ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 октября 2018 года N 448-р


[Об утверждении Концепции внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми в 2019 - 2022 годах и Комплекса мер ("дорожной карты") по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми на 2020 - 2022 годы]

(с изменениями на 7 сентября 2020 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 28.01.2019 N 30, распоряжений Правительства Республики Коми от 03.07.2019 N 246-р, от 14.08.2019 N 303-р, Постановлений Правительства Республики Коми от 20.08.2020 N 418, от 07.09.2020 N 445)




В целях реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"


1. Утвердить Концепцию внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми в 2019 - 2022 годах согласно приложению N 1.


(п. 1 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 03.07.2019 N 246-р)


2. Утвердить Комплекс мер ("дорожную карту") по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми на 2020 - 2022 годы согласно приложению N 2.


(п. 2 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 03.07.2019 N 246-р)


3. Определить Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми региональным координатором внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области образования.


5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА



Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 29 октября 2018 г. N 448-р
     (приложение N 1)



КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2019 - 2022 ГОДАХ

(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 03.07.2019 N 246-р, от 14.08.2019 N 303-р, Постановлений Правительства Республики Коми от 20.08.2020 N 418, от 07.09.2020 N 445)



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета (далее - Мероприятие)


Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях в обязательном порядке предусматривает развитие материально-технической базы, информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций.


Необходимыми условиями для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях являются:


1) обеспечение общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";


2) оснащение образовательных организаций средствами вычислительной техники, программного обеспечения и презентационного оборудования;


3) создание (модернизация) информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций, структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей.


Все общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации в Республике Коми подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На сегодняшний день большинство (свыше 80%) общеобразовательных организаций имеют скорость доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на уровне 2 Мбит/с.


Общее число средств вычислительной техники в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, используемых в учебном процессе, составляет более 16 тыс. единиц, используемых в административно-управленческом процессе, - более 3 тыс. единиц.


В указанных образовательных организациях используется свыше 6 тыс. единиц презентационного оборудования.


20% используемой в образовательных организациях компьютерной техники старше 5 лет, по 12% - старше 7 и 9 лет.


В общеобразовательных организациях Республики Коми имеется более 500 компьютерных классов в составе не менее 7 персональных компьютеров. При этом 78% компьютерных классов оснащены компьютерным оборудованием старше 5 лет. С учетом предельного срока полезной эксплуатации компьютерного оборудования, составляющего не более 5 лет, большая часть компьютерного оборудования, используемого в образовательных организациях в компьютерных классах в рамках образовательного процесса, устарела. Основная доля такого оборудования приходится на сельские школы.


В большинстве образовательных организаций созданы локальные вычислительные сети, на базе которых организуется доступ к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обучающихся и педагогических работников в кабинетах информатики, учебных аудиториях, библиотеках.


В рамках Концепции развития школьных библиотек в Республике Коми проводится работа по внедрению современного программного обеспечения в работу школьных библиотек, введению электронной каталогизации единого информационного и библиотечно-библиографического фонда в целях обеспечения свободного доступа для участников образовательных отношений к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимой защиты авторских и смежных прав.


В целях обеспечения автоматизации процессов государственного управления в сфере образования и автоматизации процессов управления в образовательных организациях в Республике Коми созданы и эксплуатируются государственные информационные системы Республики Коми:


1) государственная информационная система Республики Коми "Электронное образование" (далее - ГИС ЭО);


2) автоматизированная распределенная информационная система мониторинга образования Республики Коми (далее - АРИСМО РК).


В совокупности указанные информационные системы уже на сегодняшний день позволили достичь существенного повышения эффективности в деятельности органов управления образованием и образовательных организаций, снижения уровня отчетности образовательных организаций, повышения открытости отрасли и прозрачности для граждан государственных (муниципальных) услуг в сфере образования.


Некоторые проекты, реализованные в Республике Коми в рамках данных информационных систем, описаны в разделе 2 настоящей Концепции.


Таким образом, несмотря на проводимую системную работу по внедрению современных цифровых технологий в образовании, в условиях дефицита средств республиканского бюджета Республики Коми мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Коми потребуют значительного дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.


2. Статистические данные по сети общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу


По состоянию на начало 2018/2019 учебного года в Республике Коми функционирует 335 общеобразовательных организаций и 30 профессиональных образовательных организаций.


В общеобразовательных организациях обучается 103 тыс. обучающихся, в профессиональных образовательных организациях - 15 тыс. студентов.


Численность педагогических работников общеобразовательных организаций составляет более 9,0 тыс. чел., преподавателей профессиональных образовательных организаций - 945 чел.


3. Информация о повышении квалификации в области цифровых технологий сотрудников и педагогов общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, участвующих в реализации Мероприятия


Государство предъявляет требования не только к системе образования, но к самим педагогам. Они зафиксированы на уровне государственных квалификационных требований.


Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.


В настоящее время повышение уровня ИКТ-компетентности управленческих команд Республики Коми в части формирования компетенций по решению профессиональных задач, связанных с электронным обучением, информатизацией образования, проектированием современной информационной образовательной среды осуществляется в рамках магистерских программ "Информационные технологии в образовании" и "Электронное обучение", организованных на базе ФБГОУ ВО "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина", а также на курсах повышения квалификации, организованных ГОУДПО "Коми республиканский институт развития образования" (далее - ГОУДПО "КРИРО"), ГОУ ВО "Коми республиканская академия государственной службы и управления".


Повышение уровня ИКТ-компетентности работников общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Республики Коми осуществляется в рамках вышеуказанных магистерских программ, а также по программам повышения квалификации ГОУДПО "КРИРО": "Эффективное управление качеством образования в общеобразовательной организации", "Информационные технологии в управлении образовательной организацией", "Информационные и коммуникационные технологии в реализации образовательных программ" и др.


Педагоги региона активно используют собственное обучение (повышение квалификации, переподготовка), в том числе с применением дистанционных и онлайн-технологий.


Слушателями курсов, размещенных на сайте distant.kriro.ru, за последние два года стали более 7 тыс. работников сферы образования в Республике Коми. Повышение квалификации проходит по таким программам повышения квалификации ГОУДПО "КРИРО", как "Современные методики и технологии обучения информатике", "Мультимедийные технологии в образовании", "Инженерное образование: робототехника", "Информационные технологии 21 века", "Основы работы в системе Moodle" и другие, направленные на формирование цифровых компетенций.


В обучающих семинарах и вебинарах по формированию навыков работы в цифровой среде, в первую очередь, в ГИС ЭО, на федеральных информационно-образовательных платформах принимают участие административные и педагогические работники всех образовательных организаций региона.


4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты реализации Мероприятия


Цифровая трансформация региональной системы образования - внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере образования, направленных на автоматизацию процессов государственного управления в сфере образования Республики Коми и управления образовательными организациями региона, а также автоматизацию и повышение эффективности оказания государственных услуг, основанного на принципах дизайн-мышления.


В ходе цифровой трансформации региональной системы образования предполагается полный реинжиниринг и оптимизация процессов деятельности регионального и муниципальных органов управления образованием и непосредственно образовательных организаций.


Цифровая трансформация региональной системы образования в Республике Коми должна быть направлена на достижение целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и основана на реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" и соответствующего регионального проекта.


Цифровая трансформация региональной системы образования должна войти в соответствующие планы стратегического развития и реализовываться в условиях проектного управления.


Целесообразной является не только координация с действующими документами стратегического планирования, но и разработка отраслевой стратегии цифрового развития с формированием на ее основе дорожной карты по цифровому развитию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»