Недействующий

Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" (с изменениями на 4 июля 2024 года) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2024 N 702)



I. Оценка текущего состояния в сфере содействия занятости населения


Государственная программа Республики Татарстан "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития Республики Татарстан.


Содействие добровольному переселению в республику соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.


Государственной программой Республики Татарстан обеспечивается комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Республику Татарстан и межотраслевой координации, получения возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения республики, объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу.


Человеческий капитал является главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. Именно человеческий капитал определяет развитие республики и позволяет обеспечить переход к новым технологическим укладам.


Ключевыми направлениями накопления и развития человеческого капитала являются миграционная и демографическая политика, образование всех уровней (дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее). Ряд других направлений - здравоохранение, культура, рынок труда, политика занятости и социальная защита - создают дополнительные условия для накопления человеческого капитала в регионе. Обеспеченность трудовыми ресурсами является одним из факторов конкурентоспособности республики.


Численность населения Республики Татарстан имеет тенденцию к росту. За 1995 - 2017 годы прирост населения составил 100,8 тыс. человек, который обеспечен в основном за счет миграции. Вместе с тем миграционный прирост населения снижается. Если в 2012 году этот показатель составлял 9 786 человек, то в 2016 году его значение снизилось до 5 880 человек, а за 2017 год - до 4 411 человек.


Демографическая ситуация с 2011 по 2016 год имела положительную динамику. Ежегодный естественный прирост населения в эти годы составил примерно 10 тыс. человек ежегодно. Численность родившихся в 2017 году на 7 738 человек меньше, чем число родившихся в 2016 году. Естественный прирост населения в 2017 году составил 4 158 человек.


Однако дальнейшее улучшение демографической ситуации в республике сдерживают негативные тенденции в возрастной структуре населения, которые практически не отличаются от общероссийских и связаны с сокращением численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста и увеличением численности пожилого населения. Доля населения трудоспособного возраста сокращается с 2008 года, растет нагрузка пожилыми людьми и детьми, уменьшается количество молодежи: в ближайшие годы численность молодых специалистов на рынке труда может уменьшиться примерно на 40 процентов.


В этих условиях привлечение на территорию Республики Татарстан соотечественников окажет положительное влияние на региональную экономику, позволив в значительной степени компенсировать выбытие трудоспособного населения и содействуя обеспечению кадровой потребности работодателей.


Глобальным документом, всесторонне охватившим проблемы и направления развития республики, является Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденная Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030). В соответствии со Стретегией-2030 Татарстан к 2030 году должен стать лидером по качеству развития человеческого капитала. Сбалансированный рынок труда, эффективная политика в сфере занятости создают дополнительные условия для развития и привлечения человеческого капитала в республику. Модернизация производства, переход к новым технологиям, создание новых высокопроизводительных рабочих мест требуют качественной рабочей силы, высококвалифицированных работников.


В настоящее время безработица в Республике Татарстан носит в основном структурный характер и связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. В связи с этим непрерывное образование взрослого населения по программам среднего профессионального образования и дополнительное образование безработных граждан по направлению органов службы занятости населения являются наиболее эффективным инструментом сдерживания роста безработицы, обеспечения занятости граждан, повышения их конкурентоспособности на рынке труда и трудовой мобильности.


К позитивным изменениям на рынке труда в последние годы относится наличие постоянного спроса на рабочую силу. Трудовая миграция является одним из важнейших элементов экономики, действенным инструментом защиты рынка труда. Миграционные процессы остаются одним из основных источников заполнения вакантных рабочих мест, заявленных работодателями на выполнение отдельных видов работ на определенный период времени.


Заявленное работодателями число вакансий на 19 июня 2023 года составило 34,4 тыс. единиц. Коэффициент напряженности на рынке труда составляет 0,13 человека на вакансию, то есть одному безработному условно можно предложить более пяти вакансий (численность зарегистрированных безработных на 19 июня 2023 года составила 6,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,3 процента).


Спрос на рабочую силу, в подавляющем большинстве случаев - на высококвалифицированных рабочих, недостаточен для реализации имеющегося предложения рабочей силы, и его удовлетворение по-прежнему будет сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.