МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 октября 2017 года N 1494/пр

Об утверждении Методики определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации



Во исполнение пункта 33 раздела 5 паспорта приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. N 10 (в редакции протоколов от 18 апреля 2017 г. N 5, от 30 августа 2017 г. N 9), в целях подготовки ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по качеству городской среды

приказываю:

1. Утвердить Методику определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации (далее - Методика) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту городской среды в срок до 1 декабря 2017 г обеспечить подготовку и принятие приказа о межведомственной комиссии по подготовке индекса качества городской среды (далее - Межведомственная комиссия).

3. Определить Департамент городской среды ответственным за подготовку в соответствии с Методикой индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и представление на рассмотрение Межведомственной комиссии сводного отчета, содержащего сведения об индексах муниципальных образований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также иные материалы, необходимые для принятия решения об индексах применительно к муниципальному образованию, субъекту Российской Федерации.

4. Установить, что:

а) в отношении населенных пунктов, имеющих статус города, значения индикаторов, предусмотренных пунктами 1-30 таблицы N 1 приложения к Методике, определяются на основе данных, представляемых некоммерческой организацией "Фонд единого института развития в жилищной сфере";

б) индекс качества городской среды в 2017-2018 годах определяется для муниципальных образований, в которые входят населенные пункты с численностью свыше 1000 человек.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В.Чибиса

Министр
М.А.Мень

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 31 октября 2017 года N 1494/пр

     

Методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации

     

     
1. Общие положения

1.1. Настоящая методика предназначена для определения уровня качества городской среды муниципальных образований, в том числе муниципальных образований, в состав которых входят населенные пункты, имеющие статус города (далее - муниципальное образование), путем расчета и присвоения им индекса качества городской среды муниципального образования, а также для определения уровня качества городской среды на территории субъекта Российской Федерации путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах качества городской среды, присвоенных муниципальным образованиям, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

1.2. Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду обитания на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории. В настоящем документе понятие "городская среда" используется применительно к городам, городским округам, городским поселениям, а также к сельским поселениям.

1.3. Индекс качества городской среды муниципального образования (далее - Индекс) представляет собой цифровое значение состояния городской среды населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению показателей, характеризующих уровень комфорта проживания на соответствующей территории (далее - индикаторы).

1.4. Целями формирования Индекса являются:

а) определение текущего состояния городской среды, в том числе выявление конкурентных преимуществ муниципальных образований и ограничений, препятствующих его развитию, актуальных проблем, перспективных направлений развития;

б) формирование системы мониторинга процессов в сфере развития городской среды с использованием набора объективных индикаторов, направленной на обеспечение обоснованности принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти решений в сфере развития городской среды, в том числе поддержку и вовлечение в принятие этих решений граждан;

в) подготовка ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по качеству городской среды, сформированного в соответствии с уровнем качества городской среды в муниципальных образованиях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

г) обеспечение возможности сопоставления условий жизни населения в различных муниципальных образованиях и в различных субъектах Российской Федерации;

д) повышение открытости для граждан и общественности результатов работы органов власти в сфере развития городской среды и создание основы для оценки эффективности их работы в этой сфере, в том числе в рамках реализации приоритетного проекта;

е) стимулирование граждан, представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству муниципальных образований.

1.5. Индекс формируется исходя из следующих основных подходов:

а) информация, используемая для расчета Индекса, является актуальной, постоянно обновляемой, достоверной и верифицируемой, содержащейся в том числе в государственных информационных системах;

б) свободный доступ к информации об Индексе, в том числе к информации, на основании которой он был сформирован, неопределенного круга лиц;

в) осуществление оценки на основе комплексного анализа, позволяющего получить наиболее полное представление о всех наиболее значимых составляющих городской среды муниципального образования;

г) использование только рассчитываемых индикаторов, исключающее субъективный характер оценки и обеспечивающее их достоверность и объективность.

1.6. Для расчета индикаторов используются данные, содержащиеся в следующих государственных информационных системах, а также в открытых источниках:

а) государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ);

б) официальная статистическая информация (http://www.gks.ru);

в) информация из открытых источников (Yandex, Google, 2GIS, Вконтакте, OpenStreetMap, данные дистанционного зондирования земли Copernicus Open Access Hub, ГЛОНАСС, GPS, Реформа ЖКХ).

2. Описание структуры Индекса и порядок его присвоения

2.1. Индекс оценивает городскую среду в целом, во всей ее полноте, поэтому при его подсчете используется информация, относящаяся к различным аспектам функционирования муниципального образования.

2.2. Расчет Индекса осуществляется на основании значений индикаторов, указанных в таблице N 1 приложения к настоящей Методике.

2.3. Общим требованием к индикаторам является возможность их определения или расчета с использованием массивов информации, содержащихся в государственных информационных системах, открытых источниках. Информация необходимая для формирования каждого индикатора должна быть равно доступной для всех территорий населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.

2.4. Индикаторы, предусмотренные пунктами 1-30 N 1 таблицы приложения к настоящей Методике, применяются при расчете Индекса по следующим направлениям:

а) индикаторы, определяющие общий уровень угрозы для жизни и здоровья пребывающих в пространстве муниципального образования людей в связи с разного рода рисками, вызванными несовершенством его инфраструктуры или наличием социальных проблем;

б) индикаторы, позволяющие оценить уровень бытового, повседневного комфорта и удобства, которые муниципальное образование обеспечивает для жителей и гостей;

в) индикаторы, определяющие, в какой мере использование территории муниципального образования соответствует принципу сохранения и улучшения окружающей среды, а также измеряющие состояние экологии на момент оценки;

г) индикаторы, отвечающие за оценку своеобразия и узнаваемости территорий, а также определяющие вариативность пространственных решений и функциональное разнообразие городской среды;

д) индикаторы, измеряющие параметры, которые описывают муниципальное образование с точки зрения возможностей, которые оно предоставляет жителям. Показатели позволяют определить, используется ли устаревшая модель производства среды или новую модель, в которой одна из базовых ценностей развития города.

2.5. В отношении муниципальных образований, включающих в себя населенные пункты, имеющие статус города, Индекс определяется на основании значений Индикаторов, предусмотренных пунктами 1-30 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, рассчитанных в отношении населенных пунктов, имеющих статус города, а также Индикаторов, предусмотренных пунктами 31-41 таблицы N 1 приложения, рассчитанных в отношении муниципальных образований в целом, по следующей формуле:



2.6. В отношении муниципальных образований, не имеющих в составе населенных пунктов со статусом город, Индекс определяется на основании значений Индикаторов, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 12, 16, 28 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, по следующей формуле:



2.7. Индикаторы, предусмотренные пунктами 1-30 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, в отношении населенных пунктов, имеющих статус города, рассчитываются применительно к следующим территориям города:

а) индикаторы, предусмотренные пунктами 1-5 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды жилья и прилегающих пространств (жилые дома и придомовые территории);

б) индикаторы, предусмотренные пунктами 6-10 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды уличной инфраструктуры, а именно городские улицы разного типа, включая территории между фасадами зданий, за исключением дорожного полотна. Уличная инфраструктура оценивается отдельно и вне зависимости от расположения в том или ином пространстве города;

в) индикаторы, предусмотренные пунктами 11-15 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды озелененных и прибрежных пространств, а именно территории города, покрытые растительностью, включая парки, скверы, леса, а также территории, прилегающие к городским водоемам;

г) индикаторы, предусмотренные пунктами 16-20 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды общественно-деловой инфраструктуры и прилегающих пространств, а именно, территории, примыкающие к административным, деловым, торговым объектам, а также места общественного питания, объекты сервиса и услуг;

д) индикаторы, предусмотренные пунктами 21-25 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды социально-досуговой инфраструктуры и прилегающих пространств, а именно территории, примыкающие к воспитательно-образовательным (ясли, школы, вузы), медицинским и здравоохранительным учреждениям (больницы, оздоровительные лагеря, профилактории), к объектам спорта и рекреации (базы отдыха, стадионы, спортивные площадки и комплексы), к учреждениям культуры (кинотеатры, музеи, выставочные площадки), а также к объектам религиозного назначения;

е) индикаторы, предусмотренные пунктами 26-30 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды общегородского пространства, включающего всю территорию в административных границах населенного пункта. Введение этого пространства необходимо для оценки общегородских характеристик качества среды, не относящихся напрямую ни к одному из типов пространств.

2.8. Индикаторы, предусмотренные пунктами 31-40 N 1 таблицы приложения к настоящей Методике представляют собой:

а) индикаторы, позволяющие оценить степень участия граждан и организаций в реализации приоритетного проекта, качество взаимодействия органов власти и населения в области благоустройства;

б) индикаторы, позволяющие оценить эффективность исполнения субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями обязательств, взятых в рамках соглашений на предоставление субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, заключенных с Минстроем России.

2.9. Индикатор, предусмотренный пунктом 41 таблицы N 1 приложения к настоящей Методике, применяется при расчете Индекса в отношении муниципальных образований с численностью населения свыше 1000 человек, являющихся получателями в 2017 году субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

2.10. По результатам оценки каждого муниципального образования с использованием автоматизированной системы формируется лист оценки по форме согласно таблице N 2 приложения к настоящей Методике, отражающий конкретные цифровые показатели, присвоенные муниципальному образованию по соответствующим индикаторам (далее - лист оценки населенного пункта).

2.11. На основании листов оценок муниципальных образований, сформированных в соответствии с пунктом 2.10 настоящей Методики, с использованием автоматизированной системы формируется Индекс по конкретному субъекту Российской Федерации и соответствующий лист оценки субъекта Российской Федерации по форме согласно таблице N 3 приложения к настоящей Методике.

2.12. Результаты ранжирования муниципальных образований и субъектов Российской Федерации рассматриваются на Экспертном совете Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам городской среды, и после этого публикуются на сайте Минстроя России. Подготовка материалов для рассмотрения на указанном совете осуществляется Департаментом городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приложение
к Методике определения индекса
качества городской среды
муниципальных образований
Российской Федерации,
утвержденной приказом
Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 31 октября 2017 года N 1494/пр

     

     

Таблица N 1

     
Перечень индикаторов для расчета индекса качества городской среды и порядок их расчета на 2017 год

N инди-
като-
ра

Категория (город, городские поселе-
ния, сельские поселе-
ния)

Индикатор

Алгоритм формирования (формула расчета)

Базовые показатели (используемые в формуле)

Вре-
мен-
ные ха-
рак-
те-
рис-
тики

Еди-
ницы изме-
ре-
ния

Метод сбора инфор-
мации (источник данных)

Дополни-
тельные источники

Как оценивается значение индикатора

1

Все категории

Процент населения, живущего в аварийном жилье

- численность населения в муниципальном образовании

Год

чел

Росстат

Индикатор характеризует качество жилья, которое является одним из главных показателей комфортности проживания в населенном пункте

- численность населения, живущего в аварийном фонде

Год

чел

Минстрой

2

Все категории

Процент жилого фонда, обеспеченного централизован-
ными услугами тепло-, водо-, электроснаб-
жения, водоотведения

-

Удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованных отоплением, канализацией и отоплением

год

%

Росстат

Индикатор характеризует качество обеспечения гражданина услугами жизнеобеспече-
ния, что является одним из главных показателей комфортности проживания в населенном пункте

3

Города

Количество вывезенных твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на душу населения

- количество вывезенных ТКО

год

Росстат

Индикатор используется для оценки экологической ситуации в жилых районах города, генерирующих основной массив твердых коммунальных отходов. Оценивает, как эффективность работы коммунальных служб, так и наличие скоплений мусора в жилых районах. Увеличение объема вывоза мусора на душу населения ведет к повышению качества среды в жилых районах и стимулирует улучшение экологической обстановки.

Ч - численность населения

год

чел

Росстат

4

Города

Разнообразие жилой застройки

h - количество жилых домов всех типов

год

Ед.

Реформа ЖКХ

Индикатор характеризует степень монотонности городской застройки. Увеличение показателей этого индикатора стимулирует городские власти к соблюдению градостроитель-
ных регламентов в городе и повышению общего качества проектов жилой застройки.

h (1) и h (2) - количество жилых домов самого распространённого и второго самого распространённого типа за период 1959-1991 гг.

год

Ед.

Реформа ЖКХ

5

Города

Разнообразие функций в жилой зоне

- площадь функционально-
разнообразных участков жилой зоны

Год

Ед.

Поисково-
информа-
ционные картогра-
фические службы

Геогра-
фическая информа-
ционная системы (ГИС)

Свидетельствует о наличии разнообразных сервисов в преимуществен-
но жилых зонах. Чем большая площадь жилой зоны признается разнообразной, тем меньше в ней исключительно спальных монотонных районов.

Stot* - площадь жилой зоны, общая

Год

Ед.

Поисково-
информа-
ционные картогра-
фические службы

Геогра-
фическая информа-
ционная системы (ГИС)

________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

6

Города

Количество ДТП с участием пешеходов со смертельным исходом на душу населения

Дi* - количество ДТП с участием пешеходов со смертельным исходом

год

Ед.

МВД России

Показатель характеризует безопасность улично-дорожной сети города. Чем больше количество таких ДТП, тем более опасными являются дорожная ситуация и устройство улично-дорожной сети для пешеходов.

________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Ч - численность населения

год

чел.

Росстат

7

Все категории

Доля улично-
дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией

- общая протяженность улиц, проездов, набережных

год

км

Росстат

Наличие ливневой канализации является подтверждением качества улично-
дорожной сети, ее удобства, в том числе для пешеходов. Высокий уровень обеспеченности улично-дорожной сети ливневой канализации свидетельствует о комфорте передвижения в общественных пространствах, снижает риск затопления улиц, проездов, набережных в условиях интенсивного выпадения осадков

Пк* - общая протяженность ливневой канализации

год

км

Росстат

________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

8

Города

Загруженность дорог

Медианное значение загрузки дорог в течение четырёх месяцев года (февраль, апрель, июль, ноябрь)

Год

Балл

ГЛОНАСС

GPS

Характеризует наличие транспортных проблем при передвижении в городе и свидетельствует о наличии постоянных источников выбросов вредных веществ в атмосферу и общего загрязнения города. Уменьшение числа дорожных заторов значительно улучшает экологию города, в частности состояние атмосферы вдоль дорог.

9

Города

Количество улиц с развитой сферой услуг

Сумма улиц с развитой сферой услуг в городе

год

Ед.

Поисково-
информа-
ционные картогра-
фические службы

Геогра-
фическая информа-
ционная системы (ГИС)

Отражает наличие интересных для пешеходов пространств, разнообразие и идентичность городских улиц, повышая пешеходный поток, развитие городской экономики и общую безопасность городских улиц.

10

Города

Индекс пешеходной доступности

Рассчитывается как отношение совокупной длины кратчайших пешеходных маршрутов от жилых домов с учетом топологии улично-
дорожной сети к точкам притяжения (все объекты социальной и коммерческой инфраструктуры) в пределах 800-метровой зоны, к общей протяженности улично-
дорожной сети города. Полученные в результате длины маршрутов суммируются, и соотносятся с общей протяженностью улично-дорожной сети города.

год

%

Поисково-
информа-
ционные картогра-
фические службы

Геогра-
фическая информа-
ционная системы (ГИС)

Оценивает степень пешеходной доступности от жилых домов до объектов инфраструктуры, учитывая сложность геометрии УДС, наличие пешеходных переходов, тротуаров за 10 минут от каждого здания кратчайшим путем по улично-
дорожной сети (800 м).

11

Города

Доля озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.) в площади всех зеленых насаждений в целом

* - общая площадь зеленых насаждений общего пользования (парки, сады и др.), га

год

га

Росстат

Оценивает потенциальную безопасность озелененных территорий города, выявляя долю территорий, к которым не применяются такие требования качества, как освещение, охрана, комфорт передвижения и др., и остаются территориями потенциальной опасности (лесные массивы, лесополосы).

________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

* - площадь всех зеленых насаждений, га

год

га

Росстат

________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

12

Все категории

Доступность парков или обустроенного природного ландшафта

Вычисляется как доля населения, проживающего в радиусе 800 метров от границ парков, от общего количества населения.

Расстояние от центра масс населения до входа в парк

год

Поисково-
информа-
ционные картогра-
фические службы

Геогра-
фическая информа-
ционная системы (ГИС)

Возможность часто и без затрат времени на транспорт посещать парки или естественный природный ландшафт для прогулок, занятий спортом, тихого отдыха, или работы вне офиса, делает жизнь удобнее.

13

Города

Состояние зеленых насаждений

Рассчитывается на основе дешифрирования космических снимков и вычисления вегетационного индекса, как доля территории с озелененными насаждениями повышенной плотности биомассы от общей площади озеленения города

год

%

Данные дистанци-
онного зондиро-
вание земли

Геогра-
фическая информа-
ционная системы (ГИС)

Оценивает биопродуктив-
ность зеленых насаждений как прямое следствие всего состояния природной
риродно* непосредственно связанной с состоянием атмосферы, уровнем загрязнения почв и поверхностных вод в городе.

________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

14

Города

Количество фотографий из социальных сетей, сделанных горожанами на озелененных территориях

Фi - все фотографии за год в границах озелененных территорий

год

Ед.

Социаль-
ные сети

Используется для оценки разнообразия и идентичности озелененных пространств. Чем больше создано условий и предпосылок для привлечения горожан в парки, тем больше фотографий приходится на этот тип пространств.

Овс - площадь озелененных территорий

год

км

Геогра-
фическая информа-
ционная системы (ГИС)

15

Города

Количество разнообразных услуг для горожан на озелененных территориях

Сi - все сервисы, расположенные в границах озелененных территорий

год

Ед.

Поисково-
информа-
ционные картогра-
фические службы

Используется для оценки современности среды городских озелененных территорий. Парки и скверы - это полноценные общественные пространства для удовлетворения различных потребностей разных социокультурных групп горожан.

Овс - площадь озелененных территорий

год

км

Геогра-
фическая информа-
ционная системы (ГИС)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»