Технологический процесс окрашивания кузова автомобиля включает стадии, перечисленные в таблице 9.
Таблица 9 - Технологический процесс окрашивания кузова легкового автомобиля
Наименование операции | Оборудование, приспособления | ||
1 Предварительное обезжиривание | Ванна распыления | ||
2 Сток | Туннель стока | ||
3 Промывка водой | Ванна распыления | ||
4 Сток | Туннель стока | ||
5 Обезжиривание | Ванна окунания до оконных проемов, распыление на крышу | ||
6 Сток | Туннель стока | ||
7 Обезжиривание распылением | Ванна распыления | ||
8 Сток | Туннель стока | ||
9 Промывка водой | Ванна окунания до оконных проемов, распыление на крышу | ||
10 Промывка водой | Ванна распыления | ||
11 Сток | Туннель стока | ||
12 Фосфатирование | Ванна распыления | ||
13 Сток | Туннель стока | ||
14 Промывка распылением | Ванна распыления | ||
15 Сток | Туннель стока | ||
16 Пассивация | Ванна распыления | ||
17 Сток | Туннель стока | ||
18 Промывка дем. водой | Ванна распылением | ||
19 Сток | Туннель стока | ||
20 Орошение дем. водой | Контур орошения | ||
21 Сток | Туннель стока | ||
22 Сушка от влаги | Камера сушильная | ||
23 Пост ОТК | Площадка | ||
24 Подсоединение к электрической шине | Площадка | ||
25 Окраска катодным электроосаждением | Ванна объемом 100 м с системой электродиализа, циркуляцией, фильтром очистки, теплообменником | ||
26 Предварительная промывка ультрафильтратом | Контур струйного облива | ||
27 Первая промывка рециркуляционным ультрафильтратом | Контур струйного облива, ванна стока объемом 7-10 м | ||
28 Вторая промывка чистым ультрафильтратом | Контуры струйного облива, ванна объемом 7-10 м | ||
29 Сток ЛКМ из скрытых сечений | Конусообразная ванна | ||
30 Промывка рециркуляционной дем. водой | Контуры струйного облива | ||
31 Промывка чистой дем. водой | Контуры струйного облива, ванна стока | ||
дем. воды объемом 6 м | |||
32 Отключение электр. шины | Площадка | ||
33 Термоотверждение покрытия | Сушильная установка | ||
34 Осмотр, подшлифовка грунтовочного покрытия, нанесение мастики на сварные швы внутри кузова | Площадка | ||
35 Нанесение противошумной мастики на днище кузова | Камера окрасочная, установка для нанесения высоковязких материалов | ||
36 Протирка вручную напыла мастики | Площадка | ||
37 Нанесение грунтовки в два слоя "мокрый по мокрому" с межслойной выдержкой 2-3 мин | Окрасочная камера 2-позиционная, пневматический распылитель | ||
38 Выдержка 3-5 мин | Тамбур с вытяжной вентиляционной установкой | ||
39 Одновременная сушка мастики и грунтовки при 130°C 20 мин | Сушильная установка | ||
40 Охлаждение до 30°C-40°C | Тамбур с обдувом холодным сжатым воздухом | ||
41 Перевеска кузова с подвесного конвейера на тележку напольного конвейера | Площадка | ||
42 Мокрое шлифование грунтовки вручную вертикальных поверхностей, шлифование шлифовальными машинками, промывка вручную гидрощетками | Бескамерная установка с гидрофильтром, ротационные шлифовальные машинки, гидрощетки | ||
43 Промывка от шлифовочной пыли дем. водой | Камера мойки | ||
44 Сушка от влаги при 150°C | Сушильная камера | ||
45 Охлаждение до 30°C-40°C | Тамбур с обдувом холодным сжатым воздухом | ||
46 Пост ОТК | Площадка | ||
47 Нанесение грунтовки на места, прошлифованные до металла | Площадка, кисть | ||
48 Нанесение покрывной эмали в два слоя "мокрый по мокрому" | Окрасочная камера двухпозиционная, пневматический распылитель | ||
49 Выдержка 3-5 мин | Тамбур с вытяжной вентиляционной установкой | ||
50 Сушка при 130°C | Камера сушильная | ||
51 Охлаждение до 30°C-40°C | Тамбур с обдувом холодным сжатым воздухом | ||
52 Пост ОТК | Площадка | ||
53 Местное шлифование вручную дефектов покрытий, нанесение эмали вручную кистью или распылителем | Площадка | ||
54 Сушка | Бескамерная сушильная установка под лампами (типа УСПО) |
Предварительную обработку поверхности обезжириванием используют для удаления грязи и масла перед обработкой фосфатированием, которое способствует улучшению адгезии ЛКМ к окрашиваемой поверхности и повышению антикоррозионных свойств ЛКП. Окрашивание электроосаждением обеспечивает защиту от коррозии внутренних и наружных поверхностей, включая внутренние полости. Окрашивание промежуточной грунтовкой необходимо для выравнивания поверхности и обеспечения сцепления с верхним покрывным слоем покрытия. Внешний верхний слой обеспечивает внешний вид покрытия, а также обеспечивает защиту от химического и физического воздействия окружающей среды (солнечное излучение, дождь, снег, химикаты, топливо, механическое повреждение). Нанесение грунтовочного покрытия методом электроосаждения проводят в ваннах окунания. Нанесение промежуточной грунтовки проводят методом электростатического распыления с ручной подкраской труднодоступных мест методом пневматического распыления. Окрашивание проводят в окрасочных камерах, снабженных системой фильтров для очистки от пыли и вентиляцией для удаления загрязненного воздуха из зоны окраски. Сушка покрытия проводится горячим воздухом в сушильных камерах.
В таблице 10 показан расход ЛКМ при окрашивании легкового автомобиля.
Расход находится в прямой зависимости от марки применяемого ЛКМ.
Таблица 10 - Расход материалов
Лакокрасочный материал в рабочей вязкости | Норма расхода, г/м |
Электрофорезная грунтовка на водной основе, органических растворителей 5% масс., содержание сухого остатка 14%-18% | 70-80* |
Грунтовка на основе растворителей, органических растворителей 45%, электростатическое распыление | 160-180 |
Эмаль на основе растворителей, органических растворителей 50%-60% | 80-120 |
Защита днища и герметизация | 6-12 кг/автомобиль* |
Лакокрасочный материал в рабочей вязкости | Норма расхода, г/м |
* Данные [4]. |
Вода при обработке поверхности автомобиля используется при:
- подготовке поверхности к окрашиванию;
- электроосаждении;
- очистке вытяжного воздуха окрасочной камеры.
Расход воды для электроосаждения, по данным [4], составляет 3-20 л/м.
Для улавливания загрязняющих веществ (ЗВ) при окрашивании окрасочные камеры оборудованы гидрофильтрами. Вода, как правило, циркулирует в системе очистки. Расход циркулируемой воды - 2-3 л/м воздуха, удаляемого из окрасочной камеры. Требуется восполнение воды за счет испарения. Незначительное количество воды теряется при очистке камеры (унос с коагулянтом).
Данные по потреблению электроэнергии в РФ при производстве легковых автомобилей отсутствуют. По данным [4], расход электроэнергии на производство окрасочных работ составляет 38%-52% от общего расхода электроэнергии на производство автомобиля, из них 7%-11% расходуется на подготовку поверхности к окрашиванию, 10%-15% - на электроосаждение, 12%-18% - на герметизацию и защиту днища, 12%-18% - на нанесение промежуточной грунтовки, остальное - на нанесение верхнего слоя покрытия.