Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 27 июня 2024 года)

Характеристика текущего уровня развития сельских территорий и качества жизни сельского населения Российской Федерации


Сельские территории Российской Федерации являются ключевым ресурсом страны, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития страны.

Численность сельского населения Российской Федерации на 1 января 2021 г. составила 36919 тыс. человек, что на 267 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 г. (37186 тыс. человек). За последние 5 лет доля сельского населения Российской Федерации сократилась с 25,85 процента (на 1 января 2016 г.) до 25,26 процента (на 1 января 2021 г.).

На начало 2021 года насчитывалось 153,1 тыс. сельских населенных пунктов, объединенных в 1,6 тыс. муниципальных районов. В среднем на 1 муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений, 84 сельских населенных пункта и 20,4 тыс. жителей (28,8 тыс. жителей -с учетом городского населения), а на 1 сельское поселение - около 8 сельских населенных пунктов и 2272 сельских жителя. При этом по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года количество сельских населенных пунктов без населения составляло 19,4 тысячи.

На 1 января 2021 г. 68 процентов всего сельского населения, или 86 процентов всего населения сельских поселений, проживает в сельских поселениях с численностью до 10 тыс. человек.

На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся сети расселения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Между городом и селом сохраняется разрыв в продолжительности жизни в 1,5 года. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.

Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны.

По итогам 2020 года, по информации Федеральной службы государственной статистики, достигнуты следующие результаты реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р:

численность сельского населения на начало 2021 года составила 36,9 млн. человек, превысив плановый показатель 36,2 млн. человек на 671 тыс. человек;

общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя в сельских населенных пунктах, приблизилась к плановому значению 28 кв. метров на человека и составила 27,5 кв. метра на человека;

удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства, составил 37,5 процента, превысив плановое значение 32,6 процента на 4,9 процентных пункта;

миграционный отток сельского населения составил минус 3 тыс. человек при плановом значении минус 95,4 тыс. человек.

Вместе с тем не удалось достичь плановых значений по следующим показателям:

удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием, связанные с сетью автомобильных дорог, по данным Федерального дорожного агентства, составил 71,6 процента при плановом показателе 73,7 процента;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения составила 70,7 года, что ниже планового показателя 72,7 года;

уровень занятости сельского населения составил 52,2 процента при плановом значении 62,3 процента;

соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств составило 67,3 процента при плановом значении 70,9 процента;

обеспеченность ветеринарных лечебниц, участков и пунктов, находящихся в ведении исполнительных органов субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии, стационарными помещениями составила 75 процентов при плановом значении 80 процентов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 года N 1119. - См. предыдущую редакцию)

Одним из важнейших экономических показателей уровня жизни на селе является средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. За 2020 год, по данным статистики, ее размер оказался на 32,3 процента ниже, чем в целом по экономике - 34770 рублей против 51352 рублей.

В развитии социальной инфраструктуры сельских территорий наблюдаются тенденции сокращения числа организаций социальной сферы. Так, по данным Министерства культуры Российской Федерации, количество организаций культурно-досугового типа сократилось с 37852 единиц на конец 2018 года до 37601 единицы на конец 2019 года. Согласно результатам федерального статистического наблюдения N 1-МО "Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования" число лечебно-профилактических организаций сократилось с 38083 единиц на конец 2018 года до 37961 единицы на конец 2019 года, спортивных сооружений - с 96068 единиц на конец 2018 года до 95882 единиц на конец 2019 года, детско-юношеских спортивных школ - с 1277 единиц на конец 2018 года до 1228 единиц на конец 2019 года, общедоступных столовых, закусочных - с 5121 единицы на конец 2018 года до 4961 единицы на конец 2019 года, число сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью, - с 118427 единиц на конец 2018 года до 116199 единиц на конец 2019 года, число телефонизированных сельских населенных пунктов - с 105697 единиц на конец 2018 года до 103853 единиц на конец 2019 года. По данным Министерства культуры Российской Федерации, наблюдается незначительное снижение числа библиотек (с 28555 единиц на конец 2018 года до 28543 единиц на конец 2019 года), при этом уровень их информатизации растет (с 77 процентов на конец 2018 года до 82 процентов на конец 2019 года).

Согласно данным федеральной государственной информационной системы доступности дошкольного образования в 2020 году сократилась численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, проживающих в сельской местности и не обеспеченных местами в дошкольных организациях (с 14582 детей по состоянию на 1 января 2020 г. до 9536 детей по состоянию на 1 января 2021 г.), что связано с реализацией федерального проекта "Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", в рамках которого проводятся мероприятия по созданию дополнительных мест в дошкольных организациях, в том числе в частных дошкольных организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Повышение доступности и качества общего образования в Российской Федерации обеспечивается за счет реализации в рамках федерального проекта "Современная школа" таких мероприятий, как создание новых мест в поселках городского типа; создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения; модернизация инфраструктуры образования. Всего в рамках перечисленных мероприятий в 2020 году в сельской местности создано около 13000 новых ученических мест.

В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" осуществляется создание мобильных технопарков "Кванториум" для занятий в них детей, проживающих в сельской местности и малых городах. Общее количество детей, охваченных деятельностью мобильных технопарков в 2020 году, составило 132440 человек.

До 2013 года главным инструментом развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". В 2014-2017 годах реализация основных направлений развития сельских территорий осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".

В 2018 году федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" была преобразована в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а с 2019 года - в ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" указанной Государственной программы, которая была досрочно завершена в 2020 году.

С 2020 года началась реализация государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Программа).

Итоги реализации Программы за 2020 год характеризуются следующими результатами: