Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации. В последние годы транспортный комплекс в целом удовлетворял спрос на перевозки пассажиров и грузов.
В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.
Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6,9 млрд. тонн (94,9 процента к уровню 2019 года), грузооборот - 2931 млрд.т-км (97,9 процента), коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот - соответственно 2,9 млрд. тонн (96,1 процента) и 2809,1 млрд.т-км (97,9 процента).
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (78,3 процента от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом), грузооборота - железнодорожный транспорт (86,8 процента от общего грузооборота транспортного комплекса).
Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1,5 процента к уровню 2019 года и составила 27,6 т-км на тыс. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.
В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,8 млн. тонн (97,7 процента к уровню 2019 года), в том числе наливные грузы - 416,1 млн. тонн (89,6 процента к уровню 2019 года), сухие грузы - 404,7 млн. тонн (107,6 процента).
В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом составил 6,9 млрд. тонн (101,8 процента по отношению к уровню 2020 года), грузооборот - 3042,4 млрд. т-км (103,5 процента).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без городского наземного электрического транспорта и метрополитена) снизился до уровня 2019 года (2019 год - 570,5 млрд. пасс.-км) на 45,2 процента и составил 312,7 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 46,2 процента и составила 2,1 тыс. пасс.-км на 1 человека.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
В 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составил 436,4 млрд. пасс.-км (139,6 процента по отношению к уровню 2020 года), подвижность населения на транспорте общего пользования (без учета городского электрического транспорта) - 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (142,9 процента).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
В условиях развития спроса на товары и услуги на мировом рынке в 2020 году объем экспорта транспортных услуг составил, по данным Центрального банка Российской Федерации, 13,4 млрд. долларов США (76,3 процента к уровню 2019 года).
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.
Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 6,4 процента и составил 2646,2 млрд. рублей (2,5 процента валового внутреннего продукта и 13,2 процента от объема инвестиций в экономику). Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1,3 процента к уровню 2019 года и составили 495,7 млрд. рублей (18,7 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс).
Из средств федерального бюджета объем инвестиций на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие транспортной системы" в 2020 году составил 399 млрд. рублей (80,5 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения, в том числе на системообразующих предприятиях отрасли. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса составила в 2020 году 2,5 млн. человек (99,6 процента к 2019 году). Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса составила 60,6 тыс. рублей (98,6 процента к 2019 году).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
Фактические значения показателей по транспортному комплексу за 2020-2021 годы определены на основе данных официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 1174-р).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
Несмотря на значительные достижения и растущий объем инвестиций в транспортный комплекс, его уровень развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста являются состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
Не решены проблемы транспортной доступности Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, в том числе расширения провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)