Выбор организационно-правовой формы ЦОиУДД является одним из важнейших вопросов при определении основ деятельности ЦОиУДД. Ее вид определяет организационно-управленческую, финансово-экономическую и правовую модель деятельности ЦОиУДД. Потенциально возможными организационно-правовыми формами центров организации и управления дорожным движением на уровне местного самоуправления являются муниципальное казенное учреждение и муниципальное бюджетное учреждение. При этом сразу следует отметить, что оптимальной организационно-правовой формой ЦОиУДД является казенное учреждение.
Основы правового положения казенного учреждения установлены статьями 6, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
По смыслу статьи 6 БК РФ муниципальным казенным учреждением является муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Таким образом, казенное учреждение имеет специальную правоспособность.
Муниципальное казенное учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (пункт 1 статьи 161 БК РФ).
Особенности финансового обеспечения и финансово-правового статуса муниципального казенного учреждения состоят в следующем:
1. финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы (пункт 2 статьи 161 БК РФ);
2. может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе (уставе). Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в местный бюджет (пункт 3 статьи 161 БК РФ);
3. в силу пункта 4 статьи 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе казначейства;
4. казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (пункт 10 статьи 161 БК РФ);
5. казенное учреждение осуществляет ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности (пункт 10.1 статьи 161 БК РФ).
При этом казенное учреждение как участник гражданского (имущественного) оборота в целом, сторона муниципального контракта в частности имеет специфику правового статуса, в том числе ограниченные пределы объема гражданской правоспособности и гражданско-правовой (имущественной) ответственности:
1. имущество казенного учреждения закрепляется за ним муниципальным образованием на праве оперативного управления;
2. заключение и оплата казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Таким образом, на осуществление закупок товаров, работ и услуг казенным учреждением распространяются нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ);
3. казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества - муниципальное образование (пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ);