МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 21 ноября 2017 года N 1007


Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года



В соответствии с пунктом 4 раздела I плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 2570-р,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую концепцию развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция).

2. Департаменту развития физической культуры и массового спорта (В.Н.Малиц) разработать план мероприятий по реализации Концепции.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации М.В.Томилову.

Министр
П.А.Колобков

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минспорта России
от 21 ноября 2017 года N 1007

     

Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года

     

     

Введение


Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с планом мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 2570-р.

Целью Концепции является создание условий, обеспечивающих возможность для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

Задачи Концепции:

модернизация системы физического воспитания и развитие спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования физкультурной и спортивной инфраструктурой;

обеспечение повышения квалификации преподавателей физической культуры с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

расширение сети студенческих спортивных клубов;

увеличение количества студенческих спортивных лиг;

повышение эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

I. Общие положения


Концепция определяет систему приоритетных направлений, обеспечивающих развитие физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также студенческого спорта в Российской Федерации в целом.

В настоящее время в Российской Федерации отмечается высокий уровень заинтересованности вопросами формирования здорового образа жизни в молодежной среде и развития студенческого спорта со стороны общественных институтов, физкультурного и спортивного профессионального сообщества, студенчества. Российская Федерация все более активно укрепляет свои позиции в мировом студенческом спортивном движении, что вносит существенный вклад в ее позиционирование в качестве ведущей мировой спортивной державы, а проведенные и запланированные на территории Российской Федерации крупнейшие международные спортивные мероприятия: XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г.Казани, XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г.Сочи, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России, XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г.Красноярске - служат эффективным наследием и сильнейшим стимулом в развитии системы студенческого спорта и волонтерского движения.

Развитие студенческого спорта как части массового спорта зависит от системности и эффективности социального партнерства всех заинтересованных структур: федеральных органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, образования, молодежной политики и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных этим органам организаций, а также общественных физкультурно-спортивных организаций: Общероссийской общественной организации "Российский студенческий спортивный союз", Общероссийской молодежной общественной организации "Ассоциация студенческих спортивных клубов России", студенческих спортивных лиг и спортивных федераций.

В свою очередь, в основе стабильно высоких спортивных результатов на международной арене традиционно лежит выстроенная федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта и федеральным органом исполнительной власти в сфере образования совместно с общероссийскими спортивными федерациями и Общероссийской общественной организацией "Российский студенческий спортивный союз" система студенческого спорта как часть спорта высших достижений, обеспечивающая спортсменам высокого класса в процессе их подготовки эффективное сочетание образовательной деятельности и тренировочного процесса.

II. Предпосылки разработки Концепции


В последние годы в Российской Федерации были предприняты меры, направленные на формирование системы студенческого спорта, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в системе профессионального и высшего образования. Правовые основы развития студенческого спорта в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Нормы, регулирующие студенческий спорт, также закреплены в региональном законодательстве.

Президентом Российской Федерации был дан ряд поручений, направленных на подготовку и проведение на территории Российской Федерации крупнейших международных студенческих спортивных соревнований.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Также меры, направленные на совершенствование системы физического воспитания молодежи и развитие студенческого спорта, предусмотрены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, и государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.

Федеральными органами исполнительной власти обеспечено финансирование студенческого спорта, созданы различные межведомственные консультативные и совещательные структуры по вопросам физического воспитания в системе образования, сформирована базовая нормативная и методическая основа студенческого спорта, регулярно проводятся студенческие физкультурные и спортивные мероприятия различного уровня, межведомственные смотры-конкурсы, реализуются проекты по созданию спортивной инфраструктуры.

При содействии федеральных органов исполнительной власти с 2007 года развиваются студенческие спортивные лиги, с 2013 года АССК России.

Настоящая Концепция разработана в целях повышения эффективности совместной деятельности, а также комплексного определения направления развития студенческого спорта в Российской Федерации.

III. Современная система студенческого спорта в Российской Федерации


В настоящее время в структуре образовательной организации предусмотрена возможность создания различных структурных подразделений, направленных на развитие студенческого спорта:

- подразделений, отвечающих за реализацию федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту (институт, факультет, кафедра физического воспитания и т.д.);

- спортивных клубов;

- студенческих спортивных клубов;

- органов студенческого самоуправления физкультурной, спортивной, оздоровительной, туристической, волонтерской направленности;

- центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Согласно данным федерального статистического наблюдения по форме N ВПО-1 и по форме N СПО-1, а также федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" на 31.12.2016 в Российской Федерации имеется:

- 2,7 тыс. профессиональных образовательных организаций и 818 образовательных организаций высшего образования различной ведомственной принадлежности;

- 2869,5 тыс. студентов в профессиональных образовательных организациях и 2379,6 тысяч студентов очной формы обучения в образовательных организациях высшего образования;

- 1459,0 тыс. студентов в профессиональных образовательных организациях и 1826,0 тыс. студентов в образовательных организациях высшего образования, вовлеченных в занятия физической культурой и спортом;

- 11,9 тыс. штатных работников в профессиональных образовательных организациях и 17,8 тыс. штатных работников в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих работу по физической культуре и спорту;

- 229 спортивных клубов в профессиональных образовательных организациях и 332 спортивных клуба в образовательных организациях высшего образования.

В настоящее время студенческий спорт развивается в двух базовых направлениях:

- как часть массового спорта, включающая систему всероссийских, окружных, региональных, городских и локальных (на уровне образовательных организаций) массовых физкультурных и спортивных мероприятий, а также систематическую физкультурную, спортивную и оздоровительную работу со студентами системы образования;

- как часть спорта высших достижений, включающая отбор и подготовку спортивного резерва из числа студентов для участия на всемирных зимних и летних универсиадах, а также других спортивных мероприятиях Международной федерации студенческого спорта (FISU).

Координацию системы студенческого спорта в рамках федерального законодательства осуществляют в системе государственного управления федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта и в сфере образования, в системе негосударственного регулирования - РССС.

Постепенно все большую роль в развитии студенческого спорта занимают общероссийские спортивные федерации и студенческие спортивные лиги, АССК России.

Так, общероссийскими спортивными федерациями совместно с РССС учреждены 15 студенческих спортивных лиг.

Существующая система проведения всероссийских студенческих физкультурных и спортивных мероприятий предусматривает проведение:

- многоэтапных мероприятий, таких как всероссийские летняя и зимняя универсиады, всероссийский фестиваль студенческого спорта;

- ежегодных всероссийских соревнований по видам спорта;

- соревнований студенческих спортивных лиг в течение учебного года.

Так, система студенческих соревнований в 2016 году включала 53 международных и всероссийских мероприятия в рамках Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, 60 чемпионатов РССС, 13 регулярных чемпионатов студенческих спортивных лиг, чемпионат АССК России по 4 видам спорта.

По итогам проведенного в 2016 году мониторинга секционной деятельности спортивных клубов образовательных организаций - наиболее востребованными видами спорта являются: волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, настольный теннис, легкая атлетика, лыжные гонки, шахматы, самбо, фитнес-аэробика.

В целом существующие субъекты системы студенческого спорта в Российской Федерации реализуют различные полномочия, определенные федеральным и региональным законодательством, локальными нормативными актами образовательных организаций и их учредителей, методическими рекомендациями по развитию студенческого спорта и уставными документами общественных организаций.

Финансирование системы студенческого спорта формируется из:

средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий со студентами в рамках календарных планов;

средств бюджетов различных уровней в рамках государственных и муниципальных заданий образовательным организациям на реализацию учебных дисциплин, в том числе по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту;

средств федерального бюджета федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, выделяемых подведомственным образовательным организациям высшего образования на реализацию направления "студенческий спорт и здоровый образ жизни" в рамках программ развития деятельности студенческих объединений;

средств учредителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования на физкультурную, спортивную и оздоровительную работу со студентами в рамках выполнения государственного задания;

средств профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования от дополнительной приносящей доход деятельности (внебюджетные источники);

средств негосударственных субъектов системы студенческого спорта: РССС, студенческих спортивных лиг, общероссийских спортивных федераций, АССК России;

средств, полученных субъектами системы студенческого спорта за счет грантов государственных и негосударственных организаций.

IV. Основные направления реализации Концепции


Реализация Концепции предусматривается по следующим основным приоритетным направлениям:

повышение качества государственного и негосударственного управления системы студенческого спорта посредством использования потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта различного типа. Повышение качества государственного и негосударственного управления системы студенческого спорта также направлено на повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственной им сети организаций, в том числе их взаимодействия с негосударственными субъектами системы студенческого спорта;

совершенствование нормативно-правового регулирования системы студенческого спорта посредством разработки новых и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие развитие физической культуры и спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

совершенствование научно-методического обеспечения субъектов системы студенческого спорта посредством накопления научно-методического опыта в сфере студенческого спорта, формирование профильных научно-методических экспертных сообществ и внедрение инновационных разработок в практическую деятельность профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и негосударственных субъектов студенческого спорта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»