В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке организации и осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Свердловской области (прилагается).
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных Положением о порядке организации и осуществления лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Свердловской области, утвержденным настоящим Постановлением, осуществляется Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) в пределах установленного Правительством Свердловской области предельного лимита штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту в областном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области А.П. Россолова.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Исполняющий обязанности
Губернатора Свердловской области
А.В.ОРЛОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящее положение устанавливает порядок организации и осуществления Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Свердловской области (далее - лицензионный контроль).
2. Задачами Департамента являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Свердловской области (далее - лицензиаты), установленных лицензионных требований.
3. При осуществлении лицензионного контроля применяется риск-ориентированный подход.
В целях применения риск-ориентированного подхода при организации лицензионного контроля деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Свердловской области, подлежит отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Свердловской области, относится к высокой, средней или низкой категории риска в зависимости от показателя потенциального риска нарушения прав, законных интересов и имущества лиц, проживающих в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области, и установленного порядка осуществления предпринимательской деятельности.
Критерии отнесения деятельности лицензиатов по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Свердловской области, к определенной категории риска при осуществлении лицензионного контроля утверждаются Постановлением Правительства Свердловской области.
4. Департамент при осуществлении лицензионного контроля проводит проверку соблюдения лицензиатом следующих лицензионных требований:
1) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
4) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федеральных законов от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации.
6. Основанием для проведения Департаментом плановой проверки в отношении лицензиата является включение лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
7. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного Департаментом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) наличие ходатайства лицензиата о проведении Департаментом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания Департамента;
3) наличие приказа (распоряжения) Департамента, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
4) поступление в Департамент обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований;
5) поступление в Департамент приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
8. Внеплановая проверка по основаниям, указанным в пункте 7 настоящего положения, проводится без согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
9. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица Департамента имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения лицензионных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Департамента о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и утверждения условий этого договора и его заключения;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений лицензионных требований, устранении выявленных нарушений, проведении мероприятий по обеспечению соблюдения лицензионных требований;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями лицензионных требований, и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями лицензионных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
10. Должностные лица Департамента при осуществлении лицензионного контроля обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиата, проверка которого проводится;
3) проводить проверку на основании приказа Департамента о проведении проверки и в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Департамента;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лицензиата присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) представлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лицензиата, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя лицензиата с результатами проверки;
8) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя лицензиата с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;
12) не требовать от лицензиата документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
13) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя лицензиата ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
14) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у лицензиата.
11. Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, а также его должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля устанавливается административным регламентом осуществления Департаментом указанного вида государственного контроля (надзора).
12. Должностные лица Департамента при осуществлении лицензионного контроля несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.