Недействующий

Об утверждении Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД" (с изменениями на 9 апреля 2020 года) (утратило силу на основании распоряжения ОАО "РЖД" от 20.07.2021 N 1560/р)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Положением о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 года N 344 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2015 г. N 36209), определяет порядок:

информирования о допущенных транспортных происшествиях и иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - нарушение безопасности движения);

образования и организации работы комиссий ОАО "РЖД" по расследованию нарушений безопасности движения (далее - комиссии ОАО "РЖД");

взаимодействия комиссий ОАО "РЖД" с представителями сторонних организаций и Ространснадзора;

оформления материалов расследования, их хранения, предоставления органам государственной власти и сторонним организациям;

проведения совещаний по рассмотрению обстоятельств и причин возникновения нарушений безопасности движения;

учета нарушений безопасности движения и предоставления отчетных данных об их количестве в Ространснадзор и его территориальные управления.

2. В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:

1) авария - столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых причинен тяжкий вред здоровью менее 5 человек, за исключением случаев причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками ОАО "РЖД" и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством и несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации, либо возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек, либо поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта;

(Подпункт в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 25 сентября 2018 года N 2101/р. - См. предыдущую редакцию)

2) затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры ОАО "РЖД" - образование свободной поверхности воды на участке инфраструктуры в результате повышения уровня водотока или подземных вод, неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, или разрушение конструкций сооружений инфраструктуры ОАО "РЖД", вызвавшие полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и более

3) излом рельса под железнодорожным подвижным составом - нарушение целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения;

4) крушение - столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых погиб один и более человек либо причинен тяжкий вред здоровью 5 и более человек, за исключением случаев гибели или причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками ОАО "РЖД" и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством и несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации, либо возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек, либо поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря, либо нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек;

(Подпункт в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 25 сентября 2018 года N 2101/р. - См. предыдущую редакцию)

5) нарушение условий жизнедеятельности - ситуация, при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;

6) несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон - самопроизвольный уход подвижного состава на станциях за предельный столбик (светофор, знак "Граница станции", знак "Граница подъездного пути") на маршрут приема, отправления поезда или на перегон, с перегона или с железнодорожных путей необщего пользования на станцию;

7) отправление поезда на занятый перегон - событие, при котором при открытом выходном светофоре или пригласительном сигнале или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286, (далее - ПТЭ), и получении им при необходимости дополнительного указания или сигнала отправления поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива, в то время как впереди расположенный перегон (путь перегона, блок-участок или стрелочно-путевой участок) занят поездом любого направления или подвижным составом;

8) отправление поезда по неготовому маршруту - событие, при котором отправляющийся (следующий без остановки) поезд проследовал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, и получении им при необходимости дополнительного указания или сигнала отправления при неготовом или неправильно приготовленном маршруте, ведущем на свободный перегон (блок-участок), а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь, путь со снятым напряжением в контактном проводе или с другим родом тока;

9) отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования - отцепка вагона из-за неисправности, препятствующей его дальнейшему движению, на всех станциях, кроме станции отправления и станции назначения;

10) отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс - отцепка вагона на всех станциях, кроме конечных станций гарантийного участка и станций, имеющих пункты технического осмотра;

11) отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа - отцепка вагона от поезда из-за нарушения технических условий погрузки, которые могут вызвать падение груза или его части на путь, а также выход его за пределы габарита погрузки, на всех станциях, за исключением станций, на которых предусмотрено проведение коммерческого осмотра, в том числе при помощи технических средств;

12) падение на путь деталей подвижного состава - падение на путь (внутрь рельсовой колеи или на обочину пути) во время движения подвижного состава его детали (деталей), приведшее к невозможности его дальнейшего движения;

13) прием поезда на занятый путь - событие, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью локомотива) входной (маршрутный) светофор по разрешающему показанию, пригласительному сигналу, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, разрешение на следование на станцию при маршруте, приготовленном на путь, занятый поездом или подвижным составом, за исключением случаев, предусмотренных ПТЭ;

14) прием поезда по неготовому маршруту - событие, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью локомотива) входной (маршрутный) светофор по разрешающему показанию, пригласительному сигналу или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, разрешение на следование на станцию на путь (участок пути), не занятый подвижным составом, при неготовом маршруте (стрелочные переводы, охранные и предохранительные устройства установлены не по маршруту следования), а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь или по неэлектрифицированному съезду, на путь с другим родом тока или на путь со снятым напряжением в контактном проводе;

15) происшествие при перевозке (транспортировке) опасных грузов - событие, связанное с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны и вызвавшим нанесение ущерба жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшее к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера;

16) развал груза в пути следования, угрожающий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - случай падения груза (контейнера) или его части на путь, а также смещение, разворот, расстройство его крепления, вызвавшие выход за установленный габарит погрузки, за исключением грузов, перевозимых насыпью или наливом;

16_1) саморасцеп автосцепок - самопроизвольное нарушение сцепления единиц железнодорожного подвижного состава;