Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды", утвержденную Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 29 октября 2014 г. N 203.
2. Признать утратившими силу:
Председатель Правительства
Республики Ингушетия
З.ЕВЛОЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "ОХРАНА И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
1. Паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия |
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма 1 "Развитие водохозяйственного комплекса"; подпрограмма 2 "Обращение с твердыми бытовыми отходами и оздоровление окружающей природной среды"; подпрограмма 3 "Геологическое изучение недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы и рациональное использование участков недр"; подпрограмма 4 "Обеспечение реализации государственной программы Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды" и общепрограммные мероприятия"; подпрограмма 5 "Охрана лесов от пожаров и защита лесов от вредных организмов, обеспечение использования и воспроизводства лесов"; подпрограмма 6 "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" |
Цели государственной программы | - | сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами и улучшение экологической ситуации в Республике Ингушетия; уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; оптимизация системы управления в области обращения с твердыми бытовыми отходами; улучшение санитарного и экологического состояния территории Республики Ингушетия; оздоровление экологической обстановки в Республике Ингушетия, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения и жизнеобеспечивающие функции биосферы; совершенствование системы экологического образования и выработка мер экономического стимулирования; устойчивое обеспечение экономики и промышленности Республики Ингушетия запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах, формирование минерально-сырьевой базы из наиболее перспективных и востребованных участков недр, обеспечение прироста запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых; непрерывное, рациональное и не истощительное использование лесов; своевременное и качественное воспроизводство лесов; сохранение ресурсного, рекреационного и экологического потенциала лесов и биологического разнообразия в интересах нынешнего и будущих поколений; повышение эффективности управления лесами; сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов |
Задачи государственной программы | - | сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения в безопасное техническое состояние; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты; совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы использования вторичных ресурсов и обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Ингушетия; создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и использования вторичных ресурсов; внедрение организованной системы обращения твердых бытовых отходов на территории Республики Ингушетия; проектирование и строительство объектов сбора и размещения твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований Республики Ингушетия; ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов в целях снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду; стимулирование населения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами; проведение геологического изучения недр на территории Республики Ингушетия с целью воспроизводства выбывающих запасов общераспространенных полезных ископаемых, выявление, оценка и подготовка к освоению новых месторождений, приближенных к центрам потребления; |
выявление и оценка запасов, прогнозных ресурсов новых видов перспективного, привлекательного для потенциального инвестора минерального сырья: полиметаллические руды (свинец, цинк, медь), соль, минеральные воды; выработка обоснованных рекомендаций по рациональному использованию запасов полезных ископаемых и разработка программы развития и рационального использования минерально-сырьевой базы Республики Ингушетия; обеспечение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов; организация работы по профилактике и тушению лесных пожаров; техническое обновление основных противопожарных средств; организация работы по защите лесов от вредителей и болезней леса развитие организованной охоты и охотничьего туризма; ведение и переиздание Красной книги Республики Ингушетия; повышение объемов и качества охранных, биотехнических и воспроизводственных мероприятий; регулирование численности хищников; совершенствование системы охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов; повышение эффективности природоохранных мероприятий и природоохранного значения охотничьего хозяйства | ||
Целевые показатели государственной программы | - | доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях; протяженность новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления; доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние; площадь восстановленных водных объектов; количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (на момент завершения работ); количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов; соотношение количества населенных пунктов, охваченных системой сбора и удаления отходов, и общего количества населенных пунктов Республики Ингушетия; соотношение количества объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства, и фактического количества объектов размещения отходов; соотношение количества объектов временного размещения отходов и общего количества населенных пунктов Республики Ингушетия; количество несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов; количество выявленных перспективных участков полезных ископаемых; уровень компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом запасов; объем прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых (не относящихся к общераспространенным); наличие выработанных рекомендаций по рациональному использованию минерально-сырьевой базы количество эксплуатируемых полигонов для захоронения отходов производства и потребления; количество закрытых и рекультивированных свалок коммунальных отходов; протяженность расчищенных участков русел рек доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда; |
лесистость территории Республики Ингушетия; доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда; отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины; отношение площади земель лесного фонда, пройденных лесными пожарами в отчетном году, к средней площади земель лесного фонда, которые были пройдены пожарами в течение последних 5 лет; доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров; доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью; отношение площади лесов, в которых проводятся санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов; степень выполнения мероприятий государственной программы в срок; количество контрольно-надзорных мероприятий (количество проверок и патрулирований); доля выявленных нарушений в сфере федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности; доля фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи; плотность поголовья основных объектов охоты на 1000 га, свойственных охотничьим угодьям; среднегодовая добыча волков одной бригадой; снижение угрозы исчезновения редких видов животных и восстановление численности природных популяций; доля площади охотничьих угодий, на которых проведено внутрихозяйственное охотустройство; доля площади закрепленных охотугодий к общей площади охотугодий Республики Ингушетия; доля фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи; доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется мониторинг численности, к общему видовому составу охотничьих ресурсов, обитающих на территории Республики Ингушетия; доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет добычи, к общему количеству видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Республики Ингушетия | ||
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | 2014 - 2024 гг., один этап |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | объемы бюджетных ассигнований государственной программы составляют 2580081,415 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 284331,5 тыс. рублей; в 2015 году - 15841,3 тыс. рублей; в 2016 году - 20185,0 тыс. рублей; в 2017 году - 252045,47 тыс. рублей; в 2018 году - 69935,07 тыс. рублей; в 2019 году - 711977,42 тыс. рублей; в 2020 году - 827309,65 тыс. рублей; в 2021 году - 1167554,55 тыс. рублей; в 2022 году - 863007,96 тыс. рублей; в 2023 году - 834202,23 тыс. рублей; в 2024 году - 91500,00 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 4564433,62 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 237787,70 тыс. рублей; в 2015 году - 0 рублей; в 2016 году - 0 рублей; в 2017 году - 139024,30 тыс. рублей; в 2018 году - 29990,40 тыс. рублей; в 2019 году - 638844,53 тыс. рублей; в 2020 году - 672452,03 тыс. рублей; в 2021 году - 1095518,07 тыс. рублей; в 2022 году - 850414,36 тыс. рублей; в 2023 году - 808902,23 тыс. рублей; в 2024 году - 91500,00 тыс. рублей; за счет средств бюджета Республики Ингушетия - 398456,53 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 46543,80 тыс. рублей; в 2015 году - 15841,30 тыс. рублей; в 2016 году - 20185,00 тыс. рублей; в 2017 году - 25521,17 тыс. рублей; в 2018 году - 39944,67 тыс. рублей; в 2019 году - 73132,89 тыс. рублей; в 2020 году - 67357,62 тыс. рублей; в 2021 году - 72036,48 тыс. рублей; в 2022 году - 12593,60 тыс. рублей; в 2023 году - 25300,00 тыс. рублей; в 2024 году - 0 рублей; внебюджетных источников - 175000,00 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 0 рублей; в 2015 году - 0 рублей; в 2016 году - 0 рублей; в 2017 году - 87500,00 тыс. рублей; в 2018 году - 0 рублей; в 2019 году - 0 рублей; в 2020 году - 87500,00 тыс. рублей; в 2021 году - 0 рублей; в 2022 году - 0 рублей; в 2023 году - 0 рублей; в 2024 году - 0 рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты и берегоукрепления - 8,814 км; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов - 4 ед.; количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, - 1 ед.; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, рекреации за счет значительного сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на водные объекты, повышения качества водных ресурсов, обеспечения комфортной среды обитания водных биологических ресурсов и сохранения видового биоразнообразия; повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, обеспечения населенных пунктов и объектов экономики сооружениями инженерной защиты (предотвращаемый вероятный ущерб от негативного воздействия вод - 2,3 млрд. руб.); снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду; реабилитация отдельных экологически неблагоприятных территорий Республики Ингушетия, предотвращение случаев образования стихийных мусоросвалок; уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; обеспеченность полигонами твердых бытовых отходов Назрановского, Малгобекского и Сунженского муниципальных районов; повышение эффективности использования минеральных ресурсов республики, способствование рациональному развитию промышленности, строительства; минерально-сырьевая база, обеспечивающая потребности устойчивого развития добывающих мощностей и базовых отраслей промышленности, строительного и агрохимического комплексов, металлургии, пищевой промышленности; вовлечение в эксплуатацию резервных месторождений полезных ископаемых, поиск и оценка новых видов минерального сырья: полиметаллические руды (свинец, цинк, медь), соль; научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов; формирование государственного фонда недр, осваиваемого в интересах нынешнего и будущих поколений; формирование базы геологической информации о недрах, предоставляемой различным потребителям; |
создание и обеспечение функционирования региональной специализированной диспетчерской службы, а также местных диспетчерских пунктов по охране лесов от пожаров; обеспечение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объемах; осуществление наземного (около 84,2 тыс. гектаров ежегодно) мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; ежегодное осуществление плановых лесозащитных мероприятий; создание эффективной системы управления защитой лесов; увеличение площади лесов, переданных в аренду; увеличение использования расчетной лесосеки; увеличение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства по отношению к сумме нанесенного ущерба; увеличение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий по отношению к площади погибших и поврежденных лесов; повышение качества работ по ведению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и других объектов животного мира в целях реализации научно обоснованной политики в области охраны и использования животного мира и, прежде всего, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности ведения охотничьего хозяйства, рационализация его структуры и межотраслевого взаимодействия, адаптация хозяйствующих субъектов, осуществляющих пользование охотничьими ресурсами, к изменившимся социально-экономическим и экологическим условиям охотхозяйственной деятельности и повышение устойчивости охот пользования в целом; внедрение инновационных проектов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, разработка и реализация научно обоснованной системы мероприятий, по рациональному ведению охотничьего хозяйства, обеспечению охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов (охотустройство, методы ведения учетов охотничьих ресурсов и мониторинга, осуществления государственного контроля и надзора и т.д.); сохранение биологического разнообразия, включая рост численности косули в 1 - 1,5 раза, кабана в 1,5 раза, серны в 2 раза, зайца-русака в 3 - 4 раза, фазана в 2 - 3 раза; охват оперативным контролем всех охотугодий круглый год, снижение уровня браконьерства, рост численности основных видов охотничьих ресурсов |
2. Раздел II государственной программы изложить в следующей редакции:
"II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов реализации Программы
Основными приоритетами и целями государственной политики в области водных отношений Республики Ингушетия являются сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. В рамках сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, необходимо решить задачи восстановления и экологической реабилитации водных объектов, утративших способность к самоочищению. Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных экологических условий и обеспечения интересов будущих поколений и жителей Республики Ингушетия.
Учитывая сложную ситуацию в сфере обращения с отходами производства и потребления, одной из приоритетных задач государственной политики в Республике Ингушетия является разработка программных мероприятий, направленных на улучшение сложившейся экологической ситуации и оздоровление окружающей природной среды республики.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления (далее - отходы) относит остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукцию), утратившие потребительские свойства.
В целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию, размещению и с учетом состояния ОПС статья 6 указанного закона предписывает субъектам Российской Федерации разрабатывать и реализовывать программы в области обращения с отходами.
В условиях ограниченности ресурсов основными приоритетами и целями государственной политики в области воспроизводства и использования природных ресурсов является повышение эффективности использования природных ресурсов, выражающееся в максимизации доходов от использования природных ресурсов и их рациональном использовании, обеспечение потребностей хозяйственного комплекса в целях социально-экономического развития региона, воспроизводство минерально-сырьевой базы республики.
В сфере минерально-сырьевой политики Республики Ингушетия наибольшим приоритетом является воспроизводство минерально-сырьевой базы высоколиквидных полезных ископаемых, обеспечивающих деловую активность на региональном и российском рынках, определяющих социально-экономическое благополучие республики и ее конкурентные возможности в системе экономики. Важное значение имеет развитие сырьевых баз, создание резервных сырьевых баз с близкими эксплуатационными кондициями, пополнение поискового задела привлекательных для лицензирования объектов в целях поддержания и наращивания достигнутых уровней добычи и потребления.
К высокому уровню приоритетности принадлежит воспроизводство дефицитных видов полезных ископаемых, потребление которых во многих регионах в значительной мере обеспечивается за счет импорта из-за недостатка освоенных конкурентоспособных запасов в недрах, ограниченности качественного ресурсного потенциала, неблагоприятных географо-экономических или горно-геологических условий освоения. По этой группе полезных ископаемых предусматриваются работы, направленные на выявление новых сырьевых баз.
Важным приоритетом государственной политики в области геологии и недропользования является решение проблемы комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов на основе научно-обоснованной системы требований к технологиям геологоразведочных работ, добычи и переработки минерального сырья, повышения уровня выполнения недропользователями существенных условий лицензионных соглашений.
С учетом рассмотренных приоритетов государственной политики Республики Ингушетия определены следующие цели и задачи Программы:
- в сфере развития водохозяйственного комплекса:
сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Для достижения указанных целей определены следующие задачи:
сокращение негативного антропогенного воздействия на водные объекты;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод сооружениями инженерной защиты. Целевыми показателями достижения поставленных задач являются:
доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях;
протяженность новых сооружений инженерной защиты и берегоукрепления;
доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние;
количество восстановленных и экологически реабилитированных водных объектов;
количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние (на момент завершения работ);
численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов;
- в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и оздоровления окружающей природной среды - разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами и улучшение экологической ситуации в Республике Ингушетия.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы использования вторичных ресурсов и обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Ингушетия;
создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами и использования вторичных ресурсов;
внедрение организованной системы обращения твердых бытовых отходов на территории Республики Ингушетия;
проектирование и строительство объектов сбора и размещения твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований Республики Ингушетия;
ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов в целях снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду;
стимулирование населения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами. Целевыми показателями достижения поставленных задач определены:
соотношение количества населенных пунктов, охваченных системой сбора и удаления отходов, и общего количества населенных пунктов Республики Ингушетия;
соотношение количества объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства и фактического количества объектов размещения отходов;