ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2014 года N 203


Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды"

(с изменениями на 20 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 19.02.2015 N 26, от 20.09.2016 N 183, от 02.08.2017 N 122, от 17.09.2018 N 145, от 31.05.2019 N 95, от 28.05.2020 N 72, от 10.12.2020 N 172, от 02.03.2021 N 27, от 31.08.2021 N 117, от 26.10.2021 N 182, от 30.12.2021 N 228, от 26.04.2022 N 65, от 30.03.2023 N 52, от 20.02.2024 N 21)




1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды".


2. Комитету Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам разместить утвержденную государственную программу Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды" на своем официальном сайте в недельный срок со дня подписания настоящего Постановления.


3. Признать утратившим силу Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 14 декабря 2013 года N 899-р.



Председатель Правительства
Республики Ингушетия
А.МАЛЬСАГОВ



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "ОХРАНА И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 20.02.2024 N 21)




Приоритеты и цели государственной политики в сфере государственной программы Республики Ингушетия "Охрана и защита окружающей среды"



I. Оценка текущего состояния объектов окружающей среды Республики Ингушетия


Роль отрасли в экономике региона.


Состояние окружающей среды - одно из важнейших составляющих здоровья населения.


В Республике Ингушетия в настоящее время наблюдается одна из наиболее благоприятных в стране ситуаций с экологией, что связано со слабым развитием промышленности в регионе. При этом тревожным фактором является повышение загрязнения территории республики бытовыми отходами и сточными водами. Данная ситуация напрямую связана с неразвитостью коммунального комплекса Ингушетии (отсутствие необходимого количества полигонов ТБО, очистных сооружений централизованной канализации).


Динамика развития отрасли.


По сравнению с регионами выбросы загрязняющих веществ в Республике Ингушетия самые низкие.


Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников (тысяч тонн).


По сравнению с другими регионами Северного Кавказа Ингушетия имеет также минимальный уровень сброса загрязненных сточных вод. Причины особого внимания к этому направлению связаны с тем, что благоприятные экологические условия в совокупности с природно-климатическими характеристиками среды возможно использовать как для оздоровления и рекреации, так и для выращивания и производства экологически чистых продуктов.


Государственная поддержка отрасли.


В Республике Ингушетия наиболее остро стоит вопрос отсутствия надлежащей инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.


При этом эксплуатация полигона с превышением проектной мощности приведет к несоизмеримо меньшему вреду окружающей среде, чем эксплуатация несанкционированных свалок.


В республике планируется строительство полигона твердых коммунальных отходов, оборудованного комплексами обработки отходов. Строительство объекта планируется до конца 2026 года. Выбран земельный участок для строительства указанного объекта.


В настоящее время для строительства полигона твердых коммунальных отходов с объектами обработки и утилизации отходов в Республике Ингушетия определен потенциальный инвестор. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поручено федеральному правительству разработать национальный проект "Экология". Республика Ингушетия участвует в 5 из 11 федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Экология", а именно: "Чистая страна", "Создание комплексной отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами", "Сохранение уникальных водных объектов", "Чистая вода", "Сохранение лесов".


По указанным федеральным проектам разработаны одноименные региональные проекты.


Региональный проект "Чистая страна". В данный проект включены 4 мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, а именно:


- "Рекультивация и экологическая реабилитация территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) г. Назрань в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I - V классов опасности";


- "Рекультивация и экологическая реабилитация территории (ликвидация накопленного экологического ущерба) с.п. Нестеровское в Республике Ингушетия, загрязненной при несанкционированном размещении отходов I - V классов опасности";


- "Рекультивация земель, занятых городской свалкой несанкционированно размещенных отходов IV - V класса опасности города Малгобек Республики Ингушетия";


- "Рекультивация земель, занятых городской свалкой несанкционированно размещенных отходов IV - V класса опасности города Карабулак в Республике Ингушетия".


В 2019 году ликвидировано 2 объекта накопленного экологического вреда окружающей среде: несанкционированные свалки в г. Назрань и с.п. Нестеровское. Общая площадь ликвидированных свалок - 19 га.


В 2022 году в Республике Ингушетия реализовано мероприятие по объекту "Рекультивация земель, занятых городской свалкой несанкционированно размещенных отходов IV - V класса опасности в городе Малгобек Республики Ингушетия" площадью 20,8 га.


Региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами". В 2021 году в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" Республика Ингушетия закупила 2 289 контейнеров (при потребности 5022 контейнера) для раздельного накопления отходов.


В Республике Ингушетия планируется строительство полигона твердых коммунальных отходов с объектами обработки и утилизации отходов.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации, сроков и этапов реализации государственной программы


Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в следующих стратегических документах:


- в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176;


- в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


- в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;


- в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.04.2012;


- в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;


- в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р;


- в Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Ингушетия от 12.10.2022 N 70.


В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., стратегической целью государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.


Приоритеты государственной политики Республики Ингушетия в сфере экологии и охраны окружающей среды формируются по следующим направлениям:


предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;


восстановление нарушенных естественных экологических систем;


сохранение природной среды;


формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены;


развитие системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды).


Приоритетами государственной политики Республики Ингушетия в сфере развития водохозяйственного комплекса является обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, восстановление и сохранение уникальных водных объектов.


Данные приоритеты направлены на повышение защищенности населения Республики Ингушетия от негативного воздействия паводковых вод.


Приоритетом государственной политики Республики Ингушетия в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности является ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов.


Основными целями государственной политики Республики Ингушетия в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности являются стабилизация и улучшение экологической ситуации в Республике Ингушетия, достигаемые в том числе за счет:


- уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления;


- организации системы раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов.


Приоритетами государственной политики в сфере обеспечения рационального использования объектов животного мира и среды их обитания являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»