Недействующий

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 января 2018 года N 10

Об утверждении Порядка использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2022 года на основании
приказа Министра обороны Российской Федерации от 1 ноября 2021 года N 650
____________________________________________________________________

1. Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2018 г. Порядок использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. С 1 мая 2018 г.:

признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 450, от 20 июля 2013 г. N 522, от 2 июля 2016 г. N 407;

внести изменения в приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).

Министр обороны

Российской Федерации

генерал армии

С.Шойгу

Приложение N 1

к приказу Министра обороны

Российской Федерации

от 17 января 2018 года N 10

Порядок использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время

I. Общие положения

1. Настоящим Порядком определяются порядок использования автомобильной техники (транспортных средств) в Вооруженных Силах Российской Федерации*, представляющей собой совокупность военной автомобильной техники (ВАТ) и автомобильной техники общего назначения (АТ ОН), особенности использования легковых автомобилей для обеспечения служебной деятельности должностных лиц, грузовой и специальной автомобильной техники транспортной группы эксплуатации, грузовых автомобилей и пассажирских автобусов (микроавтобусов) транспортной группы эксплуатации, автомобильных базовых шасси, автомобильной техники транспортной группы эксплуатации при централизованных перевозках материальных ценностей, особенности использования при движении по автомобильным дорогам самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества**, контроль за использованием автомобильной техники.

________________

* Далее в тексте настоящего Порядка, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; военные округа, Северный флот - военными округами; виды (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, центральные органы военного управления, объединения (флот, флотилия, армия, военная база), соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; командиры (начальники, руководители) - командирами; автомобильная техника (транспортные средства) Вооруженных Сил Российской Федерации - автомобильной техникой, автомобильным транспортом, АТ, машинами; военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации - военнослужащими; личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации - личным составом; лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - гражданским персоналом; специальные колесные шасси, шасси автомобилей, гусеничных тягачей, тракторов, прицепов и полуприцепов с установленными на них вооружением, военной и специальной техникой - автомобильными базовыми шасси, АБШ.

** Пункт 2.1. статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).

К ВАТ относятся: армейские автомобили многоцелевого назначения, шасси автомобилей под монтаж вооружения и военной техники, седельные автотягачи под монтаж вооружения и военной техники, автопоезда; высокомобильные модульные платформы под монтаж вооружения и военной техники, седельные и балластные тягачи на их базе; специальные колесные шасси, многоосные колесные тягачи и автопоезда; штабные машины на базе автомобилей и прицепов для работы и отдыха офицеров штабов; снегоходы и мотовездеходы; мастерские технического обслуживания АТ, машины технической помощи, унифицированные мастерские по ремонту АТ, комплекты подвижных ремонтных мастерских, подвижные комплексы технического обслуживания и ремонта АТ; эвакуационные машины на базе специальных колесных шасси, автомобилей многоцелевого назначения, гусеничных транспортеров и транспортеров-тягачей; специальные бронированные транспортные средства, защищенные автомобили; гусеничные транспортеры-тягачи многоцелевого назначения, транспортеры специальные, шасси транспортеров-тягачей и транспортеров под монтаж вооружения и военной техники; тракторы для буксировки техники и тракторные базовые шасси; прицепы и полуприцепы к армейским автомобилям многоцелевого назначения, гусеничным транспортерам-тягачам, многоосным колесным тягачам; шасси прицепов и полуприцепов под монтаж вооружения и военной техники; подвижные комплексы консервации; водомаслогрейки и водогрейки; автомобильные кузова-фургоны и обитаемые кузова-контейнеры постоянного и переменного объема для размещения образцов вооружения и военной техники, пунктов управления, подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации АТ, специальных медицинских комплексов на их базе; автомобили санитарные (класса А), пожарные автомобили; мультилифты и унифицированные платформы для АТ, контейнеры для хранения автомобильного имущества и бронетанкового имущества.

К АТ ОН относятся: техника, разработанная не по требованиям Министерства обороны, в том числе легковые автомобили, неполноприводные грузовые автомобили, шасси, автотягачи, автопоезда, автосамосвалы на их базе; прицепы и полуприцепы к неполноприводным автомобилям и седельным автотягачам, автомобили санитарные (класса А), пассажирские автобусы и вахтовые машины, колесные транспортные средства, колесные транспортеры, пожарные автомобили, тракторы для вспомогательных работ, а также автомобили иностранных марок, произведенные на территории Российской Федерации.

2. Особенности использования АТ 147 автомобильной базы Министерства обороны и организации грузовых и пассажирских перевозок автомобильной техникой сторонних организаций*, военной полиции Вооруженных Сил определяются отдельными нормативными правовыми актами Министерства обороны.

________________

* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 9 апреля 2011 г. N 475 "Об утверждении Инструкции по организации использования автомобильной техники 147 автомобильной базы Министерства обороны Российской Федерации и сторонних организаций".

Особенности использования АТ войсковой части 44696 в оперативных целях определяются начальником Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Особенности использования АТ при вооруженных конфликтах (в условиях чрезвычайного положения) определяются командующим группировкой войск (сил) или другим должностным лицом, назначенным для руководства действиями войск (сил).

3. Согласно штатам и табелям к штатам воинских частей в мирное время АТ по назначению распределяется на четыре группы эксплуатации: боевую, строевую, транспортную и учебную.

Распределение АТ воинской части по группам эксплуатации осуществляется начальником автомобильной службы воинской части или другим должностным лицом, ответственным за эксплуатацию АТ, в соответствии с приказом командира воинской части.

4. К боевой группе эксплуатации относятся АТ, предназначенная для обеспечения боевых действий войск (сил), буксирования вооружения и военной техники, перевозки расчетов артиллерийских и других систем вооружения, используемая вместо бронетранспортеров и боевых машин пехоты, состоящая на обеспечении мотострелковых подразделений (подразделений боевого обеспечения) и воинских частей в качестве боевых машин (основного вида вооружения), входящая в состав комплексов вооружения, а также специальные колесные и автомобильные базовые шасси вооружения и военной техники, техники управления и разведки.

К строевой группе эксплуатации относятся АТ, предназначенная для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, военно-технического имущества и других материальных средств в соответствии с планами подготовки воинской части, для буксирования и обслуживания летательных аппаратов, эвакуации вооружения и военной техники, а также машины со штатным оборудованием и техникой инженерных, дорожных, трубопроводных и других воинских частей (подразделений) специальных войск, воинских частей и подразделений технического обеспечения.

К транспортной группе эксплуатации относится АТ, предназначенная для повседневного обеспечения служебной деятельности должностных лиц воинских частей, хозяйственного, культурно-бытового, медицинского и другого обеспечения воинской части (подразделения), производственной и операционно-складской деятельности в воинских частях (подразделениях) материально-технического обеспечения, а также для транспортирования (перевозки) образцов вооружения и военной техники на гусеничном и ином ходу.

К учебной группе эксплуатации относится АТ, предназначенная для обучения личного состава воинских частей практическому вождению и использованию специального оборудования (вооружения и военной техники), смонтированного (установленного) на этих машинах, обеспечения учебного процесса учебных воинских частей и подразделений, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования.

Использование автомобильной техники боевой, строевой и учебной групп эксплуатации для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей не допускается.

5. Автомобильная техника транспортной группы эксплуатации, используемая для обеспечения хозяйственной деятельности воинской части, допускается к использованию только при наличии страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (далее - полис ОСАГО)*, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

________________

* Подпункт "в" пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

6. При перевозке людей и опасных грузов как в составе колонны, так и одиночными машинами на каждую машину назначается старший машины. При направлении в рейс двух и более машин назначается начальник колонны. При следовании на машинах командиры подразделений (начальники команд) исполняют обязанности начальника колонны (старшего машины)**.

________________

** Пункт 249 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.

Начальник колонны (старший машины) назначается ежегодно приказом командира воинской части из числа офицеров, прапорщиков или сержантов, знающих правила дорожного движения, прошедших соответствующую подготовку в воинских частях (организациях) и сдавших зачеты в военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Российской Федерации (ВАИ) (территориальной) по знанию обязанностей старшего машины и Правил дорожного движения Российской Федерации*** (далее - Правила дорожного движения).

________________

*** Правила дорожного движения Российской Федерации утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

7. Знание Правил дорожного движения старшими машин обеспечивается совершенствованием их знаний и навыков путем проведения занятий, организуемых командирами воинских частей****, и подтверждается удостоверением старшего машины согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, выдаваемым ВАИ (территориальной) после сдачи соответствующего зачета.

________________

**** Пункт 10 приказа Министра обороны Российской Федерации от 25 октября 2014 г. N 777 "О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Срок действия удостоверения старшего машины - не более четырех лет (независимо от места службы или работы старшего машины). Удостоверение ежегодно перерегистрируется в ВАИ (территориальной) после сдачи соответствующего зачета.

Бланки удостоверений старшего машины изготавливаются в установленном порядке Главным управлением военной полиции Министерства обороны и доводятся до воинских частей ВАИ (территориальными).

8. Автомобильная техника, содержащаяся сверх штата воинской части, до получения указаний от довольствующего органа о дальнейшем ее предназначении содержится на кратковременном хранении с регистрационными документами и государственными регистрационными знаками.

9. Не допускается использование автомобильной техники:

содержащейся сверх штата воинской части;

выработавшей запланированные на текущий месяц (год) моторесурсы;

не зарегистрированной в установленном порядке ВАИ (территориальной);

в целях, не соответствующих штатному предназначению и установленным требованиям по эксплуатации данной марки автомобильной техники;

не соответствующей данным, указанным в регистрационных документах, позволяющим ее идентифицировать (имеются скрытые или измененные идентификационные номера);

с установкой дополнительных предметов в элементы ее конструкции, нанесением на стекла покрытий, ограничивающих обзор и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

с установкой автомобильных шин и дисков колес, не соответствующих марке автомобильной техники (не предусмотренных заводом-изготовителем);

владельцами которой в установленном порядке не исполнена обязанность по страхованию гражданской ответственности (для автомобильной техники транспортной группы эксплуатации);

без соответствующих путевых листов (форма по ОКУД 6002209)*, регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортного средства, содержащих заключения о возможности их эксплуатации;

________________

* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г. N 139 "О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации".

с опознавательными знаками, надписями и обозначениями, не со-ответствующими требованиям нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации** и Министерства обороны***;

________________

** Требования к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 548.

*** Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 августа 2005 г. N 300 "О порядке применения на транспортных средствах Вооруженных Сил Российской Федерации цветографических схем оперативных служб, опознавательных знаков, надписей и обозначений".

заправленной горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями, не соответствующими требованиям эксплуатационных документов;

являющейся тяжеловесной или крупногабаритной либо в целях перевозки опасных грузов на расстояние свыше 200 км при наличии параллельной железной дороги;

неисправной или не прошедшей техническое обслуживание в соответствии с эксплуатационной документацией и нормативными правовыми актами Министерства обороны*;

________________

* Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 969 "Об утверждении Руководства по содержанию вооружения и военной техники общевойскового назначения, военно-технического имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее - Руководство по содержанию вооружения и военной техники).

при использовании системы оперативного регионального мониторинга условий навигации** или автоматизированной системы мониторинга местоположения подвижных объектов с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS*** с соответствующими неисправными (отключенными) средствами, установленными (используемыми) на автомобильной технике, либо с нештатными устройствами (приспособлениями), влияющими на работу указанных средств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»