Статус документа
Статус документа

ИТС 35-2017 Обработка поверхностей, предметов или продукции органическими растворителями

     2.1 Технологический процесс подготовки поверхности и окрашивания легковых автомобилей


Технологический процесс окрашивания кузова автомобиля включает стадии, перечисленные в таблице 9.


Таблица 9 - Технологический процесс окрашивания кузова легкового автомобиля

Наименование операции

Оборудование, приспособления

1 Предварительное обезжиривание

Ванна распыления

2 Сток

Туннель стока

3 Промывка водой

Ванна распыления

4 Сток

Туннель стока

5 Обезжиривание

Ванна окунания до оконных проемов, распыление на крышу

6 Сток

Туннель стока

7 Обезжиривание распылением

Ванна распыления

8 Сток

Туннель стока

9 Промывка водой

Ванна окунания до оконных проемов, распыление на крышу

10 Промывка водой

Ванна распыления

11 Сток

Туннель стока

12 Фосфатирование

Ванна распыления

13 Сток

Туннель стока

14 Промывка распылением

Ванна распыления

15 Сток

Туннель стока

16 Пассивация

Ванна распыления

17 Сток

Туннель стока

18 Промывка дем. водой

Ванна распылением

19 Сток

Туннель стока

20 Орошение дем. водой

Контур орошения

21 Сток

Туннель стока

22 Сушка от влаги

Камера сушильная

23 Пост ОТК

Площадка

24 Подсоединение к электрической шине

Площадка

25 Окраска катодным электроосаждением

Ванна объемом 100 м с системой электродиализа, циркуляцией, фильтром очистки, теплообменником

26 Предварительная промывка ультрафильтратом

Контур струйного облива

27 Первая промывка рециркуляционным ультрафильтратом

Контур струйного облива, ванна стока объемом 7-10 м

28 Вторая промывка чистым ультрафильтратом

Контуры струйного облива, ванна объемом 7-10 м

29 Сток ЛКМ из скрытых сечений

Конусообразная ванна

30 Промывка рециркуляционной дем. водой

Контуры струйного облива

31 Промывка чистой дем. водой

Контуры струйного облива, ванна стока

дем. воды объемом 6 м

32 Отключение электр. шины

Площадка

33 Термоотверждение покрытия

Сушильная установка

34 Осмотр, подшлифовка грунтовочного покрытия, нанесение мастики на сварные швы внутри кузова

Площадка

35 Нанесение противошумной мастики на днище кузова

Камера окрасочная, установка для нанесения высоковязких материалов

36 Протирка вручную напыла мастики

Площадка

37 Нанесение грунтовки в два слоя "мокрый по мокрому" с межслойной выдержкой 2-3 мин

Окрасочная камера 2-позиционная, пневматический распылитель

38 Выдержка 3-5 мин

Тамбур с вытяжной вентиляционной установкой

39 Одновременная сушка мастики и грунтовки при 130°C 20 мин

Сушильная установка

40 Охлаждение до 30°C-40°C

Тамбур с обдувом холодным сжатым воздухом

41 Перевеска кузова с подвесного конвейера на тележку напольного конвейера

Площадка

42 Мокрое шлифование грунтовки вручную вертикальных поверхностей, шлифование шлифовальными машинками, промывка вручную гидрощетками

Бескамерная установка с гидрофильтром, ротационные шлифовальные машинки, гидрощетки

43 Промывка от шлифовочной пыли дем. водой

Камера мойки

44 Сушка от влаги при 150°C

Сушильная камера

45 Охлаждение до 30°C-40°C

Тамбур с обдувом холодным сжатым воздухом

46 Пост ОТК

Площадка

47 Нанесение грунтовки на места, прошлифованные до металла

Площадка, кисть

48 Нанесение покрывной эмали в два слоя "мокрый по мокрому"

Окрасочная камера двухпозиционная, пневматический распылитель

49 Выдержка 3-5 мин

Тамбур с вытяжной вентиляционной установкой

50 Сушка при 130°C

Камера сушильная

51 Охлаждение до 30°C-40°C

Тамбур с обдувом холодным сжатым воздухом

52 Пост ОТК

Площадка

53 Местное шлифование вручную дефектов покрытий, нанесение эмали вручную кистью или распылителем

Площадка

54 Сушка

Бескамерная сушильная установка под лампами (типа УСПО)


Предварительную обработку поверхности обезжириванием используют для удаления грязи и масла перед обработкой фосфатированием, которое способствует улучшению адгезии ЛКМ к окрашиваемой поверхности и повышению антикоррозионных свойств ЛКП. Окрашивание электроосаждением обеспечивает защиту от коррозии внутренних и наружных поверхностей, включая внутренние полости. Окрашивание промежуточной грунтовкой необходимо для выравнивания поверхности и обеспечения сцепления с верхним покрывным слоем покрытия. Внешний верхний слой обеспечивает внешний вид покрытия, а также обеспечивает защиту от химического и физического воздействия окружающей среды (солнечное излучение, дождь, снег, химикаты, топливо, механическое повреждение). Нанесение грунтовочного покрытия методом электроосаждения проводят в ваннах окунания. Нанесение промежуточной грунтовки проводят методом электростатического распыления с ручной подкраской труднодоступных мест методом пневматического распыления. Окрашивание проводят в окрасочных камерах, снабженных системой фильтров для очистки от пыли и вентиляцией для удаления загрязненного воздуха из зоны окраски. Сушка покрытия проводится горячим воздухом в сушильных камерах.

В таблице 10 показан расход ЛКМ при окрашивании легкового автомобиля.

Расход находится в прямой зависимости от марки применяемого ЛКМ.


Таблица 10 - Расход материалов

Лакокрасочный материал в рабочей вязкости

Норма расхода, г/м

Электрофорезная грунтовка на водной основе, органических растворителей 5% масс., содержание сухого остатка 14%-18%

70-80*

Грунтовка на основе растворителей, органических растворителей 45%, электростатическое распыление

160-180

Эмаль на основе растворителей, органических растворителей 50%-60%

80-120

Защита днища и герметизация

6-12 кг/автомобиль*

Лакокрасочный материал в рабочей вязкости

Норма расхода, г/м

* Данные [4].


Вода при обработке поверхности автомобиля используется при:

- подготовке поверхности к окрашиванию;

- электроосаждении;

- очистке вытяжного воздуха окрасочной камеры.

Расход воды для электроосаждения, по данным [4], составляет 3-20 л/м.

Для улавливания загрязняющих веществ (ЗВ) при окрашивании окрасочные камеры оборудованы гидрофильтрами. Вода, как правило, циркулирует в системе очистки. Расход циркулируемой воды - 2-3 л/м воздуха, удаляемого из окрасочной камеры. Требуется восполнение воды за счет испарения. Незначительное количество воды теряется при очистке камеры (унос с коагулянтом).

Данные по потреблению электроэнергии в РФ при производстве легковых автомобилей отсутствуют. По данным [4], расход электроэнергии на производство окрасочных работ составляет 38%-52% от общего расхода электроэнергии на производство автомобиля, из них 7%-11% расходуется на подготовку поверхности к окрашиванию, 10%-15% - на электроосаждение, 12%-18% - на герметизацию и защиту днища, 12%-18% - на нанесение промежуточной грунтовки, остальное - на нанесение верхнего слоя покрытия.