Действующий

Об утверждении долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года (с изменениями на 13 октября 2022 года)

Приложение N 1
к долгосрочной программе развития
открытого акционерного общества
"Российские железные дороги"
до 2025 года

     

Предложения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по основным направлениям совершенствования нормативно-правовой базы железнодорожного транспорта*

________________

* Реализация долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года должна быть синхронизирована с совершенствованием нормативно-правовой базы отрасли (с возможностью изменения по результатам анализа и дополнительного обсуждения с участниками рынка и согласования с федеральными органами исполнительной власти).

1. Совершенствование тарифного регулирования предусматривает:

формирование тарифной системы, обеспечивающей реализацию стратегического планирования Российской Федерации, в том числе в части обеспечения стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, импортозамещения и продуктовой безопасности, а также финансовую сбалансированность деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

внедрение механизма компенсации роста неподконтрольных открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" расходов, связанных с опережающим ростом цен на потребляемую продукцию (механизм корректировки отклонения фактического изменения цен на потребляемую продукцию от прогнозируемого на момент расчета индекса);

совершенствование механизма "тарифного коридора".

Ожидаемыми результатами совершенствования тарифного регулирования являются:

обеспечение безубыточности деятельности железнодорожного транспорта в части приведения уровня тарифов на грузовые железнодорожные перевозки к экономически обоснованному уровню;

повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта;

привлечение новых грузопотоков;

адаптация тарифной системы к рыночным механизмам экономики и изменениям ценовой конъюнктуры, негативно влияющей на деятельность железнодорожного транспорта;

обеспечение гибкости и оперативности принятия решений.

Для достижения указанных целей необходимо внести изменения в следующие нормативные правовые акты и иные документы:

Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";

Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок";

Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках (приказ Федеральной службы по тарифам от 30 августа 2013 г. N 166-т/1).

2. Развитие грузовых перевозок предусматривает:

планирование перемещения груженых и порожних грузовых вагонов с учетом рационального использования инфраструктуры, формирование единых технических и технологических требований к инфраструктуре;

переход к специализации ходов по преимущественным видам движения, организация продвижения поездопотоков с учетом внедрения полигонных технологий управления перевозочным процессом;

снятие ограничений на участие открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в обустройстве железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

формирование модели балансировки обязательств грузоотправителей и владельца инфраструктуры - перевозчика (открытое акционерное общество "Российские железные дороги") по приему грузов к перевозке при наличии ограничений пропускной способности;

подписание долгосрочных контрактов между грузоотправителями и перевозчиком, содержащих положения о закреплении гарантированных объемов перевозки и взаимных обязательствах, о порядке возможного перераспределения предъявляемых к перевозке объемов грузов, а также об ответственности и правах каждой из сторон в случае невыполнения либо превышения гарантированных объемов перевозки;

формирование правовых условий применения механизма недискриминационного распределения заявок грузоотправителей, их дораспределения при отказе от перевозки либо появлении дополнительной потребности или провозной способности инфраструктуры, порядка приоритизации поступающих заявок;

гармонизация ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов, предусмотренной российским законодательством, с международным законодательством;

актуализация нормативной базы для организации контрейлерных перевозок;

подготовка предложений о порядке проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.

Ожидаемыми результатами развития грузовых перевозок являются:

снижение рисков безопасного функционирования железнодорожной инфраструктуры в местах общего пользования при погрузочно-разгрузочных операциях на станциях;