ПРИКАЗ
от 6 мая 2019 года N 196
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31 (ч.I), ст.4736.
приказываю
Утвердить прилагаемые Требования к средствам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты.
Директор
А.Бортников
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 мая 2019 года,
регистрационный N 54801
к приказу ФСБ России
от 6 мая 2019 года N 196
Требования к средствам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты
1. Настоящие Требования определяют требования к устанавливаемым и используемым на всей территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и (или) консульских учреждениях Российской Федерации техническим, программным, программно-аппаратным и иным средствам для обнаружения (в том числе для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура), предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак и (или) обмена информацией, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении и (или) ликвидации последствий компьютерных атак, а также криптографическим средствам защиты такой информации (далее - средства ГосСОПКА).
2. К средствам ГосСОПКА относятся:
технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для обнаружения компьютерных атак (далее - средства обнаружения);
технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для предупреждения компьютерных атак (далее - средства предупреждения);
технические, программные, программно-аппаратные и иные средства для ликвидации последствий компьютерных атак (далее - средства ликвидации последствий);
технические, программные, программно-аппаратные и иные средства поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры (далее - средства ППКА);
технические, программные, программно-аппаратные и иные средства обмена информацией, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении и (или) ликвидации последствий компьютерных атак (далее - средства обмена);
криптографические средства защиты информации, необходимой субъектам критической информационной инфраструктуры при обнаружении, предупреждении и (или) ликвидации последствий компьютерных атак.
Средства ГосСОПКА реализуются одним или несколькими техническими, программными и программно-аппаратными средствами.
3. Средства ГосСОПКА должны соответствовать следующим требованиям:
3.1. В средствах ГосСОПКА должна быть исключена возможность удаленного управления со стороны лиц, не являющихся работниками субъекта критической информационной инфраструктуры и (или) работниками привлекаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектом критической информационной инфраструктуры организации, осуществляющей лицензируемую деятельность в области защиты информации.
3.2. В средствах ГосСОПКА должна быть исключена возможность несанкционированной передачи обрабатываемой информации лицам, не являющимся работниками субъекта критической информационной инфраструктуры и (или) работниками привлекаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектом критической информационной инфраструктуры организации, осуществляющей лицензируемую деятельность в области защиты информации.
3.3. Средства ГосСОПКА должны иметь возможность модернизации российскими организациями, не находящимися под прямым или косвенным контролем иностранных физических лиц и (или) юридических лиц.
3.4. Средства ГосСОПКА должны быть обеспечены гарантийной и технической поддержкой российскими организациями, не находящимися под прямым или косвенным контролем иностранных физических лиц и (или) юридических лиц.
3.5. Работа средств ГосСОПКА не должна приводить к нарушениям функционирования информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления, находящихся на территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и (или) консульских учреждениях Российской Федерации (далее - информационные ресурсы) (должно быть исключено влияние на достижение целей и функционирование объектов критической информационной инфраструктуры).
3.6. В средствах ГосСОПКА должны быть реализованы функции безопасности в соответствии с главой VIII настоящих Требований.
4. Средства обнаружения должны обладать следующими функциями:
сбор и первичная обработка событий, связанных с нарушением информационной безопасности (далее - события ИБ), поступающих от операционных систем, средств обнаружения вторжений, межсетевых экранов, средств предотвращения утечек данных, антивирусного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, прикладных сервисов, средств контроля (анализа) защищенности, средств управления телекоммуникационным оборудованием и сетями связи, систем мониторинга состояния телекоммуникационного оборудования, систем мониторинга качества обслуживания, а также иных средств и систем защиты информации и систем мониторинга, эксплуатируемых субъектом критической информационной инфраструктуры (далее - источники событий ИБ);
автоматический анализ событий ИБ и выявление компьютерных инцидентов;
повторный анализ ранее зарегистрированных событий ИБ и выявление на основе такого анализа не обнаруженных ранее компьютерных инцидентов.
5. При осуществлении сбора и первичной обработки событий ИБ средства обнаружения должны обеспечивать:
удаленный и (или) локальный сбор событий ИБ;
сбор событий ИБ в непрерывном режиме функционирования либо по расписанию, в случае потери связи с источниками событий ИБ - сразу после ее восстановления;
обработку поступающих событий ИБ и сохранение результатов их обработки;
сохранение информации о событиях ИБ, в том числе в исходном виде;
сбор информации непосредственно от источников событий ИБ, из файлов либо посредством агентов, размещенных на отдельных источниках событий ИБ;
встроенную поддержку различных источников событий ИБ и возможность разработки дополнительных модулей, обеспечивающих получение информации от новых источников событий ИБ.
6. При осуществлении автоматического анализа событий ИБ и выявления компьютерных инцидентов средства обнаружения должны обеспечивать:
отбор и фильтрацию событий ИБ;
выявление последовательностей разнородных событий ИБ, имеющих логическую связь, которые могут быть значимы для выявления возможных нарушений безопасности информации (корреляция) и объединение однородных данных о событиях ИБ (агрегация);
выявление компьютерных инцидентов, регистрацию методов (способов) их обнаружения;
возможность корреляции для распределенных по времени и (или) месту возникновения событий ИБ;
возможность корреляции для последовательности событий ИБ;
возможность просмотра и редактирования правил корреляции, а также обновления и загрузки новых правил;
автоматическое назначение приоритетов событиям ИБ на основании задаваемых пользователем показателей.
7. При осуществлении повторного анализа ранее зарегистрированных событий ИБ и выявления на основе такого анализа не обнаруженных ранее компьютерных инцидентов средства обнаружения должны обеспечивать:
выявление связей и зависимостей между событиями ИБ, зарегистрированными в установленном интервале времени, и вновь появившейся любой дополнительной информацией, позволяющей идентифицировать контролируемые информационные ресурсы (далее - справочная информация);
выявление связей и зависимостей между событиями ИБ, зарегистрированными в установленном интервале времени, и новыми или измененными методами (способами) выявления компьютерных инцидентов;
выявление связей и зависимостей между событиями ИБ и полученными ранее сведениями о контролируемых информационных ресурсах и (или) о состоянии защищенности;
возможность настройки параметров проводимого анализа;
проведение поиска не обнаруженных ранее компьютерных инцидентов с использованием новых методов (способов) выявления компьютерных инцидентов;
хранение агрегированных событий ИБ не менее шести месяцев.
8. Средства предупреждения должны обладать следующими функциями:
сбор и обработка сведений об инфраструктуре контролируемых информационных ресурсов и справочной информации;
сбор и обработка сведений об уязвимостях и недостатках в настройке программного обеспечения (далее - ПО), используемого в контролируемых информационных ресурсах;
формирование рекомендаций по минимизации угроз безопасности информации;
учет угроз безопасности информации.
9. При осуществлении сбора и обработки сведений об инфраструктуре контролируемых информационных ресурсов и справочной информации средства предупреждения должны обеспечивать:
9.1. Сбор и обработку сведений об инфраструктуре контролируемых информационных ресурсов, включающих информацию:
об архитектуре и объектах контролируемых информационных ресурсов (сетевые адреса и имена, наименования и версии используемого ПО);
о выполняющихся на объектах контролируемых информационных ресурсов сетевых службах;
об источниках событий ИБ.
9.2. Сбор и обработку справочной информации:
о показателе доверия (репутации) сетевых адресов, доменных имен, серверов электронной почты, серверов доменных имен;
о владельцах сетевых адресов, доменных имен, серверов электронной почты, серверов доменных имен;
о местоположении и географической принадлежности сетевых адресов;
об известных уязвимостях используемого ПО;
о компьютерных сетях, состоящих из управляемых с использованием вредоносного ПО средств вычислительной техники, включая сведения об их управляющих серверах.
9.3. Возможность добавления, просмотра и изменения сведений об инфраструктуре контролируемых информационных ресурсов и справочной информации.
10. При осуществлении сбора и обработки сведений об уязвимостях и недостатках в настройке ПО, используемого в контролируемых информационных ресурсах, средства предупреждения должны обеспечивать:
сбор данных о дате и времени проведения исследования контролируемых информационных ресурсов;
формирование перечня выявленных уязвимостей и недостатков в настройке используемого ПО (для каждого объекта контролируемого информационного ресурса);
возможность статистической и аналитической обработки полученной информации.