(с изменениями на 18 января 2024 года)
(в ред. Постановлений Администрации города Твери от 30.12.2019 N 1600, от 26.08.2020 N 973, от 30.11.2020 N 1306, от 25.12.2020 N 1533, от 27.04.2021 N 447, от 28.09.2021 N 922, от 29.10.2021 N 1024, от 01.02.2022 N 80, от 07.06.2022 N 522, от 01.07.2022 N 602, от 14.09.2022 N 958, от 22.11.2022 N 1161, от 25.01.2023 N 33, от 16.02.2023 N 110, от 30.06.2023 N 410, от 10.08.2023 N 528, от 08.11.2023 N 756, от 18.01.2024 N 23)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Порядком разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Твери, утвержденным Постановлением Администрации города Твери от 30.12.2015 N 2542, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу города Твери "Развитие образования города Твери" на 2021 - 2026 годы (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 01.01.2021.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию и размещению на официальном сайте Администрации города Твери в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя (заместителя) Главы Администрации города Твери, курирующего вопросы социальной сферы.
Глава города Твери
А.В.ОГОНЬКОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
города Твери "Развитие образования города Твери" на 2021 - 2026 годы
(в ред. Постановлений Администрации города Твери от 30.12.2019 N 1600, от 26.08.2020 N 973, от 30.11.2020 N 1306, от 25.12.2020 N 1533, от 27.04.2021 N 447, от 28.09.2021 N 922, от 29.10.2021 N 1024, от 01.02.2022 N 80, от 07.06.2022 N 522, от 01.07.2022 N 602, от 14.09.2022 N 958, от 22.11.2022 N 1161, от 25.01.2023 N 33, от 16.02.2023 N 110, от 30.06.2023 N 410, от 10.08.2023 N 528, от 08.11.2023 N 756, от 18.01.2024 N 23)
город Тверь
2019 год
Наименование муниципальной программы | "Развитие образования города Твери" на 2021 - 2026 годы (далее - муниципальная программа) |
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Управление образования администрации города Твери |
Соисполнители муниципальной программы | Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери |
Срок реализации муниципальной программы | 2021 - 2026 годы |
Цели муниципальной программы | Цель муниципальной программы - "Повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг воспитанникам и обучающимся образовательных учреждений города Твери за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов" |
Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования". Подпрограмма 2 "Развитие общего образования". Подпрограмма 3 "Развитие системы предоставления детям услуг дополнительного образования". Подпрограмма 4 "Совершенствование механизма предоставления услуг по организации отдыха детей в каникулярное время". Подпрограмма 5 "Обеспечение деятельности казенных учреждений, обслуживающих отрасль "Образование" |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы | Увеличение к 2026 году доли детей в возрасте 1 - 8 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей города Твери в возрасте 1 - 8 лет на 5,8 процентных пункта (с 77,7% в 2021 году до 83,5% в 2026 году). Сохранение доли обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования на уровне 100%. Увеличение к 2026 году доли детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 1,0 процентный пункт (с 93,0% в 2021 году до 94,0% в 2026 году). Уменьшение к 2026 году доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, на 0,6 процентных пункта (с 21,3% в 2021 году до 20,7% в 2026 году). Увеличение к 2026 году доли выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, на 0,8 процентных пункта (с 97,2% в 2021 году до 98,0% в 2026 году). Увеличение к 2026 году доли детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой возрастной группы, на 3,4 процентных пункта (с 76,6% в 2021 году до 80,0% в 2026 году) |
(раздел в ред. Постановления Администрации города Твери от 30.06.2023 N 410) | |
Объемы и источники финансирования муниципальной программы по годам ее реализации в разрезе подпрограмм | Общий объем финансирования муниципальной программы в 2021 - 2026 годах составляет 34641650,8 тыс. руб., в том числе по годам ее реализации в разрезе подпрограмм: 2021 год - 5592819,7 тыс. руб.: подпрограмма 1 - 2508690,1 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 1542568,8 тыс. руб.); подпрограмма 2 - 2878108,4 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 2585044,8 тыс. руб.); подпрограмма 3 - 52703,2 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 9841,3 тыс. руб.); подпрограмма 4 - 96213,1 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 45168,4 тыс. руб.); подпрограмма 5 - 57104,9 тыс. руб.; 2022 год - 5763041,5 тыс. руб.: подпрограмма 1 - 2694126,8 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 1567363,0 тыс. руб.); подпрограмма 2 - 2856815,9 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 2517096,4 тыс. руб.); подпрограмма 3 - 59247,6 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 14223,1 тыс. руб.); подпрограмма 4 - 94705,2 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 43972,0 тыс. руб.); подпрограмма 5 - 58146,0 тыс. руб.; 2023 год - 6567845,6 тыс. руб.: подпрограмма 1 - 2688568,4 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 1562932,1 тыс. руб.); подпрограмма 2 - 3622960,5 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 3071045,4 тыс. руб.); подпрограмма 3 - 71437,7 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 19011,7 тыс. руб.); подпрограмма 4 - 122105,2 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 46848,7 тыс. руб.); подпрограмма 5 - 62773,8 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 314,3 тыс. руб.); 2024 год - 5632844,8 тыс. руб.: подпрограмма 1 - 2360101,6 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 1353470,1 тыс. руб.); подпрограмма 2 - 3018970,7 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 2547485,4 тыс. руб.); подпрограмма 3 - 65553,8 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 13328,7 тыс. руб.); подпрограмма 4 - 119646,7 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 42106,7 тыс. руб.); подпрограмма 5 - 68572,0 тыс. руб.; 2025 год - 5542338,6 тыс. руб.: подпрограмма 1 - 2334006,1 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 1349821,5 тыс. руб.); подпрограмма 2 - 2955287,6 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 2539297,4 тыс. руб.); подпрограмма 3 - 65107,9 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 13328,7 тыс. руб.); подпрограмма 4 - 119365,0 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 42106,7 тыс. руб.); подпрограмма 5 - 68572,0 тыс. руб.; 2026 год - 5542760,6 тыс. руб.: подпрограмма 1 - 2337478,1 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 1349821,5 тыс. руб.); подпрограмма 2 - 2951680,4 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 2539297,4 тыс. руб.); подпрограмма 3 - 65107,9 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 13328,7 тыс. руб.); подпрограмма 4 - 119922,2 тыс. руб. (в том числе средства областного бюджета 42106,7 тыс. руб.); подпрограмма 5 - 68572,0 тыс. руб. Источники финансирования муниципальной программы - бюджет города Твери, бюджет Тверской области |
(раздел в ред. Постановления Администрации города Твери от 18.01.2024 N 23) |
Муниципальная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2018 N 402-пп "О государственной программе Тверской области "Развитие образования Тверской области" на 2019 - 2024 годы", решением Тверской городской Думы от 05.07.2017 N 192 "Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Тверь до 2037 года", Постановлением Администрации города Твери от 30.12.2015 N 2542 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Твери" (далее - Порядок), действующими государственными программами Российской Федерации и Тверской области, действующими муниципальными программами города Твери.
Система дошкольного образования
В концепции модернизации дошкольного образования определены основные параметры образования первого уровня: доступность, качество, эффективность. Достижение этих параметров возможно лишь путем комплексных, системных преобразований, направленных на построение целостного и эффективного образовательного пространства, в котором обеспечивается доступность качественного образования для всех слоев населения, эффективность использования имеющихся образовательных ресурсов.
Система дошкольного образования города Твери отвечает всему многообразию детских образовательных потребностей, связанных с разным уровнем развития, различными потребностями в компенсации нарушений, различными возможностями в освоении образовательных программ разного уровня сложности: это 108 муниципальных, государственных и негосударственных образовательных учреждений, которые посещают 23160 воспитанников. В 2018 году доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет составила 82,2%. Администрацией города Твери ведется активная работа по строительству, выкупу зданий дошкольных учреждений, реконструкции, капитальному ремонту и возврату в систему дошкольного образования ранее переданных сторонним организациям зданий детских садов. Благодаря проведенным мероприятиям с 2015 по 2018 годы введено в строй 1820 новых дошкольных мест.
Вместе с тем, остается нерешенной проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет.
Для решения проблемы ликвидации очередности в детских садах Администрацией города Твери разработан комплекс мер по развитию негосударственного сектора, который включает в себя создание ассоциации предпринимателей в сфере дошкольного образования города Твери, предоставление преференций по арендной плате за пользование муниципальным имуществом, в случае получения предпринимателем лицензии на ведение образовательной деятельности - финансирование заработной платы педагогов и учебных расходов на реализацию общеобразовательной программы, компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в детском саду, получение субсидий.
Другим направлением в ликвидации очередности является развитие вариативных форм дошкольного образования. В 2018 - 2019 учебном году в городе Твери функционируют группы кратковременного пребывания на базе детских садов (1050 детей), группы подготовки к школе на базе общеобразовательных учреждений (1600 детей), семейные детские сады (4 группы - 15 детей), развивается частно-государственное партнерство, группы развития для детей-инвалидов (6 групп - 30 детей), консультационные пункты (26 пунктов на базе дошкольных учреждений) и др., которые посещают более 3 тысяч детей. Данное направление будет развиваться и в рамках новой программы до 2026 года.
С 2017 года в городе Твери реализуется "Дорожная карта" по повышению эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. Картой предусмотрены такие мероприятия, как строительство новых детских садов, выкуп встроенных детских садов на 1-ых этажах новостроек, передача в безвозмездное пользование частным предпринимателям муниципальных жилых помещений для реконструкции, ремонта и размещения в них детских садов, возврат зданий бывших дошкольных учреждений, капремонт групп в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) и другие. Однако комплекс мер "Дорожной карты" решит проблему доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет только на 69%. В связи с этим в рамках национального проекта "Демография" мероприятия по увеличению количества мест для детей данной категории будут продолжены.
В дошкольных учреждениях города Твери созданы благоприятные условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ). В 2018 - 2019 учебном году 2060 детей с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, интеллекта успешно осваивают адаптированные программы дошкольного образования.
Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики города Твери. Инклюзивное образование - специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в образовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей, - организовано в ДОУ NN 133, 73, 68, 48 и 27.
В 2018 году в рамках региональной программы Тверской области "Ты не один!" детский сад N 39 города Твери создал необходимые психолого-медико-педагогические условия для обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В целом педагогические коллективы дошкольных учреждений города Твери демонстрируют высокий профессиональный уровень, компетентность и эффективность в своей деятельности. За период с 2015 по 2018 годы 4 талантливых педагога дошкольных учреждений города Твери становились победителями регионального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" и представляли регион на заключительном этапе.
Система общего образования
На территории города Твери функционирует сеть общеобразовательных учреждений разного типа, вида и ведомственной подчиненности, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. На 01.01.2019 сеть общеобразовательных учреждений включает в себя:
а) 53 муниципальных общеобразовательных учреждения, в т.ч.:
- 1 начальная общеобразовательная школа;
- 2 основных общеобразовательных школы;
- 43 средние общеобразовательные школы, из них 4 с углубленным изучением отдельных предметов;
- 5 гимназий;
- 1 лицей;
- 1 Центр образования;
б) 6 негосударственных общеобразовательных учреждений;
в) 6 государственных образовательных учреждений, реализующих адаптированные программы общего образования.
Приоритетным направлением модернизации школьного образования является реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). В 2018 году доля обучающихся по ФГОС на уровне начального образования составила 100%, на уровне основного общего образования - 84,0%, на уровне среднего общего образования в рамках опережающего введения ФГОС - 12,4%. Общая доля обучающихся по ФГОС общего образования в общей численности школьников муниципальных общеобразовательных учреждений увеличилась с 73,4% (2017 год) до 84,0% (2018 год).
Определяющим условием качественной реализации ФГОС общего образования является подготовка педагогических кадров в соответствии с требованиями новых стандартов.
В 2018 году подписано соглашение о сотрудничестве между управлением образования администрации города Твери и департаментом образования города Москвы о ведении партнерского сотрудничества в области внедрения эффективных подходов к формированию функциональной грамотности, проектной деятельности в образовании, аттестации руководителей образовательных организаций, создании условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности.
В рамках дальнейшего профессионального взаимодействия будет продолжен обмен опытом, профессиональными методическими и информационными материалами.
Большое внимание уделяется обеспечению доступности общего образования для детей с ОВЗ.
25 общеобразовательных учреждений оборудованы пандусами. В муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 9" и муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 18" функционируют классы коррекционного обучения для обучающихся с задержкой психического развития. В 2018 году в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 9" впервые открыт класс для учащихся с расстройством аутистического спектра.