К изделиям железнодорожной отрасли, требующим нанесение ЛКП, относятся:
- пассажирские, почтовые и багажные вагоны;
- электропоезда;
- дизель-поезда;
- грузовые вагоны;
- металлические конструкции железнодорожных мостов.
В таблице 6 показаны требования к отделке внешнего вида покрытий в железнодорожной отрасли.
Таблица 6 - Классы покрытий изделий по [29]
Окрашиваемые поверхности | Класс покрытия, не ниже |
Боковые стены кузовов пассажирских вагонов локомотивной тяги | IV |
Боковые стены вагонов электропоездов и дизель-поездов, а также почтовых и багажных вагонов, свесы крыш, лобовые части кузовов головных вагонов электропоездов | V |
Средняя часть крыш, рамы вагонов, тележки и котельные отделения | VII |
Концевые стены кузовов вагонов | VI |
Наружная поверхность грузовых вагонов | VII |
Металлические конструкции железнодорожных мостов | V |
Срок службы ЛКП на наружной поверхности кузова пассажирских вагонов при использовании материалов на полиуретановой основе - 6-7 лет, алкидных и водно-дисперсионных материалов - 4 года; на внутренней металлической поверхности кузовов - 16 лет. Срок службы покрытий: на наружной металлической поверхности кузовов грузовых вагонов - 10 лет при использовании двухкомпонентных материалов, 5 лет при использовании однокомпонентных, водно-дисперсионных и сополимерных материалов; на внутренней металлической поверхности кузовов крытых грузовых вагонов, имеющих обшивку,- 15 лет; на внутренней поверхности минераловозов и зерновозов - 5 лет при использовании однокомпонентных материалов, 7 лет при использовании двухкомпонентных материалов. Срок службы лакокрасочного покрытия на ходовой части всех видов вагонов - не менее 2 лет [30, 31].
ЛКП железнодорожного транспорта, помимо высокой атмосферостойкости, должны быть устойчивы к воздействию агрессивных чистящих средств, применяемых для удаления граффити. Они должны быть устойчивы к истирающему воздействию снега, песка.
В РФ через каждые 2 года проводят перекраску вагонов при применении алкидных ЛКМ и через каждые 5 лет - при применении акриловых, акрил-уретановых и полиуретановых ЛКМ, в Европейских странах - каждые 8 лет.