Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 апреля 2019 года N ИП-403/05

О направлении методических рекомендаций

____________________________________________________________________
Признано неактуальным на основании
письма Минпросвещения России от 22 марта 2023 года N 05-860;
отменено на основании
письма Минпросвещения России от 31 марта 2023 года N ДГ-580/05
____________________________________________________________________

Минпросвещения России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, направляет организационно-методические рекомендации, обеспечивающие реализацию программ профессиональной подготовки водителей категорий "В" и "М" и подкатегории "А1" из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - методические рекомендации).

Минпросвещения России просит довести методические рекомендации до сведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

И.П.Потехина

Приложение

Организационно-методические рекомендации, обеспечивающие реализацию программ профессиональной подготовки водителей категорий "В" и "М" и подкатегории "А1" из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026). Указанным приказом утверждены, в том числе примерные программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий "В" и "М" (приложения N 2 и N 10) и подкатегории "А1" (приложение N 11) (далее - примерные программы). На основе примерных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают соответствующие образовательные программы.

Организационно-методические рекомендации, обеспечивающие реализацию программ профессиональной подготовки водителей категорий "В" и "М" и подкатегории "А1" из числа лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - методические рекомендации), могут быть использованы организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в целях дополнения образовательных программ с учетом специфики обучающихся.

При создании условий к кадровому обеспечению образовательных программ необходимо учитывать, что квалификация педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии). В настоящий момент характеристика обобщенных трудовых функций должностей педагогических работников преподавателя и мастера производственного обучения содержится соответственно в профессиональном стандарте "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (утвержден приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н) и "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (утвержден приказом Минтруда России от 28 сентября 2018 г. N 603н).

При определении требований к организационно-педагогическим и информационно-методическим условиям рекомендуется учитывать особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху рекомендуется предусмотреть дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной, а также надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

Для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, рекомендуется предусмотреть возможность беспрепятственного доступа в учебные помещения и другие помещения, находящиеся на территории образовательной организации.

В случае обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием тренажера, на котором будет производиться отработка первичных навыков управления транспортным средством, тренажер оборудуется специализированными устройствами звукоусиления или FM-системами (для лиц с нарушением работы слухового аппарата) и дополнительными органами управления (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В базовом цикле программ профессиональной подготовки водителей категорий "В", "М" и подкатегории "А1", разработанных для лиц, не достигших 18-летнего возраста, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно при изучении учебного предмета "Основы законодательства в сфере дорожного движения" предусмотреть следующее:

в пункте 3.1.1.1 "Законодательство в сфере дорожного движения" предусмотреть изучение тем "Задачи и принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", "Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних граждан за нарушение законодательства в сфере дорожного движения", "Актуальные изменения федерального законодательства о безопасности дорожного движения, касающиеся прав несовершеннолетних граждан, достигших шестнадцатилетнего и семнадцатилетнего возраста на управление транспортными средствами категории "М", "В" и подкатегории "А1", "Ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних за нарушение несовершеннолетними гражданами законодательства в сфере дорожного движения";

пункт 3.1.1.2. "Правила дорожного движения" предусмотреть изучение тем "Транспортное средство как источник повышенного риска" и "Основная опасность нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними участниками дорожного движения".

Учебные предметы базового цикла дополнить учебным предметом "История развития транспортной отрасли" (пример приводится в Таблице 1).

     Учебный предмет "История развития транспортной отрасли"

     Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 1

Наименование

Количество часов

разделов и тем

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

История развития транспортной отрасли

Транспортная инфраструктура

2

2

Организации, обеспечивающие функционирование транспортной инфраструктуры

2

2

Практическое приложение

2

2

Итого по разделу

6

6

Тема 1. Транспортная инфраструктура. История развития Правил дорожного движения в России и за рубежом. Значимость транспортной отрасли в настоящее время. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.).

Тема 2. Организации, обеспечивающие функционирование транспортной инфраструктуры. Краткая история создания и развития организации дорожного движения в России. Организации, основной деятельностью которых является обеспечение безопасности дорожного движения.

Тема 3. Практическое приложение. Экскурсии, викторины, семинары по вопросам правил дорожного движения.

В разделе VI "Система оценки результатов освоения примерной программы" при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних при проведении итоговой аттестации рекомендуется предусмотреть проведение промежуточной аттестации по предмету "Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии", а при проведении квалификационного экзамена дополнить перечень предметов для проверки теоретических знаний вопросами по итогам изучения предметов "История развития транспортной отрасли" и "Психофизиологические основы деятельности водителя".

     Возможные варианты контрольно-измерительных средств (тестов), обеспечивающих оценку, знаний, умений, навыков обучающихся по учебному предмету базового цикла "История развития транспортной отрасли".

1). Первые единые Правила дорожного движения введены в СССР:

1. в 1936 г.;

2. в 1940 г.;

3. в 1961 г.

2). Первый в мире дорожный светофор появился:

1. в 1868 г.;

2. в 1886 г.;

3. в 1908 г.

3). Сейчас разрешающий сигнал светофора - зеленый. Но в СССР до 1959 года этот сигнал был другого цвета. Назовите этот цвет.

1. Синий;

2. Белый;

3. Фиолетовый.

4). Когда был построен первый серийный автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания?

1. 1885;

2. 1893;

3. 1901.

5). В настоящее время в России информация обо всех нарушениях водителями ПДД собирается в единой электронной базе. А как фиксировали в СССР нарушение водителем ПДД?

1. делали пометку на регистрационных знаках;

2. делали прокол на водительском удостоверении;

3. никак.

6). Сколько групп дорожных знаков предусматривают действующие в Российской Федерации ПДД?

1. 4;

2. 8;

3. 11.

7). Для какого типа транспортных средств введено требование о закреплении на заднем стекле данного знака?

РИС.

1. Электромобиль;

2. Высоковатоматизированное транспортное средство;

3. Автобус.

8). Какой вид транспорта занимает лидирующую позицию по перевозкам грузов (в млн. тонн) по данным Росстата?

1. Железнодорожный;

2. Автомобильный;

3. Воздушный.

9). Какую основною функцию осуществляет ГИБДД?

1. Государственный надзор;

2. Специальные разрешительные функции;

3. Оба ответа верны.

10). Цель создания Венской конвенции о дорожном движении?

1. Обеспечить международное дорожное движение и повысить безопасность на дорогах путем принятия единообразных правил движения;

2. Способствовать перемещению товаров и услуг через национальные границы;

3. Защитить и обеспечить полное и равное осуществление всеми водителям всех прав человека и основных свобод.

11). В каком году была подписана Венская конвенция о дорожном движении?

1. 1954;

2. 1992;

3. 1968;

4. 1977.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»