
17 Охлаждение | Площадка с вентиляционным оборудованием |
18 Нанесение третьего слоя материала | Камера окрасочная, оборудование ручного безвоздушного распыления |
19 Выдержка и растекание лакокрасочного покрытия | Площадка с вентиляционным оборудованием |
20 Сушка | Камера сушки |
21 Охлаждение | Площадка с вентиляционным оборудованием |
22 Нанесение надписей и логотипов | Камера окрасочная, оборудование ручного пневматического распыления |
23 Выдержка и растекание лакокрасочного покрытия | Площадка с вентиляционным оборудованием |
24 Сушка | Камера сушки |
25 Охлаждение, отсоединение от транспортного пути и откатка | Площадка с вентиляционным оборудованием |
26 Испытание тормозов, взвешивание, сдача | - |
Таблица 14 - Технологический процесс ремонтного окрашивания пассажирских вагонов
Наименование операции | Оборудование, приспособления |
Наружная окраска | |
1 Обмывка кузова вагона снаружи от загрязнений и масложировых отложений | Камера очистки с высоконапорным очистительным оборудованием с подогревом воды, ванна стока |
2 Очистка от окислов металла и старых покрытий | Камера очистки с ручным дробеструйным оборудованием |
3 Обдувка воздухом | Камера очистки с вентиляционным оборудованием |
4 Обезжиривание | Камера очистки |
5 Нанесение грунтовки | Камера окрасочная |
6 Шпатлевание отдельных углублений и дефектных мест | Площадка с вентиляционным оборудованием |
7 Повторное шпатлевание в случае необходимости | Площадка с вентиляционным оборудованием |
8 Шлифование зашпатлеванной поверхности и дефектных мест (потеки, наплывы и др.) | Площадка с вентиляционным оборудованием |
9 Нанесение выявительного слоя сплошное или местами на зашпатлеванную поверхность | Камера окрасочно-сушильная |
10 Выправка отдельных дефектных мест | Камера окрасочно-сушильная |
11 Подшлифовка выравненных мест | Камера окрасочно-сушильная |
12 Повторное сплошное грунтование | Камера окрасочно-сушильная |
13 Обдувка воздухом | Камера окрасочно-сушильная |
14 Нанесение 1 внешнего слоя материала | Камера окрасочно-сушильная |
15 Сушка первого слоя | Камера окрасочно-сушильная |
16 Нанесение 2 внешнего слоя материала | Камера окрасочно-сушильная |
17 Сушка | Камера окрасочно-сушильная |
18 Нанесение 3 слоя внешнего слоя материала (при использовании водно-дисперсионных материалов) | Камера окрасочно-сушильная |
19 Нанесение надписей | Камера окрасочно-сушильная |
20 Прокрашивание отдельных мест | Камера окрасочно-сушильная |
Внутренняя поверхность | |
21 Обмывка вагона изнутри (стены, потолки, пол, трубы, мебель, рамы, двери и т.д.) | Камера очистки с высоконапорным очистительным оборудованием с подогревом воды, ванна стока |
22 Расчистка разрушившегося покрытия на всех поверхностях | Камера очистки с ручным дробеструйным оборудованием |
23 Циклевание деревянных поверхностей | Камера окрасочно-сушильная |
24 Шлифование деревянных поверхностей | Камера окрасочно-сушильная |
25 Нанесение протравного красителя (морилки) на деревянные поверхности | Камера окрасочно-сушильная |
26 Грунтование расчищенных мест на металлических поверхностях | Камера окрасочно-сушильная |
27 Лакирование деревянных поверхностей | Камера окрасочно-сушильная |
28 Окрашивание металлических, деревянных поверхностей, линолеума | Камера окрасочно-сушильная |
Для грунтования и окрашивания поверхности вагонов используются алкидные, алкидно-уретановые, фенольные, эпоксидные, акриловые, акрил-уретановые, полиуретановые, водно-дисперсионные материалы. Деревянные поверхности внутренних помещений окрашиваются алкидными и водно-дисперсионными материалами. Для окраски поверхностей, мебели, дверей из алюминия применяют также порошковое окрашивание. Для окрашивания аккумуляторных ящиков используются эпоксидные и хлорвиниловые ЛКМ. Окрашивание производится в соответствии с отраслевой документацией ВНИИЖТ [30, 31].
Площадь окрашивания вагонов составляет от 240 до 300 м и выше.
Расход материалов показан в таблице 15.
Таблица 15 - Расход материалов
Лакокрасочный материал | Норма расхода, г/м |
Грунтовки, содержание растворителей 50%-60% | 60-120 |
Водно-дисперсионные, содержание растворителя 8% | 80-100 |
Шпатлевки, содержание растворителя 25% | 2000-4000 (при толщине слоя 1-2 мм) |
Эмали, содержание растворителя 50%-60% | 100-130 |
Эмаль, содержание растворителя 60%-70% | 140-150 |
Водно-дисперсионные краски, содержание растворителя 8% | 110-130 |
Лаки, содержание растворителя 70% | 100-120 |
Окрасочные камеры для нанесения ЛКМ на вагоны выбрасывают в атмосферу от 200 тыс.м/ч загрязненного воздуха. Концентрация ЛОС в выбрасываемом в атмосферу воздухе при грунтовании поверхности может достигать 160-250 мг/м, при окрашивании алкидными эмалями - 170-330 мг/м, эпоксидными эмалями - 170-250 мг/м.
Для снижения уровня загрязнения окружающей среды рекомендуется:
- использование водно-дисперсионных материалов (8% растворителя);
- использование покрывных материалов с высоким сухим остатком (45% растворителя).
- эффективная очистка выбрасываемого воздуха окрасочной камеры;
- термическое окисление выбрасываемого воздуха от сушильных камер.