(с изменениями на 23 июля 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 12.03.2018 N 226, от 16.07.2018 N 586, от 27.08.2018 N 773, от 14.01.2019 N 3, от 20.05.2019 N 475, от 07.10.2019 N 887, от 29.11.2019 N 1122, от 16.12.2019 N 1229, от 01.06.2020 N 636, от 29.06.2020 N 746, от 31.08.2020 N 1058, от 14.12.2020 N 1470, от 09.03.2021 N 280, от 29.03.2021 N 368, от 26.07.2021 N 852, от 07.02.2022 N 173, от 16.05.2022 N 589, от 27.06.2022 N 820, от 08.08.2022 N 1019, от 03.10.2022 N 1221, от 17.10.2022 N 1265, от 27.02.2023 N 276, от 13.06.2023 N 675, от 03.07.2023 N 760, от 04.09.2023 N 1019, от 16.10.2023 N 1178, от 30.10.2023 N 1222, от 28.12.2023 N 1435, от 28.12.2023 N 1436, от 13.02.2024 N 152, от 28.02.2024 N 226, от 28.02.2024 N 227, от 26.03.2024 N 368, от 24.04.2024 N 508, от 13.06.2024 N 699, от 16.07.2024 N 855, от 23.07.2024 N 899)
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Наследие Вологодчины".
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 29.11.2019 N 1122, от 28.12.2023 N 1436)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "НАСЛЕДИЕ ВОЛОГОДЧИНЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 12.03.2018 N 226, от 16.07.2018 N 586, от 27.08.2018 N 773, от 14.01.2019 N 3, от 20.05.2019 N 475, от 07.10.2019 N 887, от 29.11.2019 N 1122, от 16.12.2019 N 1229, от 01.06.2020 N 636, от 29.06.2020 N 746, от 31.08.2020 N 1058, от 14.12.2020 N 1470, от 09.03.2021 N 280, от 29.03.2021 N 368, от 26.07.2021 N 852, от 07.02.2022 N 173, от 16.05.2022 N 589, от 27.06.2022 N 820, от 08.08.2022 N 1019, от 03.10.2022 N 1221, от 17.10.2022 N 1265, от 27.02.2023 N 276, от 13.06.2023 N 675, от 03.07.2023 N 760, от 04.09.2023 N 1019, от 16.10.2023 N 1178, от 30.10.2023 N 1222, от 28.12.2023 N 1435, от 28.12.2023 N 1436, от 13.02.2024 N 152, от 28.02.2024 N 226, от 28.02.2024 N 227, от 26.03.2024 N 368, от 24.04.2024 N 508, от 13.06.2024 N 699, от 16.07.2024 N 855, от 23.07.2024 N 899)
Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет по охране объектов культурного наследия области |
Исполнитель государственной программы | Департамент культуры и туризма области |
(введено постановлением Правительства Вологодской области от 23.07.2024 N 899) | |
Подпрограммы государственной программы | подпрограмма 1 "Эффективное использование историко-культурного наследия"; подпрограмма 2 "Обеспечение сохранности и популяризация объектов культурного наследия"; подпрограмма 3 "Обеспечение условий реализации государственной программы" |
Цель государственной программы | обеспечение сохранности, эффективного использования и популяризации объектов культурного наследия и объектов, составляющих предмет охраны исторических поселений, расположенных на территории Вологодской области |
Задачи государственной программы | участие в реализации государственной политики, направленной на эффективное использование объектов культурного наследия, регенерацию и развитие исторических поселений; принятие своевременных мер, обеспечивающих физическую сохранность объектов культурного наследия; формирование у населения ответственного отношения к объектам культурного наследия; государственная охрана объектов культурного наследия |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 08.08.2022 N 1019) | |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | доля сохраненных и воссозданных исторически ценных градоформирующих объектов, входящих в предмет охраны исторических поселений и отраженных в историко-архитектурных опорных планах исторических поселений, обеспеченных утвержденным предметом охраны, %; доля памятников истории и архитектуры, выведенных из неудовлетворительного состояния, %; доля муниципальных районов, муниципальных и городских округов области, в которых проводились мероприятия по популяризации объектов культурного наследия, %; доля объектов культурного наследия, в отношении которых в установленные сроки проведены мероприятия по мониторингу их технического состояния в целях планирования дальнейших работ по их сохранению, % |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.02.2023 N 276) | |
Сроки реализации государственной программы | 2018 - 2026 годы |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 28.02.2024 N 226) | |
Объемы финансового обеспечения государственной программы за счет средств областного бюджета | общий объем финансового обеспечения государственной программы - 3456175,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2018 год - 76999,1 тыс. рублей; 2019 год - 99644,0 тыс. рублей; 2020 год - 106424,4 тыс. рублей; 2021 год - 91909,7 тыс. рублей; 2022 год - 226738,5 тыс. рублей; 2023 год - 377415,4 тыс. рублей; 2024 год - 1482256,1 тыс. рублей; 2025 год - 621243,0 тыс. рублей; 2026 год - 366088,7 тыс. рублей; общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств областного бюджета - 3449175,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2018 год - 76999,1 тыс. рублей; 2019 год - 99644,0 тыс. рублей; 2020 год - 105424,4 тыс. рублей; 2021 год - 90909,7 тыс. рублей; 2022 год - 225738,5 тыс. рублей; 2023 год - 376415,4 тыс. рублей; 2024 год - 1481256,1 тыс. рублей; 2025 год - 620243,0 тыс. рублей; 2026 год - 365088,7 тыс. рублей, из них: за счет собственных доходов (налоговых и неналоговых доходов, дотаций из федерального бюджета) - 3418786,2 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 73515,4 тыс. рублей; 2019 год - 96715,6 тыс. рублей; 2020 год - 102384,8 тыс. рублей; 2021 год - 87660,9 тыс. рублей; 2022 год - 222601,3 тыс. рублей; 2023 год - 373236,5 тыс. рублей; 2024 год - 1477607,0 тыс. рублей; 2025 год - 616450,0 тыс. рублей; 2026 год - 361158,0 тыс. рублей; за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета в форме субвенций и субсидий, иных межбюджетных трансфертов - 30389,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2018 год - 3483,7 тыс. рублей; 2019 год - 2928,4 тыс. рублей; 2020 год - 3039,6 тыс. рублей; 2021 год - 3248,8 тыс. рублей; 2022 год - 3137,2 тыс. рублей; 2023 год - 3178,9 тыс. рублей; 2024 год - 3649,1 тыс. рублей; 2025 год - 3793,0 тыс. рублей; 2026 год - 3930,7 тыс. рублей; общий объем налоговых расходов за счет средств областного бюджета - 7000,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2020 год - 1000,0 тыс. рублей; 2021 год - 1000,0 тыс. рублей; 2022 год - 1000,0 тыс. рублей; 2023 год - 1000,0 тыс. рублей; 2024 год - 1000,0 тыс. рублей; 2025 год - 1000,0 тыс. рублей 2026 год - 1000,0 тыс. рублей |
(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 28.02.2024 N 226, от 24.04.2024 N 508, от 23.07.2024 N 899) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | увеличение доли сохраненных и воссозданных исторически ценных градоформирующих объектов, входящих в предмет охраны исторических поселений и отраженных в историко-архитектурных опорных планах исторических поселений, обеспеченных утвержденным предметом охраны, до 100% к 2026 году; увеличение доли памятников истории и архитектуры, выведенных из неудовлетворительного состояния, с 1,92% в 2017 году до 9,7% к 2026 году; увеличение доли муниципальных районов, муниципальных и городских округов области, в которых проводились мероприятия по популяризации объектов культурного наследия, с 10% в 2017 году до 75% к 2026 году; поддержание доли объектов культурного наследия, в отношении которых в установленные сроки проведены мероприятия по мониторингу их технического состояния в целях планирования дальнейших работ по их сохранению, с 2017 года до 2026 года на уровне не менее 20% |
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 28.02.2024 N 226) |
На территории Вологодской области расположено 2119 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального и регионального значения (далее - объекты культурного наследия) и выявленных объектов культурного наследия, главным образом это объекты археологического наследия (1375). По состоянию на 1 января 2017 года в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) включено 762 объекта культурного наследия, из них федеральная категория историко-культурного наследия присвоена 214 объектам, региональная категория - 548 объектам.
10 населенных пунктов Вологодчины: города Вологда, Кириллов, Вытегра, Грязовец, Никольск, Устюжна, Череповец, Кадников, села Верховажье и Ферапонтово являются историческими поселениями регионального значения, города Белозерск, Великий Устюг и Тотьма - историческими поселениями федерального значения. Для всех исторических поселений в настоящее время отсутствуют утвержденные границы территории, предметы охраны и требования к градостроительным регламентам в границах территории, что не позволяет выполнять нормы федеральных законодательных актов в части необходимости согласования архитектурного решения нового строительства на его соответствие предмету охраны исторического поселения. В 2016 - 2017 годах разработаны проекты указанной документации для двух исторических поселений регионального значения (города Вологда и Череповец), в процессе доработки находится документация по историческому поселению федерального значения г. Белозерск. Требуется продолжение данной работы по всем историческим поселениям.
В ряде крупных населенных пунктов (города Вытегра, Грязовец, Кадников, Кириллов, село Устье) отсутствуют утвержденные проекты зон охраны объектов культурного наследия. Действующие в связи с этим на территории данных муниципальных образований защитные зоны, установленные в соответствии с требованиями федерального закона, ведут к значительному ограничению хозяйственной деятельности, запрещая любое новое строительство (включая индивидуальное жилищное строительство). Разработка проектов зон охраны является необходимым условием для развития территорий указанных населенных пунктов.
Несмотря на многолетнюю деятельность, направленную на сохранение памятников, на сегодняшний день техническое состояние значительной части объектов культурного наследия продолжает представлять угрозу полной либо частичной утраты предмета охраны и требует принятия серьезных мер по их сохранению. Наиболее подвержены риску утраты памятники деревянного зодчества и объекты культурного наследия, являющиеся многоквартирными жилыми домами, особенно расположенные в малых городах и сельской местности.
Ремонтно-реставрационные работы в области ежегодно ведутся более чем на 30 объектах культурного наследия с привлечением всех источников финансирования. Однако в настоящее время свыше 80 памятников истории и архитектуры федерального и регионального значения нуждаются в проведении срочных ремонтно-реставрационных работ. В этой связи особо остро встает вопрос необходимости привлечения внебюджетных средств для проведения работ по сохранению, в том числе на основе коммерциализации, объектов культурного наследия и других объектов, входящих в предмет охраны исторических поселений. Требует решения проблема пустующих объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности. Эффективное использование объектов культурного наследия, позволяющее в процессе эксплуатации вывести их из неудовлетворительного состояния, - главный залог его сохранения.
Также сохраняется риск утраты объектов культурного наследия - памятников археологии (включенных в Реестр и выявленных), в соответствии с законодательством имеющих статус федерального значения. Причиной этого, в первую очередь, являются неконтролируемые землеотводы, строительные и сельскохозяйственные работы. До сих пор в данном направлении удавалось только фиксировать проблемы при отсутствии действенных механизмов для пресечения нарушений законодательства. Расширение мероприятий по сохранению и изучению памятников археологии является одной из важнейших задач органов государственной власти, наделенных полномочиями по их сохранению, где в качестве приоритета определяются проведение инвентаризации ранее выявленных объектов археологического наследия, подготовка документов для их регистрации в Реестре и постановки на кадастровый учет границ территорий объектов культурного наследия.
Сохранение культурного наследия не представляется возможным без формирования у населения ответственного отношения к памятникам архитектуры и истории. В связи с этим особое значение приобретают вопросы популяризации объектов культурного наследия, расширения права доступа граждан к информации об объектах и предмету их охраны, а также популяризации труда профессионалов, занятых в сфере их сохранения.
В целях нивелирования вышеуказанных вызовов на территории Вологодской области предстоит организовать работу в следующих направлениях:
изменить мнение инвесторов о бесперспективности капиталовложений в объекты культурного наследия, в развитие исторических поселений;
изменить имеющуюся ситуацию неудовлетворительного состояния объектов культурного наследия, на базе которых осуществляется исполнение государственных функций, а также объектов, отнесенных к жилому фонду;
устранить антропогенные угрозы объектам культурного наследия, в том числе памятникам археологии и достопримечательным местам;
изменить отношение к объектам культурного наследия собственников и населения посредством популяризации памятников истории и культуры;
повысить эффективность государственной охраны объектов культурного наследия.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 08.08.2022 N 1019)
Наличие указанных факторов объективно требует усиления взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Вологодской области с социально ориентированными некоммерческими организациями, укрепления материальной и научно-методической государственной реставрационной базы, поддержки археологической науки.
Вместе с тем при достижении цели государственной программы и с учетом вышеуказанных направлений работы тема повышения эффективности деятельности органов государственной власти в направлении обеспечения сохранности, эффективного использования и популяризации объектов культурного наследия и объектов, составляющих предмет охраны исторических поселений федерального и регионального значения (далее - исторические поселения), становится неотъемлемым элементом мероприятий данной государственной программы.
Мероприятия, направленные на создание условий, стимулирующих активизацию работ по сохранению объектов культурного наследия, с одной стороны, и способствующих эффективному и бережному их использованию, с другой стороны, будут способствовать повышению уровня социально-экономического развития исторических поселений Вологодской области, включая последовательную диверсификацию экономики области в сторону развития туризма, целенаправленное содействие гармоничному росту общественных инициатив, направленных на сохранение национальных культурных ценностей.
Вышеперечисленная проблематика требует взвешенного комплексного подхода и соответствующего уровня финансирования.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 13.06.2023 N 675)
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены исходя из:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317;
Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-р;
Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р;