Ориентация на Федеральные государственные образовательные стандарты
Система общего образования в Российской Федерации строится на основе российских образовательных стандартов, устанавливающих, в том числе, требования к результатам освоения основной образовательной программы. "Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ... обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения." Таким образом, ФГОС направлены на формирование единого образовательного пространства в Российской Федерации, что предполагает формирование единых требований к результатам обучения всех школьников страны.
________________
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации", Статья 11.
Для формирования системы оценки качества российского образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся был проведен анализ ФГОС с целью сопоставления их со стандартами (в части объектов оценивания) различных международных сравнительных исследований (МСИ).
Сопоставление Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в части объектов оценивания) с требованиями Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) - это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.
Задания для оценивания каждого из трех направлений исследования PISA разрабатываются на основе концептуальной рамки исследования каждого из направлений. С полным содержанием концептуальных рамок исследования PISA по читательской, математической и естественнонаучной грамотности можно ознакомиться на официальном сайте Организации экономического сотрудничества.
________________
Организация экономического сотрудничества и развития. Официальный сайт. URL: http://www.oecd.org/publications/pisa-2015-assessment-and-analytical-framework-9789264281820-en.htm (дата обращения: 20.03.2019).
Была проведена работа по сравнительному анализу концептуальных рамок исследования PISA по читательской, математической и естественнонаучной грамотности и нового проекта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, который размещён на ресурсе https://www.preobra.ru для обеспечения широкого доступа профессионального сообщества и общественности к обсуждению данного проекта.
________________
URL: https://www.preobra.ru/fgosooo19 (дата обращения: 1.04.2019).
Сравнительный анализ концептуальной рамки исследования PISA по читательской грамотности и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования представлен в таблице N 1 "Читательская грамотность в исследовании PISA-2015".
Сравнительный анализ концептуальной рамки исследования PISA по математической грамотности и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования представлен в таблице N 2* "Математическая грамотность в исследовании PISA-2015".
________________
* Текст таблицы N 2 на сайте не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Сравнительный анализ концептуальной рамки исследования PISA по естественнонаучной грамотности и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования представлен в таблице N 3* "Естественнонаучная грамотность в исследовании PISA-2015".
________________
* Текст таблицы N 3 на сайте не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.