Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 декабря 2014 года N 344

Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

(с изменениями на 1 июня 2018 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.08.2016, N 0001201608240018);

приказом Минтранса России от 1 июня 2018 года N 218 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.06.2018, N 0001201806260016).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15 октября 2019 года N 315.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 октября 2019 года N 315 отменен на основании приказа Минтранса России от 28.04.2020 N 144.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________          

          

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169, N 28, ст.2884; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.1), ст.3597, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21; 2011, N 30 (ч.1), ст.4590, ст.4596, N 19, ст.2716, N 45, ст.6333; 2012, N 25, ст.3268, N 31, ст.4320, 2013, N 27, ст.3477, 2014, N 49 (ч.6), ст.6928) и пунктом 5.2.34 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612, N 24, ст.2601, N 52 (ч.3), ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11 (ч.1), ст.1029, N 17, ст.1883, N 18, ст.2060, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18 (ч.2), ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, N 6, ст.652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, ст.3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18 (ч.4), ст.2177), N 30 (ч.2), ст.4311, ст.4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, ст.5926)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

от 25 декабря 2006 года N 163 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий" (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2007 года, регистрационный N 8840);

от 5 ноября 2008 года N 180 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 163" (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2008 года, регистрационный N 12835).

Министр
М.Ю.Соколов

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 февраля 2015 года,
регистрационный N 36209

     

     

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 18 декабря 2014 года N 344

     
Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

(с изменениями на 1 июня 2018 года)

     

     

I. Общие положения

1. Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливает классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

2. Настоящее Положение применяется при классификации, расследовании и учете транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, имевших место на железнодорожных путях общего и железнодорожных путях необщего пользования.

II. Классификация, порядок расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

3. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования (далее - субъекты железнодорожного транспорта) обязаны незамедлительно оповестить любыми доступными средствами связи, в том числе телефонной, телеграфной, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор), ее территориальные органы в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог, органы прокуратуры, органы Следственного комитета, органы внутренних дел, территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы местного самоуправления в пределах их территориальных полномочий, заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков, о возникновении на территории указанных субъектов железнодорожного транспорта транспортных происшествий, указанных ниже:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217. - См. предыдущую редакцию)

крушение (столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, с транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217. - См. предыдущую редакцию)

________________

За исключением:

случаев гибели или причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года приказом Минтранса России от 1 июня 2018 года N 218. - См. предыдущую редакцию)

несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3, N 30, ст.3014, 3033; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 18, ст.1690, N 35, ст.3607; 2005 N 1 (ч.1), ст.27, N 13, ст.1209, N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878, N 41, ст.4285, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.34, N 17, ст.1930, N 30, ст.3808, N 41, ст.4844, N 43, ст.5084, 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812, N 30 (ч.1), ст.3613, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6235, 6236; 2009, N 1, ст.17, 21, N 19, ст.2270, N 29, ст.3604, N 30, ст.3732, 3739, N 46, ст.5419, N 48, ст.5717, N 50, ст.6146; 2010, N 31, ст.4196; N 52 (ч.1), ст.7002; 2011, N 1, ст.49, N 25, ст.3539, N 27, ст.3880, N 30 (ч.1), ст.4586, 4590, 4591, 4596, N 45, ст.6333, 6335, N 48, ст.6730, 6735, N 49 (ч.1), ст.7015, 7031, N 50, ст.7359, N 52, ст.7639; 2012, N 10, ст.1164, N 14, ст.1553, N 18, ст.2127, N 31, ст.4325, N 47, ст.6399, N 50 (ч.4), ст.6954, N 50 (ч.5), ст.6957, 6959, N 53 (ч.1), ст.7605; 2013, N 14, ст.1666, 1668, N 19, ст.2322, 2326, 2329, N 23, ст.2866, 2883, N 27, ст.3449, 3454, 3477, N 30 (ч.1), ст.4037, N 48, ст.6165, N 52 (ч.1), ст.6986; 2014, N 14, ст.1542, 1547, 1548, N 19, ст.2321, N 23, ст.2930, N 26, ст.3405, N 45, ст.6143).

1) погиб один и более человек;

2) причинен тяжкий вред здоровью пяти и более человек;

3) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало десять и более человек;

4) поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря;

5) нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

авария (столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217. - См. предыдущую редакцию)

________________

За исключением:

случаев причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;

несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года приказом Минтранса России от 1 июня 2018 года N 218. - См. предыдущую редакцию)

1) причинен тяжкий вред здоровью менее пяти человек;

2) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее десяти человек;

3) нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек;

4) поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта);

происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесшего ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2640; 2011, N 21, ст.2971).

4. Субъекты железнодорожного транспорта не позднее трёх часов с момента случившегося обязаны оповестить по телефонным, телеграфным или электронным средствам связи Ространснадзор, его территориальные органы в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог, заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков, о возникновении на территории субъектов железнодорожного транспорта событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, указанных ниже:

возгорание груза в вагоне или контейнере при его эксплуатации на железнодорожных путях общего и железнодорожных путях необщего пользования;

(Абзац дополнительно включен с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217)

столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, не имеющих последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры, вызвавшие полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более;

происшествие, связанное с несанкционированным движением по железнодорожным путям транспортного средства или столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством вне установленного железнодорожного переезда, не имеющие последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217. - См. предыдущую редакцию)

столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством на железнодорожном переезде, не имеющее последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесшего ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшие к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2640; 2011, N 21, ст.2971).

5. Субъекты железнодорожного транспорта, на территории которых произошли события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, указанные в настоящем пункте, ежемесячно обязаны информировать Ространснадзор и его территориальные органы в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог об их количестве:

прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом;

отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования;

отмена отправления пассажирского поезда с железнодорожной станции отправления или высадка пассажиров из поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава;

повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной железнодорожной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;

отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

излом рельса под железнодорожным подвижным составом;

саморасцеп автосцепок в поездах;

отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс;

отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа;

обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;

падение на железнодорожный путь деталей железнодорожного подвижного состава;

наезд железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты);

несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;

проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика;

прием поезда на занятый железнодорожный путь;

отправление поезда на занятый перегон;

развал груза в пути следования, который может угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

излом (обрыв) литых деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки);

ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью;

столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством на железнодорожном переезде.