ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2019 года N 439

Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации

(с изменениями на 8 апреля 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1918 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2019, N 0001201912310059);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года N 130 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.02.2022, N 0001202202100030);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2023 года N 568 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.04.2023, N 0001202304110039).

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации.

2. Кураторам налоговых расходов, определенным в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, обеспечить утверждение методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации до 1 октября 2019 г., а также ежегодное утверждение (изменение) методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации по новым налоговым расходам Российской Федерации до 1 октября текущего года.

2_1. Федеральным органам исполнительной власти, руководители которых в соответствии с пунктом 7 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (далее - Регламент), вправе вносить на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, и организациям, указанным в пункте 15_1 Регламента, осуществляющим разработку проектов нормативных правовых актов об установлении (изменении) налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусматриваемых в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации (далее соответственно - инициатор налогового расхода, проектируемые льготы), обеспечить включение в состав пояснительной записки к таким проектам нормативных правовых актов, указанной в пункте 53 Регламента, следующей информации:

о соответствии проектируемых льгот целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации (инициатором налогового расхода определяется одна или несколько целей, достижению которых способствует проектируемая льгота);

о потенциальном уровне востребованности плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее - плательщики) проектируемых льгот, рассчитанном исходя из отношения ожидаемого (прогнозного) количества плательщиков, которые воспользуются проектируемой льготой, к общему количеству плательщиков или иного отношения, определенного инициатором налогового расхода;

о показателе (индикаторе) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, влияние на значение которого оказывают проектируемые льготы (как минимум один показатель (индикатор), вместе с предполагаемым вкладом проектируемых льгот в изменение значения указанного показателя (индикатора), рассчитанным как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом проектируемых льгот и значением указанного показателя без учета проектируемых льгот;

об оценке совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) проектируемых льгот (для проектируемых льгот, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), определенной в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 20 и 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением (при наличии необходимой информации).

Прогнозный период, за который представляется указанная информация, определяется инициатором налогового расхода.

(Пункт дополнительно включен с 19 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2023 года N 568)

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 12 апреля 2019 года N 439

Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации

(с изменениями на 8 апреля 2023 года)


I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"куратор налогового расхода" - федеральный орган исполнительной власти (иной федеральный государственный орган, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;

соисполнитель куратора налогового расхода" - федеральный орган исполнительной власти (иной федеральный государственный орган, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за реализацию мероприятий, связанных с осуществлением налоговых расходов Российской Федерации в рамках государственных программ Российской Федерации и (или) непрограммных направлений деятельности, и участвующий совместно с куратором налоговых расходов в проведении оценки налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5_1 настоящих Правил;

(Абзац дополнительно включен с 8 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1918)

"нормативные характеристики налоговых расходов Российской Федерации" - сведения о положениях нормативных правовых актов и международных договоров, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование (далее - льготы), наименованиях налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики по перечню согласно приложению;

"оценка налоговых расходов Российской Федерации" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Российской Федерации;

"оценка объемов налоговых расходов Российской Федерации" - определение объемов выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;

сводная оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам налоговых льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации, соответствующих целям нескольких государственных программ Российской Федерации или целям социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в документах стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания;

(Абзац дополнительно включен с 8 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1918)

"оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации;

"паспорт налогового расхода Российской Федерации" - документ, содержащий сведения о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налогового расхода Российской Федерации, составляемый куратором налогового расхода;

"перечень налоговых расходов Российской Федерации" - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации, а также о кураторах налоговых расходов;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года N 130. - См. предыдущую редакцию)

"плательщики" - плательщики налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование;

"социальные налоговые расходы Российской Федерации" - целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и поддержки благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года N 130. - См. предыдущую редакцию)

"стимулирующие налоговые расходы Российской Федерации" - целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

"технические налоговые расходы Российской Федерации" - целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, имеющих право на льготы, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

"фискальные характеристики налоговых расходов Российской Федерации" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот, об объеме налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на социальное страхование, задекларированных ими для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также иные характеристики, предусмотренные приложением к настоящим Правилам;

"целевые характеристики налоговых расходов Российской Федерации" - сведения о целевой категории налоговых расходов Российской Федерации, целях предоставления плательщикам налоговых льгот, а также иные характеристики, предусмотренные приложением к настоящим Правилам.

3. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации:

а) формирует перечень налоговых расходов Российской Федерации;

б) обеспечивает сбор и формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, необходимой для проведения их оценки, в том числе формирует оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, а также оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период;

в) осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, проводимой кураторами налоговых расходов;

г) определяет правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов Российской Федерации.

4. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации главные администраторы доходов федерального бюджета представляют в Министерство финансов Российской Федерации до 15 октября (уточненную информацию - до 1 декабря) информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах Российской Федерации за 5 лет, предшествующих отчетному финансовому году.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2023 года N 568. - См. предыдущую редакцию)

5. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации кураторы налоговых расходов:

а) формируют паспорта налоговых расходов Российской Федерации, содержащие информацию, предусмотренную приложением к настоящим Правилам;

б) осуществляют оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации и направляют результаты такой оценки в Министерство финансов Российской Федерации.

5_1. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации соисполнитель куратора налоговых расходов:

а) представляет куратору налоговых расходов Российской Федерации информацию для оценки налоговых расходов Российской Федерации (данные статистической отчетности, иные сведения, необходимые для проведения оценки налоговых расходов);

б) представляет куратору налоговых расходов предложения для включения в проекты методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации в пределах полномочий, в соответствии с которыми они являются ответственными за достижение соответствующих налоговому расходу Российской Федерации целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;

в) осуществляет оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных методикой оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, в соответствии с которыми он является ответственным за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и направляет результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации куратору налоговых расходов, осуществляющему сводную оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации, ежегодно, не позднее 1 декабря (уточненные данные - до 15 февраля).

(Пункт дополнительно включен с 8 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1918)

II. Формирование перечня налоговых расходов Российской Федерации

6. Проект перечня налоговых расходов Российской Федерации (далее - проект перечня налоговых расходов) или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации формируются Министерством финансов Российской Федерации на основе информации о льготах, формируемой в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также определения налогового расхода публично-правового образования, предусмотренного абзацем сорок первым статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, до 25 марта и направляются на согласование ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации, а также в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (иные федеральные государственные органы, организации), которые предлагается определить в качестве кураторов налоговых расходов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2023 года N 568. - См. предыдущую редакцию)

7. Органы и организации, указанные в пункте 6 настоящих Правил, до 10 апреля рассматривают проект перечня налоговых расходов или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации на предмет предлагаемого распределения налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации, и определения кураторов налоговых расходов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года N 130. - См. предыдущую редакцию)

Замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации направляются в Министерство финансов Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года N 130. - См. предыдущую редакцию)

В случае если указанные замечания и предложения предполагают изменение куратора налогового расхода, замечания и предложения подлежат согласованию с предлагаемым куратором налогового расхода и направлению в Министерство финансов Российской Федерации в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

В случае если эти замечания и предложения не направлены в Министерство финансов Российской Федерации в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, проект перечня налоговых расходов или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации считаются согласованными в соответствующей части.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года N 130. - См. предыдущую редакцию)

В случае если замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов или предложений о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации не содержат предложений по уточнению предлагаемого распределения налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации, проект перечня налоговых расходов или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации считаются согласованными в соответствующей части.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года N 130. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»