(с изменениями на 24 декабря 2020 года)
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 24.12.2020 N 419-р)
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 8 закона Алтайского края от 03.04.2015 N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае", постановлением Правительства Алтайского края от 25.06.2018 N 225 "Об утверждении порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочный период":
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года (приложение).
2. Министерству экономического развития Алтайского края (Дитятев П.В.) при подготовке проекта стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года руководствоваться прогнозом социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года.
3. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке документов стратегического планирования, а также плановых документов среднесрочного и долгосрочного характера учитывать долгосрочный прогноз социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края при подготовке прогнозов социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований на долгосрочный период руководствоваться прогнозом социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года.
5. Признать утратившими силу:
распоряжение Администрации Алтайского края от 28.09.2016 N 278-р;
распоряжение Правительства Алтайского края от 03.08.2017 N 269-р.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утвержден
Распоряжением
Правительства Алтайского края
от 3 апреля 2019 г. N 143-р
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
(в ред. Распоряжения Правительства Алтайского края от 24.12.2020 N 419-р)
Прогноз социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года (далее - "долгосрочный прогноз") разработан в соответствии с нормами Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", закона Алтайского края от 03.04.2015 N 30-ЗС "О стратегическом планировании в Алтайском крае", с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также в других документах стратегического планирования. Долгосрочный прогноз определяет основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Алтайского края в долгосрочной перспективе, формирует единую платформу для разработки стратегии социально-экономического развития Алтайского края, бюджетного прогноза Алтайского края на долгосрочный период, государственных программ Алтайского края, а также плановых документов среднесрочного и долгосрочного характера.
С момента утверждения долгосрочного прогноза (апрель 2019 года) внешние и внутренние условия развития экономики существенно изменились. Распространение в 2020 году новой коронавирусной инфекции стало масштабным вызовом как для российской экономики, так и для экономики региона.
Региональное развитие в первой половине 2020 года определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией. Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года. Вынужденное ограничение деятельности негативно сказалось на результатах работы отдельных секторов экономики, повлияло на инерционность планирования капиталовложений, а также на платежеспособный спрос населения. В экономике региона одновременно сложилась ситуация ограничения спроса и предложения.
Развитие региона в краткосрочной и среднесрочной перспективе характеризуется повышенной волатильностью и будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
Меры поддержки бизнеса и населения, принятые Правительством Российской Федерации в 2020 году, а также обозначенные до конца 2021 года в рамках Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, обеспечат возвращение экономики на траекторию роста. До 2030 года ключевой задачей экономической политики является достижение национальных целей развития, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Социально-экономическое развитие Алтайского края по итогам 2019 года характеризовалось положительной динамикой. В 2020 году вследствие влияния пандемии коронавируса отмечается разнонаправленная динамика.
Прирост валового регионального продукта (далее также - ВРП) в 2019 году относительно 2018 года оценивался на уровне 1,8%, его номинальный объем - 590,9 млрд рублей. Основной вклад в экономический рост вносили обрабатывающие производства, сельское хозяйство, торговля. По итогам 2020 года объем ВРП может составить 584,7 млрд рублей (97,5% к уровню 2019 года). Структура показателя сохранится.
Прирост промышленного производства в 2019 году составил 1,8%, в том числе в добывающем секторе - 17,7%, в обрабатывающих производствах - 2,6%, в секторе водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 2,7%, в секторе обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - снижение на 8,7%. Более 85% объемов отгруженных товаров собственного производства промышленности приходилось на долю сектора обрабатывающих производств. В 2020 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 99,3%, в том числе в добывающем секторе - 105,7%, в обрабатывающих производствах - 99,9%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха - 93%, в секторе водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 102%.
По итогам 2019 года индекс производства продукции сельского хозяйства составил 98,8%, в том числе продукции растениеводства - 96,6%, продукции животноводства - 101,7%. По производству зерна Алтайский край занял 6 место в России (4,6 млн тонн в весе после доработки), в том числе 1 место - по производству яровой пшеницы. Объем выращенной в регионе гречихи формировал более 50% общероссийского валового сбора этой культуры. Алтайский край - единственный от Урала до Дальнего Востока регион, выращивающий сахарную свеклу. В 2019 году ее сбор составил 1,3 млн тонн, а урожайность выше уровня большинства западных регионов страны. Индекс производства продукции сельского хозяйства по итогам 2020 года, по оценке, составит 95,1%, что обусловлено проявлением засухи в крае. Индекс производства продукции растениеводства оценивается на уровне 90,3%, индекс производства продукции животноводства - 100,7%.
Объем инвестиций в основной капитал в 2019 году в регионе составил 115,4 млрд рублей. Объем капитальных вложений крупных и средних организаций Алтайского края - 65,2 млрд рублей, из них внебюджетные инвестиции - около 50 млрд рублей (75% от общего объема инвестиций по крупным и средним предприятиям). Основной объем инвестиций традиционно приходился на сельское хозяйство, промышленное производство, транспортировку и хранение, операции с недвижимым имуществом. В экономику и социальную сферу региона в 2020 году будет направлено свыше 116 млрд рублей.
Прирост потребительских цен на конец 2019 года (по отношению к декабрю 2018 года) составил 3,3%, на конец 2020 года оценивается на уровне 5,6%.
По итогам 2019 года положительная динамика развития отмечалась в сфере потребительского рынка. Оборот розничной торговли составил 370,9 млрд рублей, или 101,0% в сопоставимых ценах к уровню 2018 года. Объем платных услуг, предоставленных населению, составил 101,6 млрд рублей, темп роста в сопоставимых ценах - 101,8%. В 2020 году в условиях сокращения покупательской активности в результате неопределенности и риска падения доходов, частичного закрытия отдельных торговых объектов снижение розничных продаж может составить 6,3% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года, объема платных услуг - 7%.
Среднемесячная номинальная заработная плата по итогам 2019 года составила 27962 рубля, увеличившись на 9,6% относительно 2018 года, в реальном выражении - на 4,9%. По итогам 2020 года этот показатель оценивается в размере 29472 рублей, что на 5,4% выше уровня 2019 года в номинальном выражении и на 2,0% - в реальном.
В 2019 году отмечались положительные тенденции на рынке труда. Уровень безработицы (по методологии МОТ) снизился и составил 5,8% (в 2018 году - 6,1%). В 2020 году меры экономической политики, направленные на сохранение занятости, позволили не допустить массовые высвобождения работников, но не исключить рост безработицы. По оценке, в 2020 году уровень безработицы (по методологии МОТ) может составить 6,9%.
Долгосрочный прогноз сформирован в 3 вариантах.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза основан на предположении о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также об ухудшении внешнеэкономических условий - ужесточение санкционного режима, ускорение инфляции, рост стоимости финансовых ресурсов. В этих условиях региональная политика будет ориентирована на нивелирование негативного воздействия внешнеэкономических, эпидемиологических факторов, предполагается сохранение сложившейся структуры экономики, медленное изменение или отсутствие позитивных преобразований в экономике региона. Сценарий характеризуется низким уровнем привлечения частных инвестиций и внедрения инновационных технологий (накопленные убытки компаний будут сдерживать восстановление прибыли и, как следствие, инвестиционной активности), невысокими темпами роста производительности труда, длительным сохранением пониженной деловой активности в отраслях, деятельность которых была ограничена в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. Сдерживающее влияние на развитие отраслей экономики будет оказывать слабый внешний спрос на товары экспорта. В среднесрочной перспективе структурные изменения потребительского спроса будут оказывать замедляющее влияние на восстановление таких секторов, как сфера развлечений и досуга, туристическая отрасль, индивидуальные услуги населению. Ввиду ограниченности бюджетных ресурсов развитие инфраструктуры будет происходить медленными темпами. Социальные обязательства будут выполняться в полном объеме. В рамках данного сценария при сохранении текущих демографических тенденций численность населения будет сокращаться.
Базовый вариант предполагает восстановление тенденции роста основных макроэкономических показателей к концу 2021 года, стабилизацию эпидемиологической ситуации в регионе в краткосрочной перспективе. Сценарий характеризуется усилением инвестиционной и инновационной направленности экономического развития, при этом темпы роста основных показателей будут умеренными. В рамках данного сценария закладывается модернизация социальной инфраструктуры, что обеспечит повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Реализация мероприятий, направленных на создание рабочих мест и улучшение качества жизни, будет способствовать сокращению оттока населения. От консервативного варианта долгосрочного прогноза сценарий отличается более умеренной убылью среднегодовой численности населения.
Целевой вариант долгосрочного прогноза разработан на основе базового варианта. Он характеризуется интенсификацией факторов экономического роста и отличается повышенной устойчивостью к изменениям макроэкономической ситуации. Вариант учитывает реализацию в период 2021 - 2030 годов комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Сценарий предполагает ускоренную цифровую трансформацию региональной экономики, активизацию инвестиционной и инновационной деятельности и на этой основе - высокие качественные параметры уровня жизни населения. Сценарий базируется на более оптимистичных предположениях в отношении динамики показателей естественного и миграционного движения населения.
Основные показатели социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года по вариантам долгосрочного прогноза приведены в приложении к долгосрочному прогнозу.
В 2021 - 2035 годах влияние на социально-экономическое развитие Алтайского края будут оказывать как внешние макроэкономические факторы, так и внутренние. Среди них:
санитарно-эпидемиологическая обстановка;
геополитическая обстановка, внешнеэкономическая конъюнктура;
эффективность использования потенциала развития региона на основе его конкурентных преимуществ;
реализация Банком России денежно-кредитной политики в рамках режима инфляционного таргетирования;
увеличение спроса на мировых и внутренних рынках на продукцию, работы, услуги региональных производителей;
рост инвестиционной активности частного сектора на фоне повышения предсказуемости экономической среды и формирования стабильных условий ведения бизнеса, комплексного развития инфраструктуры;
технологическое обновление действующих и создание новых высокотехнологичных производств;
цифровизация и интеллектуализация производственных процессов;
модернизация и развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
повышение качества человеческого капитала и рост производительности труда;
демографическая ситуация;