ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2019 года N 347
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(с изменениями на 18 декабря 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2358 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2021, N 0001202112230039) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2358).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2168; 2017, N 15, ст.2215; 2018, N 15, ст.2140; 2019, N 7, ст.634).
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(с изменениями на 18 декабря 2021 года)
Государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 322
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 28 марта 2019 года N 347)
Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
Паспорт государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года -
постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2358. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Паспорт подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года -
постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2358. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Паспорт подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года -
постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2358. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года -
постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года N 2358. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
I. Приоритеты и цели государственной политики Российской Федерации, включая направления развития приоритетных территорий в соответствующей сфере
К сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа) отнесены вопросы обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечения геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получения геологической информации, эффективного использования водных ресурсов.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы и федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" и их значениях приведены в приложении N 1.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы с распределением по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2.
Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации приведено в приложении N 5.
План реализации Программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов приведен в приложении N 6.
1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечения геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получения геологической информации
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 494-р, и Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, определены следующие направления государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы:
оценка нефтегазового ресурсного потенциала и его локализация в пределах Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций и континентального шельфа Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения ресурсной базы нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан";
выявление новых зон нефтегазонакопления и новых нефтегазоносных горизонтов в добывающих регионах, освоение шельфовых месторождений и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья;
создание новых сырьевых баз коксующихся и энергетических углей, в том числе для открытой добычи, на территории Арктической зоны Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и Забайкалья для обеспечения энергетическим сырьем территорий опережающего развития и крупных минерально-сырьевых центров;
поиск и оценка богатых и комплексных месторождений урана для отработки горным способом, выявление новых гидрогенных месторождений урана, рентабельных для отработки высокоэффективным способом скважинного подземного выщелачивания в Курганской области, Забайкалье и Калмыкии;
развитие действующих, создание резервных сырьевых баз черных, цветных, легирующих и редких металлов в освоенных и новых районах, формирование крупных минерально-сырьевых центров - центров экономического развития на Полярном Урале, в южных районах Красноярского края и Иркутской области, в Забайкалье и в Дальневосточном регионе, замещение к 2020 году импорта ряда дефицитных черных, цветных и редких металлов собственными минерально-сырьевыми ресурсами;
развитие сырьевых баз алмазов и благородных металлов действующих предприятий, создание фундаментальных основ для формирования сырьевых баз алмазов и благородных металлов в новых перспективных районах, в том числе связанных с нетрадиционными для Российской Федерации типами месторождений;
поддержание и развитие сырьевых баз неметаллических полезных ископаемых для обеспечения устойчивого развития агрохимического комплекса, отдельных отраслей металлургического комплекса, роста производства горнотехнического сырья и сырья для строительной индустрии;
прирост запасов пресных подземных и минеральных вод в регионах интенсивного освоения и центрах экономического развития для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов;
геологическое изучение и оценка минерально-сырьевого потенциала Мирового океана и обеспечение выполнения контрактных обязательств перед Международным органом по морскому дну в рамках подписанных международных контрактов на разведку;
обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и снижение безвозвратных потерь полезных ископаемых.
Приоритетом в сфере реализации Программы является обеспечение энергетически безопасного развития национальной экономики и социальной сферы и конкурентного преимущества России на мировом рынке углеводородов за счет:
вовлечения в освоение трудноизвлекаемых запасов нефти (Абалакская, Баженовская, Доманиковская, Куонамская, Иниканская, Хадумская свиты) с годовым объемом не менее 20 млн. тонн к 2020 году;
концентрации региональных геолого-геофизических исследований и последующих поисково-оценочных работ в пределах основных нефтегазоперспективных зон (Озинско-Алтатинской, Юганско-Колтогорской, Карабашской, Гыдано-Хатангской и Аргишско-Чунской) с перспективой прироста локализованных ресурсов углеводородного сырья в объеме 2,6 млрд. тонн условного топлива;
формирования ресурсной базы углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, гарантирующей энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в период замещения основных регионов нефтегазодобычи после 2020 года;
обеспечения ежегодного прироста добычи из месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации с достижением к 2030 году максимального годового уровня добычи нефти и конденсата не менее 65 млн. тонн и природного газа 230 млрд.куб. метров, при этом уровень добычи сырья будет зависеть от развития внешних и внутренних рынков и должен определяться его балансом на долгосрочную перспективу.
Таким образом, предусматриваются обеспечение сбалансированного развития минерально-сырьевой базы (на уровне не ниже простого воспроизводства объемов добычи основных видов полезных ископаемых) и ее использования для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также закрепление геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу.
Обеспечение воспроизводства основных видов минерального сырья с учетом текущей и перспективной потребности определяется приростом запасов полезных ископаемых, сопоставимым с уровнем их погашения.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере эффективного использования водных ресурсов
Для выполнения задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года приоритетными направлениями государственной политики в сфере водных отношений являются:
создание условий развития человеческого потенциала Российской Федерации посредством улучшения качества окружающей среды, обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) путем вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России при обязательном соблюдении природоохранных требований.
В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, целью государственной политики в сфере использования водных ресурсов является развитие водохозяйственного комплекса, ориентированное на водоресурсное обеспечение достижения параметров социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения поставленных стратегических целей необходимо обеспечить опережающее инновационное развитие научно-технической и технологической базы водохозяйственного комплекса на основе передовых мировых достижений и технологий, проведение исследований в области разработки принципов и механизмов комплексного (интегрированного) подхода к управлению использованием и охраной водных объектов, комплекс информационно-коммуникационных мероприятий по просвещению и информированию населения для повышения информированности, образования и просвещения населения в отношении основных направлений развития водохозяйственного комплекса и принимаемых органами государственной власти управленческих решений.
В целях научно-методического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения реализации государственной политики в сфере охраны и использования водных ресурсов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, может привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственные государственные учреждения, функции и полномочия учредителя которых он осуществляет.
Согласно Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р, приоритетом развития гидрологической системы наблюдений являются модернизация и автоматизация гидрологической сети, направленные на повышение оперативности и достоверности прогнозов гидрологических явлений.
В рамках Программы с 2019 года будут также реализовываться федеральный проект "Оздоровление Волги" и федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов".
Федеральные проекты "Оздоровление Волги" и "Сохранение уникальных водных объектов" разработаны в рамках национального проекта "Экология" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Мероприятия федерального проекта "Оздоровление Волги" направлены на улучшение экологического состояния р.Волги и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги за счет сокращения к концу 2024 года в 3 раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в р.Волгу, и реализации комплекса мер по восстановлению водных объектов низовьев Волги, в том числе дополнительному обводнению р.Ахтубы.
В рамках реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги, в том числе сохранение уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы, планируется проведение работ по повышению водообеспеченности населения и хозяйств (в частности в зоне западных подстепных ильменей), улучшению пропускной способности естественных водотоков и восстановлению благоприятного экологического состояния водных объектов, в том числе для целей воспроизводства водных биологических ресурсов, а также строительство комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения р.Ахтубы в меженный период.
Реализация комплекса мероприятий в рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" предполагает достижение следующих результатов:
восстановление и улучшение экологического состояния рек, озер и водохранилищ площадью 23,5 тыс. гектаров и улучшение экологических условий проживания 4,8 млн. человек путем реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, улучшению экологического состояния озер и водохранилищ (ликвидация мелководий, расчистка устьевых баров, очистка акваторий от плавающего мусора) и улучшению экологического состояния гидрографической сети;