МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 марта 2019 года N Р-20

Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах



В соответствии с контрольной точкой 3.1.4. плана мероприятий по реализации федерального проекта "Современная школа", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации от 7 декабря 2018 г. N 3 (далее - федеральный проект "Современная школа"):

1. Утвердить методические рекомендации по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель министра
М.Н.Ракова



Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 1 марта 2019 года N Р-20



Методические рекомендации по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого партнерства



Настоящие методические рекомендации по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого партнерства (далее - методические рекомендации) разработаны во исполнение контрольной точки 3.1.4. Плана мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в том числе, включающих: принципы, требования и задачи реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах; особенности реализации мероприятий в зависимости от территориальных особенностей; примерный инфраструктурный лист; описание принципов создания условий для реализации дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого партнерства; примерные методические комплексы для реализации образовательных программ на обновленной материально-технической базе; организационно-финансовые и управленческие принципы функционирования; базовый перечень показателей результативности; типовые локальные нормативные акты, в том числе план ("дорожную карту").

Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в субъектах Российской Федерации.

Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).

I. Общие положения

1.1. Определение


Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, расположенных в сельской местности и малых городах и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности".

Совокупность образовательных организаций, на базе которых создаются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" (далее - Центры).

1.2. Цели и задачи Центров


Целями создания Центров является создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно научного, технического и гуманитарного профилей, а также обновления содержания и совершенствования методов обучения предметной области "Технология", "Информатика" и "Основы безопасности жизнедеятельности" являются*

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Задачами Центров являются - 100% охват контингента обучающихся образовательной организации, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" на обновленном учебном оборудовании с применением новых методик обучения и воспитания, а также не менее 70% охват контингента обучающихся - дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественно научного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.

Центр может выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.

I.* Правовое обеспечение создания и функционирования Центров

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

          

2.1. Правовой акт органа управления образованием субъекта Российской Федерации о создании Центров на базе общеобразовательных организаций, утверждающий:

- реестр образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры;

- план первоочередных мероприятий (дорожную карту) по созданию и функционированию Центров по форме Приложения N 1* к настоящим методическим рекомендациям;

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     

- медиаплан по информационному сопровождению создания Центров по форме Приложения N 3* к настоящим методическим рекомендациям;

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     

- индикативные показатели по форме Приложения N 4* к настоящим методическим рекомендациям;

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.   

- должностное лицо органа управления образованием, на которое возложена функция регионального координатора создания и функционирования Центров в субъекте Российской Федерации;

- типовое Положение о Центре по форме Приложения N 5* к настоящим методическим рекомендациям, отражающее:

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     

а) цели и задачи Центра в субъекте Российской Федерации;

б) организационную структуру Центра;

в) основные направления деятельности Центра;

г) показатели эффективности деятельности Центра.

2.2. Создание Центра производится локальным актом образовательной организации, расположенной в сельской местности или малых городах.

2.3. На основании локального акта, указанного в п.2.1. настоящего раздела образовательная организация издает локальный акт о создании Центра, который утверждает:

- положение о деятельности Центра;

- кандидатуру руководителя Центра;

- порядок решения вопросов материально-технического и имущественного характера Центра;

- функции Центра по обеспечению реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей на территории муниципального района субъекта Российской Федерации в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";

- план мероприятий по созданию и функционированию Центра;

- план учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий в Центре.

III. Функции Центров

     

3.1. Обеспечение внедрения обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

3.2. Реализация разноуровневых общеобразовательных программ дополнительного образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей.

3.3. Обеспечение создания, апробации и внедрения модели равного доступа к современным и вариативным общеобразовательным программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей детям иных населенных пунктов сельских территорий.

3.4. Внедрение сетевых форм реализации программ дополнительного образования.

3.5. Организация системы внеурочной деятельности в каникулярный период, разработка образовательных программ для пришкольных лагерей.

3.6. Содействие развитию шахматного образования.

3.7. Вовлечение обучающихся и педагогов в проектную деятельность.

3.8. Обеспечение реализации мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и педагогов Центра, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического, гуманитарного и социокультурного профилей.

3.9. Реализация мероприятий по информированию и просвещению родителей в области цифровых и гуманитарных компетенций.

3.10. Информационное сопровождение учебно-воспитательной деятельности Центра, системы внеурочных мероприятий с участием детей, педагогов, родительской общественности, в том числе на сайте образовательной организации и иных информационных ресурсах.

3.11. Содействие созданию и развитию общественного движения школьников, направленного на личностное развитие, социальную активность через проектную деятельность, различные программы дополнительного образования детей.

IV. Требования к инфраструктуре Центра

     

4.1. Требования к помещениям и брендированию Центра.

Зонирование помещений в Центре осуществляется с учетом действующих нормативных документов в части требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность. Центр должен быть расположен не менее чем в двух помещениях общеобразовательной организации площадью не менее 40 квадратных метров каждое и включать следующие функциональные зоны:

- кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности";

- помещение для проектной деятельности - пространство, выполняющее роль центра общественной жизни образовательной организации. Помещение для проектной деятельности зонируется по принципу коворкинга, включающего шахматную гостиную, медиазону.

4.2. Оформление Центров должно выполняться с использованием утвержденного фирменного стиля Центра "Точка роста" (брэнд-бука) - Приложение N 7* к настоящим методическим рекомендациям. Требование к площадке, дизайн-проекту и зонированию содержится в Приложении N 8* к методическим рекомендациям.

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

4.3. Требования к учебному оборудованию.

Примерный перечень учебного оборудования и средств обучения для оснащения Центров в рамках мероприятия "Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков паспорта федерального проекта национального проекта "Образование" определяется типовым (примерным) инфраструктурным листом по форме Приложения N 2* и обновляется ежегодно.

________________
     * Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     

Субъект Российской Федерации согласовывает перечень, количество и технические характеристики оборудования для оснащения Центров с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование".

V. Требования к кадровому составу и штатной численности Центра

     

5.1. Требования к определению штатной численности Центра.

Определение штатной численности и формирование штатного расписания для обеспечения функционирования Центра осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, касающимися нормирования и оплаты труда в образовательных организациях, а также в соответствии с локальными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность Центра:

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ);

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»