Недействующий

О направлении методических рекомендаций (признано неактуальным на основании письма Минпросвещения России от 22.03.2023 N 05-860; отменено на основании письма Минпросвещения России от 31.03.2023 N ДГ-580/05)

Приложение

Организационно-методические рекомендации, обеспечивающие реализацию программ профессиональной подготовки водителей категорий "В" и "М" и подкатегории "А1" из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026). Указанным приказом утверждены, в том числе примерные программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий "В" и "М" (приложения N 2 и N 10) и подкатегории "А1" (приложение N 11) (далее - примерные программы). На основе примерных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают соответствующие образовательные программы.

Организационно-методические рекомендации, обеспечивающие реализацию программ профессиональной подготовки водителей категорий "В" и "М" и подкатегории "А1" из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - методические рекомендации), могут быть использованы организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в целях дополнения образовательных программ с учетом специфики обучающихся.

При создании условий к кадровому обеспечению образовательных программ необходимо учитывать, что квалификация педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии). В настоящий момент характеристика обобщенных трудовых функций должностей педагогических работников преподавателя и мастера производственного обучения содержится соответственно в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (утвержден приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н) и "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (утвержден приказом Минтруда России от 28 сентября 2018 г. N 603н).

При определении требований к организационно-педагогическим и информационно-методическим условиям рекомендуется учитывать особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху рекомендуется предусмотреть дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной, а также надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, рекомендуется предусмотреть возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения и другие помещения, находящиеся на территории образовательной организации.

В случае обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием тренажера, на котором будет производиться отработка первичных навыков управления транспортным средством, тренажер оборудуется специализированными устройствами звукоусиления или FM-системами (для лиц с нарушением работы слухового аппарата) и дополнительными органами управления (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В базовом цикле программ профессиональной подготовки водителей категорий "В", "М" и подкатегории "А1", разработанных для лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно при изучении учебного предмета "Основы законодательства в сфере дорожного движения" предусмотреть следующее:

в пункте 3.1.1.1 "Законодательство в сфере дорожного движения" предусмотреть изучение тем "Задачи и принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", "Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних граждан за нарушение законодательства в сфере дорожного движения", "Актуальные изменения федерального законодательства о безопасности дорожного движения, касающиеся прав несовершеннолетних граждан, достигших шестнадцатилетнего и семнадцатилетнего возраста на управление транспортными средствами категории "М", "В" и подкатегории "А1", "Ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних за нарушение несовершеннолетними гражданами законодательства в сфере дорожного движения";

пункт 3.1.1.2. "Правила дорожного движения" предусмотреть изучение тем "Транспортное средство как источник повышенного риска" и "Основная опасность нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними участниками дорожного движения".

Учебные предметы базового цикла дополнить учебным предметом "История развития транспортной отрасли" (пример приводится в Таблице 1).