Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2018 года N 458


Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 26.03.2020 на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 26.03.2020 N 101.
____________________________________________________________________



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Марий Эл постановляет:


1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности министра финансов Республики Марий Эл Торощина А.А.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.



Председатель Правительства
Республики Марий Эл
А.ЕВСТИФЕЕВ



Утверждены
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 29 ноября 2018 г. N 458



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2019 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 И 2021 ГОДОВ



1. Общие положения


Формирование долговой политики Республики Марий Эл в 2019 - 2021 годах (далее - долговая политика Республики Марий Эл) будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2011 г. N 436 "О Концепции долговой политики Республики Марий Эл на период до 2025 года", распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2016 г. N 343-р "О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Марий Эл" и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.


Долговая политика Республики Марий Эл является частью бюджетной политики Республики Марий Эл, а управление государственным долгом Республики Марий Эл (далее соответственно - управление государственным долгом, государственный долг) непосредственно связано с бюджетным процессом.


Основные направления долговой политики Республики Марий Эл на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов определяют приоритетные направления деятельности по управлению государственным долгом Республики Марий Эл.



2. Итоги реализации долговой политики Республики Марий Эл за 2017 год и истекший период 2018 года


В 2017 году проводилась взвешенная долговая политика, результатом которой стало сокращение объема государственного долга и снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл. Впервые за период с 2004 года была переломлена тенденция увеличения государственного долга.


По состоянию на 1 января 2018 г. объем государственного долга составил 13 453,3 млн. рублей и снизился по сравнению с объемом на начало года на 60,5 млн. рублей.


Уровень государственного долга относительно доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений по итогам 2017 года снизился до 81,0 процента по сравнению с 100,9 процента за 2016 год. Объем долговых обязательств Республики Марий Эл по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам (далее - рыночный долг, рыночные заимствования) относительно доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений снизился до 41,4 процента по сравнению с 71,3 процента за 2016 год.


Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице:

Наименование показателя

Значение показателя

2015 год

2016 год

2017 год

1

2

3

4

Дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл, млн. рублей

2 415,7

318,5

профицит

Отношение дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов

19,5

2,4

-

Государственный долг Республики Марий Эл на конец года, млн. рублей

13 131,3

13 513,8

13 453,3

в том числе:

бюджетные кредиты

3 473,8

3 909,8

6 586,3

кредиты кредитных организаций

8 389,4

9 143,5

4 667,3

государственные ценные бумаги

1 200,0

400,0

2 200,0

государственные гарантии

68,1

60,5

0,0

Отношение объема государственного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов

106,1

100,9

81,0

Отношение рыночного долга к объему доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений, процентов

77,5

71,3

41,4

Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей

900,6

1 274,6

1 032,6

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, процентов

3,7

5,7

4,1


Погашение и обслуживание долговых обязательств Республики Марий Эл осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме.


В целях сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств была проведена работа по привлечению бюджетных кредитов из федерального бюджета. В 2017 году Республике Марий Эл предоставлены два бюджетных кредита из федерального бюджета на общую сумму 5 527,3 млн. рублей. Бюджетные кредиты предоставлены по ставке 0,1 процента годовых и направлены на замещение наиболее дорогостоящих кредитов кредитных организаций, что позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2017 году на 189,4 млн. рублей.


В результате в структуре государственного долга за 2017 год значительно увеличился удельный вес бюджетных кредитов из федерального бюджета. На 1 января 2018 г. доля бюджетных кредитов составила 49 процентов общего объема долга (против 29 процентов на 1 января 2017 г.), доля рыночных заимствований 51 процент объема долга (против 71 процента на 1 января 2017 г.).


В 2017 году Республика Марий Эл приняла участие в программе реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета на общую сумму 6 282,8 млн. рублей в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам". В соответствии с условиями реструктуризации сроки возврата реструктурированной задолженности были продлены до 2024 года включительно, установлен более равномерный график погашения задолженности.


Также в 2017 году Республика Марий Эл активно использовала краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета. В течение 2017 года было привлечено 6 краткосрочных бюджетных кредитов на общую сумму 2 800,0 млн. рублей.


В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации о формировании долговой политики субъектов Российской Федерации, учитывающей активное использование государственных ценных бумаг, в 2017 году состоялось размещение государственных ценных бумаг Республики Марий Эл в объеме 2 000,0 млн. рублей, сроком обращения 7 лет и ставкой купонного дохода 8,6 процента годовых. Направление средств от размещения облигационного займа на досрочное погашение кредитов кредитных организаций с более высокими процентными ставками позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2017 году на 44,1 млн. рублей, а также обеспечить более равномерное распределение долговой нагрузки и, соответственно, снизить риск рефинансирования.


Привлечение заемных ресурсов коммерческих банков в 2017 году осуществлялось по ставкам в диапазоне от 8,9 до 12,3 процента годовых. В связи с неоднократным снижением ключевой ставки Банка России были достигнуты договоренности с кредитными организациями о снижении процентных ставок по полученным Республикой Марий Эл кредитам. По состоянию на 1 января 2018 г. средневзвешенная ставка по кредитам кредитных организаций составила 9,3 процента годовых (на 1 января 2017 г. она составляла 12,3 процента годовых).


По итогам исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2017 год соблюдены ограничения, касающиеся уровня дефицита бюджета и параметров государственного долга, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и условиями соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Республике Марий Эл из федерального бюджета бюджетных кредитов.


В 2018 году в Республике Марий Эл продолжает проводиться взвешенная долговая политика, направленная на стабилизацию объема государственного долга и снижение уровня долговой нагрузки на бюджет.


С целью реализации поставленных задач дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2018 год утвержден на уровне 0,8 процента объема доходов без учета безвозмездных поступлений. Источником финансирования дефицита бюджета являются остатки средств на счетах.


Государственные внутренние заимствования Республики Марий Эл в 2018 году осуществляются исключительно в целях рефинансирования погашаемых долговых обязательств. В качестве инструмента заимствований используются кредиты кредитных организаций.


В соответствии с условиями соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам привлечение кредитов кредитных организаций осуществляется по ставкам не выше уровня ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1 процент годовых. Средневзвешенная ставка по кредитам кредитных организаций по состоянию на 1 октября 2018 г. составляет 9,0 процента годовых.


Для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, используются краткосрочные бюджетные кредиты федерального бюджета на пополнение остатков средств. В истекшем периоде 2018 года привлечено 4 краткосрочных бюджетных кредита на общую сумму 3 200,0 млн. рублей.


Увеличение объема государственного долга в результате проведения в 2018 году операций с различными видами долговых обязательств не ожидается. По состоянию на 1 января 2019 г. объем государственного долга прогнозируется на уровне 13 453,3 млн. рублей, что соответствует его значению на начало 2018 года.



3. Цели и задачи долговой политики Республики Марий Эл


Долговая политика как составная часть бюджетной политики призвана обеспечить последовательность реализации целей и решения задач предыдущего периода и ориентирована в первую очередь на реализацию стратегических целей развития региона.


В связи с этим основной целью долговой политики продолжает оставаться поддержание объема и структуры государственного долга на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность республиканского бюджета Республики Марий Эл, своевременное исполнение долговых обязательств и возможность социально-экономического развития республики.


В целях сохранения преемственности в управлении государственным долгом реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:


обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;


снижение уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл в среднесрочной перспективе;


формирование низкорискованной структуры государственного долга в целях минимизации стоимости его обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки;


обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга с учетом ситуации на финансовом рынке.



4. Основные направления долговой политики Республики Марий Эл


Долговая политика определяется текущими особенностями развития экономики республики и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.


Основным фактором, определяющим долговую политику, остается соблюдение условий, установленных соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Республике Марий Эл из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета, в том числе в целях погашения долговых обязательств Республики Марий Эл.


Соглашения с Министерством финансов Российской Федерации с учетом заключенных дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам устанавливают следующие обязательства Республики Марий Эл в области долговой политики:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»