Действующий

О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование" (с изменениями на 6 июля 2021 года)



Обоснование выбора направлений и образовательных организаций для создания мастерских в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 338-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" (далее - государственная программа), распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года" (далее - Стратегия-2030) стратегические цели развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) определены в распоряжении Правительства автономного округа от 5 июля 2019 года N 356-рп "О реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельных мероприятий федеральных проектов национального проекта "Образование".


Стратегическими целями развития и совершенствования образования в автономном округе является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя автономного округа, повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной.


Стратегией-2030 выделены 8 территориально-отраслевых кластеров для долгосрочного развития диверсифицированной модели экономики автономного округа: горнопромышленный, лесопромышленный, нефтегазодобывающий, нефтегазоперерабатывающий, научно-инновационный, туристско-рекреационный, агропромышленный и медицинский. Система образования выступает как важный фактор благополучия граждан и успешного развития экономики, создает условия для экономического роста и социального развития общества. Одними из основных задач отрасли образования являются:


создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров;


приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.


Целевым вектором образования является создание в регионе конкурентоспособной системы среднего профессионального образования (далее - СПО), обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями; открытие центров опережающей профессиональной подготовки и лабораторий, оснащенных современной материально-технической базой, с учетом опыта Союза Ворлдскиллс России, формирование новой модели заказа на подготовку кадров для экономики региона в условиях проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)".


Экономика автономного округа в существенной мере определяется тенденциями, складывающимися в региональном топливно-энергетическом комплексе, вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры. Предприятия нефтегазовой промышленности на протяжении многих лет формируют базовый сектор экономики автономного округа. В связи с этим ситуация в нефтегазовом секторе еще много лет будет определять основные параметры социально-экономического развития автономного округа.


Однако своего развития требуют и другие секторы экономики: лесо- и агропромышленный комплекс, медицина, строительство, развитие малого и среднего предпринимательства, информатизация и цифровизация. Инновационное развитие экономики, постоянная модернизация производств и оборудования, внедрение новой техники и технологий требует подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.


В структуре вакансий, предлагаемых предприятиями органам службы занятости населения, большую часть составляют рабочие профессии. На первый план выходят такие, как инженер, геолог-нефтяник, техник, геологоразведчик, землестроитель, мастер, бурильщик, лаборант сооружений, токарь, слесарь, стропальщик, газоэлектросварщик, учителя математики, физики, русского языка и литературы, биологии, химии, медицинская сестра, врач-гинеколог, врач-онколог, экономист, инженер-строитель, бетонщик, арматурщик, плиточник.


Развитие IT-технологий наложило свой отпечаток на общую картину рынка труда. В связи с массовым переходом на удаленную работу в период пандемии и ее последствий в ближайшие годы будут востребованы профессии, связанные с интернет-деятельностью (веб-разработчики, программисты, системные администраторы и др. IT-специалисты).


В то же время существует ряд профессий, которые востребованы всегда: это специальности с высокой текучестью кадров, сложными и напряженными условиями труда. К таковым относятся: работники медицинской сферы, строительной и транспортной отраслей, специалисты нефтегазодобывающей отрасли.


В условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, спрос на специалистов с медицинским образованием вырос многократно: медицинские сестры, фельдшеры, врачи узкой специализации.


Не менее востребованы социальные работники, педагоги и воспитатели, работники сферы услуг.


Государственной программой утвержден комплекс мер по созданию новых мест в организациях СПО, в том числе образовательных организациях, реализующих программы СПО медицинской направленности, исходя из прогнозируемой потребности в кадрах. В период до 2030 года будут расширены здания образовательных организаций: БУ "Нижневартовский строительный колледж" (на 500 мест), АУ "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж" (на 400 мест), БУ ВО "Сургутский государственный университет" (отделение СПО на 400 мест), что позволит увеличить контрольные цифры приема для обучения граждан за счет средств бюджета автономного округа и увеличить долю обеспеченности экономики квалифицированными кадрами.