Предложения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по основным направлениям совершенствования нормативно-правовой базы железнодорожного транспорта*
________________
* Реализация долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года должна быть синхронизирована с совершенствованием нормативно-правовой базы отрасли (с возможностью изменения по результатам анализа и дополнительного обсуждения с участниками рынка и согласования с федеральными органами исполнительной власти).
1. Совершенствование тарифного регулирования предусматривает:
формирование тарифной системы, обеспечивающей реализацию стратегического планирования Российской Федерации, в том числе в части обеспечения стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, импортозамещения и продуктовой безопасности, а также финансовую сбалансированность деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
внедрение механизма компенсации роста неподконтрольных открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" расходов, связанных с опережающим ростом цен на потребляемую продукцию (механизм корректировки отклонения фактического изменения цен на потребляемую продукцию от прогнозируемого на момент расчета индекса);
совершенствование механизма "тарифного коридора".
Ожидаемыми результатами совершенствования тарифного регулирования являются:
обеспечение безубыточности деятельности железнодорожного транспорта в части приведения уровня тарифов на грузовые железнодорожные перевозки к экономически обоснованному уровню;
повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта;
привлечение новых грузопотоков;
адаптация тарифной системы к рыночным механизмам экономики и изменениям ценовой конъюнктуры, негативно влияющей на деятельность железнодорожного транспорта;
обеспечение гибкости и оперативности принятия решений.
Для достижения указанных целей необходимо внести изменения в следующие нормативные правовые акты и иные документы:
Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок";
Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках (приказ Федеральной службы по тарифам от 30 августа 2013 г. N 166-т/1).
2. Развитие грузовых перевозок предусматривает:
планирование перемещения груженых и порожних грузовых вагонов с учетом рационального использования инфраструктуры, формирование единых технических и технологических требований к инфраструктуре;
переход к специализации ходов по преимущественным видам движения, организация продвижения поездопотоков с учетом внедрения полигонных технологий управления перевозочным процессом;
снятие ограничений на участие открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в обустройстве железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
формирование модели балансировки обязательств грузоотправителей и владельца инфраструктуры - перевозчика (открытое акционерное общество "Российские железные дороги") по приему грузов к перевозке при наличии ограничений пропускной способности;
подписание долгосрочных контрактов между грузоотправителями и перевозчиком, содержащих положения о закреплении гарантированных объемов перевозки и взаимных обязательствах, о порядке возможного перераспределения предъявляемых к перевозке объемов грузов, а также об ответственности и правах каждой из сторон в случае невыполнения либо превышения гарантированных объемов перевозки;
формирование правовых условий применения механизма недискриминационного распределения заявок грузоотправителей, их дораспределения при отказе от перевозки либо появлении дополнительной потребности или провозной способности инфраструктуры, порядка приоритизации поступающих заявок;
гармонизация ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов, предусмотренной российским законодательством, с международным законодательством;
актуализация нормативной базы для организации контрейлерных перевозок;
подготовка предложений о порядке проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Ожидаемыми результатами развития грузовых перевозок являются:
снижение рисков безопасного функционирования железнодорожной инфраструктуры в местах общего пользования при погрузочно-разгрузочных операциях на станциях;