Недействующий

Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года (с изменениями на 24 июня 2020 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р)

Морской порт Оля


Площадь территории морского порта Оля составляет 324,84 гектара и площадь акватории порта - 53,12 кв. километра.

На территории морского порта Оля имеется 12 причалов общей протяженностью 1877,4 погонного метра, мощностью 4,37 млн. тонн. По состоянию на 1 января 2017 г. использовались 7 причалов (1-5а и 7) протяженностью 1123 погонных метра, мощностью 2,42 млн. тонн, фактическое использование причалов составило 0,19 млн. тонн.

В морском порту Оля осуществляет свою деятельность один оператор морского терминала (акционерное общество "Морской торговый порт Оля"). Объем перевалки грузов в порту Оля в 2016 году составил 197,6 тыс. тонн, что является наименьшим показателем среди портов Российской Федерации Каспийского бассейна. Основной объем грузов, переваливаемых через порт Оля в 2016 году, направлен на экспорт - около 91 процента или 180,5 тыс. тонн, причем весь объем приходится на сухие грузы. Лишь 9 процентов перевалки через порт составляют импортируемые грузы.

На порт Оля оказали влияние перемены в иранской экономике. В 2011 году 80 процентов перевалки (448,9 тыс. тонн) приходились на черные металлы, а по итогам 2016 года указанная номенклатура грузов практически отсутствует. В настоящее время более 80 процентов (164,5 тыс. тонн) переваливаемых грузов в порту Оля приходится на зерно и продукты перемола, а в 2011 году их доля составляла лишь 0,35 процента общего объема грузов. В целом эти цифры говорят об общем снижении грузопотока, хотя открытие зернового терминала в 2012 году позволило несколько сдержать резкое падение перевалки грузов в порту.

Порт Оля является единственным среди портов в Каспийском регионе, который не находится в городской черте. В этой связи основным направлением развития порта Оля является обеспечение мер по повышению эффективности использования существующих портовых мощностей.

В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)", предусмотрены реконструкция и строительство объектов инфраструктуры порта Оля, в том числе строительство объектов федеральной собственности, специализированных терминалов порта, а также строительство 1-й очереди второго грузового района порта.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации" мероприятия федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)", после 1 января 2018 г. будут осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", включенной в перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р.