Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, направлены на осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, сформулированы приоритетные цели экономического развития, которые нашли отражение в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93. Согласно указанным правовым актам одним из приоритетных направлений деятельности по развитию Российской Федерации является построение инновационной экономики.
Омская область исторически является ключевым регионом Сибири, важным логистическим, промышленным и сельскохозяйственным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части и обладает значительным кадровым, экономическим, промышленным, интеллектуальным потенциалом. В Омской области развиваются научно-образовательный комплекс и современная бизнес- и производственная инфраструктура. Приоритетными направлениями развития промышленности являются нефтехимический, агробиотехнологический и лесопромышленный кластеры, а также секторы производства высокотехнологичных компонентов и систем.
Тенденции появления новых востребованных профессий, сфер на рынке труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости модернизации системы дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей.
Сфера дополнительного образования должна стать инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, более привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
Основными факторами, замедляющими темпы развития технического направления в образовательных организациях Омской области, являются:
- недостаточный уровень оснащения их материально-технической базы;
- высокая потребность в квалифицированных педагогических работниках, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности;
- недостаточный уровень вовлечения индустриальных партнеров в образовательную и проектную деятельность.
Для достижения поставленных задач в Омской области в 2018 году реализован региональный приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для омских детей", в ходе реализации которого осуществлены мероприятия по созданию и оснащению оборудованием для реализации дополнительных общеобразовательных программ по робототехнике, прототипированию, 3D-моделированию Центра развития креативности детей и молодежи "Технопарк" на базе бюджетного учреждения Омской области дополнительного образования "Омская областная станция юных техников".
Особую актуальность для Омской области приобретает реализация федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Проектом предусмотрено развитие высокотехнологичной, естественно-научной, образовательной и технической среды в образовательных организациях дополнительного образования, в том числе в форме создания детского технопарка "Кванториум" на территории Омской области (далее - Кванториум), основными целями и задачами деятельности которого являются:
- создание единого образовательного пространства научно-технического творчества обучающихся при сетевом взаимодействии образовательных организаций в Омской области;
- развитие современного научно-технического творчества в Омской области для подготовки инженерных кадров;
- выявление талантливых детей и подростков в области технического творчества;