1. Внести в распоряжение Правительства Республики Коми от 29 октября 2018 г. N 448-р изменения согласно приложению.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми -
Руководитель Администрации
Главы Республики Коми
М.ПОРЯДИН
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2018 Г. N 448-Р
В распоряжении Правительства Республики Коми от 29 октября 2018 г. N 448-р:
1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить Концепцию внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми в 2019 - 2022 годах согласно приложению N 1.".
2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Утвердить Комплекс мер ("дорожную карту") по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми на 2020 - 2022 годы согласно приложению N 2.".
3. Концепцию внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми, утвержденную распоряжением (приложение N 1), изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящим изменениям.
4. Комплекс мер по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми, утвержденный распоряжением (приложение N 2), изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящим изменениям.
"Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 29 октября 2018 г. N 448-р
(приложение N 1)
КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2019 - 2022 ГОДАХ
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета (далее - Мероприятие)
Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях в обязательном порядке предусматривает развитие материально-технической базы, информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций.
Необходимыми условиями для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях являются:
1) обеспечение общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) оснащение образовательных организаций средствами вычислительной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования;
3) создание (модернизация) информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций, структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей.
Все общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации в Республике Коми подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На сегодняшний день большинство (свыше 80%) общеобразовательных организаций имеют скорость доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на уровне 2 Мбит/с.
Общее число средств вычислительной техники в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, используемых в учебном процессе, составляет более 16 тыс. единиц, используемых в административно-управленческом процессе, - более 3 тыс. единиц.
В указанных образовательных организациях используется свыше 6 тыс. единиц презентационного оборудования.
20% используемой в образовательных организациях компьютерной техники старше 5 лет, по 12% - старше 7 и 9 лет.
В общеобразовательных организациях Республики Коми имеется более 500 компьютерных классов в составе не менее 7 персональных компьютеров. При этом 78% компьютерных классов оснащены компьютерным оборудованием старше 5 лет. С учетом предельного срока полезной эксплуатации компьютерного оборудования, составляющего не более 5 лет, большая часть компьютерного оборудования, используемого в образовательных организациях в компьютерных классах в рамках образовательного процесса, устарела. Основная доля такого оборудования приходится на сельские школы.
В большинстве образовательных организаций созданы локальные вычислительные сети, на базе которых организуется доступ к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обучающихся и педагогических работников в кабинетах информатики, учебных аудиториях, библиотеках.
В рамках Концепции развития школьных библиотек в Республике Коми проводится работа по внедрению современного программного обеспечения в работу школьных библиотек, введению электронной каталогизации единого информационного и библиотечно-библиографического фонда в целях обеспечения свободного доступа для участников образовательных отношений к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимой защиты авторских и смежных прав.
В целях обеспечения автоматизации процессов государственного управления в сфере образования и автоматизации процессов управления в образовательных организациях в Республике Коми созданы и эксплуатируются государственные информационные системы Республики Коми:
1) государственная информационная система Республики Коми "Электронное образование" (далее - ГИС ЭО);
2) автоматизированная распределенная информационная система мониторинга образования Республики Коми (далее - АРИСМО РК).
В совокупности указанные информационные системы уже на сегодняшний день позволили достичь существенного повышения эффективности в деятельности органов управления образованием и образовательных организаций, снижения уровня отчетности образовательных организаций, повышения открытости отрасли и прозрачности для граждан государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.
Некоторые проекты, реализованные в Республике Коми в рамках данных информационных систем, описаны в разделе 2 настоящей Концепции.
Таким образом, несмотря на проводимую системную работу по внедрению современных цифровых технологий в образовании, в условиях дефицита средств республиканского бюджета Республики Коми мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми потребуют значительного дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу
По состоянию на начало 2018/2019 учебного года в Республике Коми функционирует 335 общеобразовательных организаций и 30 профессиональных образовательных организаций.
В общеобразовательных организациях обучается 103 тыс. обучающихся, в профессиональных образовательных организациях - 15 тыс. студентов.
Численность педагогических работников общеобразовательных организаций составляет более 9,0 тыс. чел., преподавателей профессиональных образовательных организаций - 945 чел.
3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации Мероприятия
Государство предъявляет требования не только к системе образования, но к самим педагогам. Они зафиксированы на уровне государственных квалификационных требований.
Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
В настоящее время повышение уровня ИКТ-компетентности управленческих команд Республики Коми в части формирования компетенций по решению профессиональных задач, связанных с электронным обучением, информатизацией образования, проектированием современной информационной образовательной среды осуществляется в рамках магистерских программ "Информационные технологии в образовании" и "Электронное обучение", организованных на базе ФБГОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина", а также на курсах повышения квалификации, организованных ГОУДПО "Коми республиканский институт развития образования" (далее ГОУДПО "КРИРО"), ГОУ ВО "Коми республиканская академия государственной службы и управления".
Повышение уровня ИКТ-компетентности работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Республики Коми осуществляется в рамках вышеуказанных магистерских программ, а также по программам повышения квалификации ГОУДПО "КРИРО": "Эффективное управление качеством образования в общеобразовательной организации", "Информационные технологии в управлении образовательной организацией", "Информационные и коммуникационные технологии в реализации образовательных программ" и др.
Педагоги региона активно используют собственное обучение (повышение квалификации, переподготовка), в том числе с применением дистанционных и онлайн-технологий.
Слушателями курсов, размещенных на сайте distant.kriro.ru, за последние два года стали более 7 тыс. работников сферы образования в Республике Коми. Повышение квалификации проходит по таким программам повышения квалификации ГОУДПО "КРИРО", как "Современные методики и технологии обучения информатике", "Мультимедийные технологии в образовании", "Инженерное образование: робототехника", "Информационные технологии 21 века", "Основы работы в системе Moodle" и другие, направленные на формирование цифровых компетенций.
В обучающих семинарах и вебинарах по формированию навыков работы в цифровой среде, в первую очередь, в ГИС ЭО, на федеральных информационно-образовательных платформах принимают участие административные и педагогические работники всех образовательных организаций региона.
4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты реализации Мероприятия
Цифровая трансформация региональной системы образования - внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере образования, направленных на автоматизацию процессов государственного управления в сфере образования Республики Коми и управления образовательными организациями региона, а также автоматизацию и повышение эффективности оказания государственных услуг, основанного на принципах дизайн-мышления.
В ходе цифровой трансформации региональной системы образования предполагается полный реинжиниринг и оптимизация процессов деятельности регионального и муниципальных органов управления образованием и непосредственно образовательных организаций.
Цифровая трансформация региональной системы образования в Республике Коми должна быть направлена на достижение целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и основана на реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" и соответствующего регионального проекта.