ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 июня 2019 года N 1189-р

[Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию национальной системы управления данными на 2019-2021 годы]

(с изменениями на 14 мая 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2020 года N 1266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.08.2020, N 0001202008250005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 733 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.05.2021, N 0001202105180005).

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию создания и функционирования национальной системы управления данными;

план мероприятий ("дорожную карту") по созданию национальной системы управления данными на 2019-2021 годы.

2. Минкомсвязи России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации" обеспечить реализацию Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию национальной системы управления данными на 2019-2021 годы, утвержденных настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 2019 года N 1189-р



Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными

(с изменениями на 14 мая 2021 года)

I. Общие положения


Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными (далее - Концепция) разработана в целях реализации мероприятий федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее - федеральный проект).

Концепция определяет цели, задачи и принципы создания и функционирования национальной системы управления данными (далее - Система), порядок ее создания, основные составляющие ее элементы, а также общую оценку ожидаемого социально-экономического эффекта от ее создания.

Понятия, используемые в Концепции, означают следующее:

"национальная система управления данными" - система, состоящая из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного, методологического, кадрового и нормативно-правового характера и обеспечивающая достижение целей и выполнение задач, обозначенных в Концепции;

"государственные данные" - информация, содержащаяся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора, а также в информационных ресурсах, созданных в целях реализации полномочий органов и организаций государственного сектора;

"управление государственными данными" - совокупность процессов сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения и уничтожения государственных данных, обеспечения качества государственных данных, включая их систематизацию и гармонизацию;

"модель государственных данных" - совокупность описаний государственных данных, организационных и технологических правил и стандартов, используемых в целях управления государственными данными, включая описание связей между видами данных, а также между определяемыми ими объектами, в том числе в целях межведомственного обмена (взаимодействия);

"органы и организации государственного сектора" - органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании и иные организации, наделенные в соответствии с федеральными законами полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации государственного управления в установленной сфере деятельности;

"единые требования к управлению данными" - совокупность обязательных и (или) рекомендательных для исполнения органами и организациями государственного сектора правил к управлению государственными данными на каждом из этапов их жизненного цикла;

"оператор данных" - органы и организации государственного сектора, иные организации, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на формирование и ведение информационных ресурсов, содержащих государственные данные.

Положения Концепции также распространяются на информацию, не являющуюся государственными данными, при ее предоставлении для включения в информационные ресурсы органов и организаций государственного сектора, а также при ее участии в информационном обмене между органами и организациями государственного сектора с учетом требований законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав и законных интересов владельцев данных, не являющихся государственными данными, а также соблюдения принципов невмешательства в их хозяйственную деятельность.

Система состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, регулирующих отношения органов и организаций государственного сектора, юридических и физических лиц в сфере управления государственными данными, а также обеспечивающих деятельность участников Системы, определенных в разделе VII Концепции, в обозначенной сфере;

федеральная государственная информационная система "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" (далее - единая информационная платформа) и иные информационно-технологические элементы Системы;

цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных.

II. Цели и задачи создания и обеспечения функционирования Системы


Основной целью создания и обеспечения функционирования Системы является повышение эффективности создания, сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.

Достижение указанной цели будет осуществляться за счет нормативных правовых, методологических, информационно-технологических, организационных и кадровых механизмов посредством:

повышения доступности государственных данных;

обеспечения полноты, актуальности, непротиворечивости и связанности государственных данных;

обеспечения информационной безопасности.

Основные задачи создания и обеспечения функционирования Системы в части развития нормативной правовой и методологической базы, включая формирование единых требований к управлению данными:

формирование правовых основ создания и обеспечения функционирования Системы, в том числе в сфере управления государственными данными;

разработка положения о единой информационной платформе, определяющего в том числе порядок информационного взаимодействия единой информационной платформы с иными информационными системами;

законодательная регламентация порядка и критериев определения операторов данных, их полномочий и обязанностей;

утверждение порядка и критериев определения эталонных данных, информационных ресурсов, содержащих эталонные данные, а также органов и организаций государственного сектора, обеспечивающих полноту, достоверность и актуальность государственных данных;

установление требований по управлению государственными данными, включая обеспечение качества государственных данных, систематизацию и гармонизацию государственных данных, установление требований к порядку доступа к государственным данным, а также формирование реестра видов государственных данных;

установление правил создания модели государственных данных, основанной на принципах постоянного развития, постепенного наполнения, консистентности и непротиворечивости, включая разработку описаний, взаимосвязей сущностей и форматов;

приведение государственных данных в соответствие с едиными требованиями к управлению данными, в том числе на основе анализа и исследования государственных данных;

установление требований к созданию и (или) управлению сервисами предоставления государственных данных в целях предоставления к ним доступа широкого круга потребителей на безвозмездной и на возмездной основе.

Формирование нормативных правовых и методологических основ создания и обеспечения функционирования Системы будет обеспечено в том числе посредством принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также предусмотренных им подзаконных актов, регламентирующих вопросы систематизации и гармонизации информации в Российской Федерации.

Основные задачи создания и обеспечения функционирования Системы в части развития информационно-технологического обеспечения:

проведение аудита информационных систем органов и организаций государственного сектора, обеспечение их развития (модернизации) в части внедрения единых требований к управлению данными;

создание и обеспечение функционирования единой информационной платформы на принципах использования отечественного общесистемного, прикладного программного обеспечения, отечественных средств защиты информации и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также обеспечение интеграции с информационными системами органов и организаций государственного сектора, существующими и разрабатываемыми компонентами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - инфраструктура электронного правительства), и с другими информационными системами в целях реализации Концепции;

создание цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных;

создание инструментов эффективного информационно-технологического обеспечения процессов управления государственными данными на всех этапах жизненного цикла государственных данных;

реализация требований по обеспечению информационной безопасности на всех этапах жизненного цикла Системы;

реализация требований к защите информации, в том числе к разграничению прав доступа к защищаемой информации, включая персональные данные;

реализация требований по обеспечению доступности, целостности и конфиденциальности обрабатываемых государственных данных, в том числе за счет использования отечественного общесистемного, прикладного программного обеспечения, отечественных средств защиты информации и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Основные задачи создания и обеспечения функционирования Системы в части организационного обеспечения:

формирование организационной структуры для управления процессами создания и обеспечения функционирования Системы;

разработка процессной модели управления государственными данными;

определение и реализация способов финансовой поддержки деятельности, направленной на создание и функционирование Системы, включая коммерциализацию сервисов предоставления государственных данных.

Основные задачи создания и обеспечения функционирования Системы в части кадрового обеспечения:

формирование необходимых научно-исследовательских компетенций и технологических практик в сфере управления государственными данными, включая оценку кадровых потребностей в сфере управления и анализа государственных данных;

разработка специализированных программ повышения квалификации, переподготовки в области управления государственными данными;

подготовка (повышение квалификации, переподготовка) лиц, задействованных в создании и обеспечении функционирования Системы;

расширение возможностей привлечения специалистов в сфере обработки государственных данных для работы в органах и организациях государственного сектора;

проведение информационно-разъяснительной работы на протяжении всего процесса создания и функционирования Системы.

III. Основные принципы создания и обеспечения функционирования Системы


Создание и обеспечение функционирования Системы основывается на следующих принципах:

единство механизмов взаимодействия участников Системы в сфере обработки государственных данных;

персональная ответственность за предоставление качественных государственных данных, в том числе на основе контрактов по распространению государственных данных;

реализация однократного предоставления государственных данных для их дальнейшего многократного использования;

обеспечение доступа к государственным данным на основе "механизма запроса" (с обязательной аутентификацией пользователей, определением средств доступа и применением системы фиксации действий пользователей);

возможность участника Системы временно приостановить распространение данных в случае возникновения угроз их утраты или нарушения конфиденциальности;

унификация требований к управлению государственными данными, обеспечению соблюдения прав обладателей государственных данных, прав доступа к государственным данным, ограничений на доступ к государственным данным, обеспечению защиты данных посредством формирования единой доверенной среды для работы с государственными данными;

обязанность участников Системы обеспечивать защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

соответствие порядка использования государственных данных этическим нормам;

контроль качества данных в части внедрения эффективных механизмов мониторинга изменений и непрерывной сверки государственных данных из различных источников;

обеспечение онтологического единства государственных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов и организаций государственного сектора;

надежность и непрерывность предоставления сервисов Системы для конечного потребителя с учетом доступности баз поставщиков государственных данных;

преемственность и совместимость со всеми запускаемыми проектами национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", а также с существующими программно-техническими средствами, включая существующую инфраструктуру электронного правительства;

рациональность выбора источников и подходов к сбору государственных данных, обеспечивающих их качество;

сбалансированность требований к государственным данным и затратам на удовлетворение этих требований;

доступность работы с государственными данными для широкого круга пользователей за счет формирования единой "экосистемы", обеспечивающей взаимовыгодное сотрудничество с органами и организациями государственного сектора и с иными заинтересованными органами и организациями, за счет внедрения механизмов по развитию сервисов в области обработки, аналитики данных, постоянного обучения пользователей государственных данных, развития культуры хранения и использования государственных данных, а также обеспечивающей возможность участия представителей органов и организаций государственного сектора и иных заинтересованных органов и организаций в проверке согласованности и качества государственных данных, очистке и обогащении государственных данных, доступных посредством Системы.

IV. Основные требования к единой информационной платформе

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»