(с изменениями на 10 июня 2022 года)
(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2022 N 505-р)
В целях реализации государственной политики в области гражданской авиации в Республике Саха (Якутия) и содействия созданию условий для развития малой авиации и авиации общего назначения для обеспечения потребностей населения и экономики Республики Саха (Якутия) в авиационных услугах:
1. Утвердить Концепцию развития малой авиации и авиации общего назначения в Республике Саха (Якутия) согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
2. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (Сивцев В.М.), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (Иванов П.В.), Министерству экономики Республики Саха (Якутия) (Данилова М.А.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Жондоров В.А.):
(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2022 N 505-р)
1) при разработке и осуществлении мероприятий, касающихся вопросов развития воздушного транспорта Республики Саха (Якутия), руководствоваться положениями Концепции развития малой авиации и авиации общего назначения в Республике Саха (Якутия);
2) учесть положения Концепции развития малой авиации и авиации общего назначения в Республике Саха (Якутия) при разработке подпрограммы "Малая авиация" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 г. N 343.
(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2022 N 505-р)
3. Определить координатором реализации Концепции развития малой авиации и авиации общего назначения в Республике Саха (Якутия) Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (Сивцев В.М.).
(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2022 N 505-р)
4. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (Сивцев В.М.) обеспечить выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития малой авиации и авиации общего назначения в Республике Саха (Якутия) согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2022 N 505-р)
5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.
(в ред. распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2022 N 505-р)
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.СОЛОДОВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 5 апреля 2019 г. N 364-р
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ АВИАЦИИ И АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Республика Саха (Якутия) располагает самой крупной из субъектов Российской Федерации территорией с низкой плотностью населения и суровым климатом, содержащей множество месторождений полезных ископаемых. Наземная транспортная инфраструктура круглогодичного действия во многих районах республики практически отсутствует, 90% территории не имеет круглогодичной транспортной доступности, что делает социальную сферу и экономику региона чрезвычайно зависимыми от авиационного сообщения. В свою очередь низкая плотность населения не обеспечивает экономическую окупаемость создания на территории республики новых крупных авиатранспортных узлов и широкое использование современного авиапарка с высокой пассажировместимостью, что определяет необходимость интенсивного развития малой авиации и авиации общего назначения (АОН) в регионе.
Текущее состояние и недостаточные масштабы развития малой авиации и АОН в республике не позволяют эффективно поддерживать во взаимодействии с магистральной авиацией и другими видами транспорта необходимую транспортную доступность территорий и подвижность населения, что определило актуальность разработки и реализации Концепции развития малой авиации и АОН в Республике Саха (Якутия) (далее - Концепция).
До настоящего времени термин "малая авиация" в нормативно-правовой базе Российской Федерации не определен. В рамках настоящей Концепции к малой авиации относится часть гражданской авиации, предназначенная для обеспечения потребностей граждан и экономики субъектов Российской Федерации в авиационных услугах, создания многофункциональных транспортных воздушных коммуникаций, выполнения авиаперевозок на территориях субъектов Российской Федерации, первоначальной подготовки авиационного персонала и развития АОН в России с использованием легких воздушных судов малой авиации, к которым в настоящем документе относятся легкие воздушные суда (ВС) - самолеты со взлетным весом до 5,7 тонны и вертолетов до 3,1 тонны (пункт 2 ст. 32 ВК РФ).
Целесообразно установление для ВС и эксплуатантов малой авиации упрощенных правил допуска к полетам и коммерческой деятельности.
К ВС малой авиации могут относиться производящиеся серийно ВС типовой конструкции и ВС нетиповой конструкции <1>.
________________
<1> Серийное ВС типовой конструкции имеет сертификат типа, действующий ресурс по налету часов, количеству посадок и календарному сроку службы, ВС нетиповой конструкции не имеет сертификата типа.
Концепция развития малой авиации и АОН в Республике Саха (Якутия) разработана в целях формирования приоритетов, обоснования оптимальных организационно-экономических и юридически-правовых форм обеспечения развития малой авиации как важной подсистемы авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) в интересах эффективного и безопасного авиаобслуживания населения и экономики региона, включая:
создание условий для повышения конкурентоспособности малой авиации авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия), усиления его инновационной, социальной и экологической направленности;
ликвидацию территориальных и структурных диспропорций в развитии малой авиации авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия);
привлечение инвестиций в развитие малой авиации Республики Саха (Якутия);
совершенствование нормативно-правового обеспечения развития малой авиации авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия) и рынка соответствующих услуг, включая создание необходимой нормативно-правовой базы;
развитие механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвесторами, а также определение приоритетных сфер применения этих механизмов в интересах развития малой авиации Республики Саха (Якутия);
государственную поддержку развития малой авиации Республики Саха (Якутия);
поддержание эксплуатационной годности, увеличение пропускной способности и строительство (восстановление) посадочных площадок для малой авиации авиатранспортного комплекса Республики Саха (Якутия).
Концепция направлена на обеспечение развития малой авиации в рамках подпрограммы "Воздушный транспорт" в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)".
Реализация Концепции в долгосрочной перспективе направлена на увеличение объемов местных пассажирских авиаперевозок и рост уровня авиационной мобильности населения Республики Саха (Якутия). К примеру, в 80-е годы прошлого столетия авиацией Якутии по местному расписанию выполнялось 78,3 тыс. рейсов ежегодно, при этом каждый житель республики в среднем около трех раз в год пользовался услугами авиации (для сравнения, в 2017 году в республике выполнено 13,0 тыс. рейсов на местных воздушных линиях, авиационная подвижность составляет 1,3 поездки на 1 жителя республики в год).
Республика Саха (Якутия) - крупнейший по занимаемой территории субъект Российской Федерации: площадь (3 083,5 тыс. км2) составляет 18% площади Российской Федерации, протяженность территории с севера на юг - 3000 км, а с запада на восток - 2500 км. Столица - г. Якутск, удалена от Москвы на 8468 км.
В Республике Саха (Якутия) в зоне круглогодичного наземного транспортного сообщения проживает всего 15% населения, более 90% территории имеет лишь сезонную транспортную доступность.
Требования высокой мобильности населения обозначены необходимым условием перехода к инновационному пути развития в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Низкая транспортная подвижность населения становится одним из основных препятствий к снижению напряженности на региональных рынках труда. Социальное развитие малонаселенных территорий требует, в том числе, обеспечения быстрых и экономичных путей оперативной доставки небольших групп пассажиров и малых грузов. Это касается таких первоочередных потребностей как медицинское обслуживание, доставка почты, безопасность, услуги туристско-рекреационного обслуживания и т.п.
Низкая плотность населения и суровые климатические условия Республики Саха (Якутия) диктуют высокую затратность реализации мер по необходимому увеличению авиационной подвижности населения районов Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующими социальными требованиями. Для большинства населенных пунктов республики гражданская авиация (ГА) - единственный вид транспорта круглогодичного действия, выполняет более 82% транспортного внутриреспубликанского пассажирооборота. ГА играет важнейшую роль в обеспечении транспортной доступности отдаленных районов Республики Саха (Якутия), в особенности в арктической зоне. Недостаток современных воздушных судов для региональных и местных воздушных перевозок, отсутствие оптимального типажа авиационной техники, высокая стоимость эксплуатации морально устаревшего авиапарка являются сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решении жизненно важных социально-экономических задач в арктической зоне.
Перечень эксплуатантов, имеющих сертификаты на коммерческие воздушные перевозки (КВП), авиационные работы (АР) и свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения (АОН) - всего 10 сертифицированных эксплуатантов КВП, АР и АОН, а также организации, имеющие свидетельство (сертификат) авиационного учебного центра (АУЦ), подконтрольные Саха (Якутскому) межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (С(Я) МТУ Росавиации), на 1 сентября 2017 года представлены в таблице П.1.1 приложения N 1 к Концепции. Из них 4 авиакомпании владеют сертификатом КВП - ООО ПКАП "Дельта К", АО "Авиакомпания АЛРОСА", АО "АК "Полярные авиалинии" и АО "АК "Якутия" (в том числе 3 из них также обладают сертификатом на АР), 2 авиакомпании обладают сертификатом АОН (в том числе 1 из них также обладает сертификатом на АР) и 8 авиакомпаний обладают сертификатом на АР (в том числе 4 из них упомянуты выше в составе авиакомпаний - держателей сертификатов КВП и АОН).
Также следует отметить, что в Республике Саха (Якутия) действует профессиональное образовательное учреждение "Якутский авиационно-спортивный клуб" ДОСААФ России. ЯАСК ДОСААФ России не является плательщиком налогов на имущество, прибыль и НДС.
Сведения о парке ВС основных (наиболее крупных) эксплуатантов ВС пассажировместимости до 19 кресел, имеющих сертификаты КВП, АР, подконтрольных С(Я) МТУ Росавиации, на 1 сентября 2017 года представлены в таблице П.1.2 приложения N 1 к Концепции. Основными эксплуатантами указанных ВС являются: АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии" (21 ВС), АО "Авиакомпания АЛРОСА" (7 ВС), ООО ПКАП "Дельта-К" (3 ВС). В целом в парке указанных авиакомпаний из состава перечисленных ВС к началу 2018 года используются: Ан-2 - 18 ед., Ан-3 - 6 ед., Л-410 - 4 ед., DA-40 - 2 ед., РС-6 - 1 ед., т.е. более половины рассматриваемого парка сформировано самолетами АН-2, эксплуатируемыми 40 и более лет.
АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии" на сегодняшний день является единственным в Российской Федерации эксплуатантом ВС PC-6 и DA-40, которые преимущественно используются для осуществления экскурсионных (туристических) полетов.
Среднемесячный налет на 1 среднесписочное ВС по самолетам Ан-2/3 не превышает 10-12 час/мес., DA-40 и РС-6 - 15-23 час/мес., Л-410 - 60 час/мес.
Таким образом, самолеты пассажировместимости до 10-12 кресел используются недостаточно эффективно, среднемесячный налет составляет не более 12 - 23 час/мес.
Из анализа авиакомпаний (приложение N 1, рис. П.1.1 - П.1.3) по основной деятельности воздушного транспорта в период с 2013 по 2016 г.г. видно, что авиаперевозки рассматриваемых авиакомпаний, как правило, убыточны или низкорентабельны и требуют субсидирования с учетом социальной значимости конкретных направлений перевозок.
В соответствии с Соглашением между Республикой Саха (Якутия), Республикой Бурятия, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Акционерным обществом "Вертолеты России" "Об организации местных воздушных линий в регионах Российской Федерации" принято решение расширить деятельность по внутрирегиональным и местным перевозкам авиапассажиров в Республике Саха (Якутия) и других регионах ДФО, СФО и УФО с использованием самолетов ТВС-2ДТС на основе базового авиаперевозчика АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии".
Наземная авиатранспортная инфраструктура Республики Саха (Якутия) включает аэродромную сеть в составе 32 аэродромов и 121 посадочной площадки.