Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года (с изменениями на 7 февраля 2024 года)



Приложение 3



РЕЗУЛЬТАТЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 07.02.2024 N 68)



Согласно Справочнику административно-территориального устройства и муниципального устройства Республики Коми на 01.08.2016, в Республике Коми 757 населенных пунктов с населением: 10 городов, 29 поселков городского типа (пгт), 718 сельских населенных пунктов (в том числе поселков сельского типа, сел, деревень).


Территория Республики Коми характеризуется следующими диспропорциями:



Таблица 46

Вид диспропорции

Характеристика

Основные проблемы

1. "Город - село"

Резкое отставание и отсталость сельских территорий

- слабо диверсифицированная сельская экономика с высокозатратным и низкодоходным сельским хозяйством и лесозаготовкой и недостаточным уровнем переработки сырья;

- высокий (в 2 - 5 раз превышающий городской) уровень сельской безработицы;

- низкая налоговая база сельских поселений и неудовлетворительные условия оплаты в большей части немеханизированного труда селян;

- не соответствующий задачам модернизации агропромышленного комплекса уровень инвестиций, в первую очередь, в инновационное развитие;

- слабая поддержка фермеров и сельских предпринимателей, малого лесного бизнеса, сохраняющих экономическую основу многих мелких и отдаленных населенных пунктов;

- несопоставимый с городским уровень комфортности проживания сельского населения, сохраняющийся даже при более высоких бюджетных расходах на социальную сферу на одного жителя: недостаток врачей и учителей, высокая доля ветхого жилья, плохая транспортная доступность в удаленных районах, медленное продвижение новых видов связи

2. "Центр - периферия"

Неравномерное распределение демографического, производственного, инфраструктурного потенциала.

К "центру" в региональном пространстве относятся Сыктывкаро-Сыктывдинская и Ухто-Сосногорская агломерации с разнообразной промышленностью и развитым социальным сервисом; топливные центры разного социально-экономического масштаба на Крайнем Севере и в Арктике (Усинск, Инта, Воркута) и на востоке (Вуктыл); центры муниципальных районов, сочетающие в разной степени производственные, преимущественно лесо- и агроперерабатывающие, и сервисные функции. Агломерации и крупные топливные центры поляризуют пространство региона.

"Периферия", представленная, в основном, сельскими территориями, окружает центры, резко контрастируя с ними по потенциалу развития

- сильная концентрация производства в крупных пунктах при его слабой диверсификации или монопрофильности;

- недостаточное развитие глубокой и современной переработки сырья в центрах сельскохозяйственных и лесных районов;

- слабые связи центров с периферийным окружением - инновационно-технологические, транспортные, кооперационные, сервисные, туристско-рекреационные;

- центрально-периферийный дисбаланс всех видов инфраструктуры, затрудняющий связанность пространства, равный доступ населения к услугам, размещение новых производств;

- практическое отсутствие инфраструктуры развития - кластеров, индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, бизнес-инкубаторов, нацеленных на интеграцию сельско-городского пространства и снижение его неравномерности

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 07.02.2024 N 68)

3. "Север - юг"

Несколько крайнесеверных муниципалитетов Республики Коми расположены полностью или частично в арктической и приарктической зоне. Официально в состав Арктической зоны Российской Федерации включены ГО Воркута, Инта, Усинск и МР Усть-Цилемский. Арктические и субарктические территории Республики Коми, занимая небольшую долю в составе и численности, вносят существенный вклад в совокупный муниципальный продукт, налоговые поступления в бюджет, выделяются сравнительно высоким уровнем производительности труда

Проблемы развития арктических и субарктических территорий:

- удорожание производства, необходимость обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности;

- отток населения и трудности обеспечения экономики трудовыми ресурсами;

- преимущественно сырьевой характер конечной продукции доминирующего топливно-энергетического комплекса, поступающей на внешние и российские рынки и слабо ориентированной на внутренний спрос;

- неиспользование попутных продуктов (нефтяного газа, отходов углеобогащения, метана) в качестве сырья и для производства качественного энергетического топлива, что не способствует снижению затрат и сохранению экологической безопасности;

- низкая энергоэффективность производства, системной электроэнергетики, связанная с износом оборудования, сетей, слабым внедрением передовых технологий, и жилищно-коммунального хозяйства


Республика Коми является Арктическим регионом Российской Федерации: к сухопутным территориям Арктики отнесены территории муниципального образования городского округа "Воркута", муниципального образования городского округа "Инта", муниципального образования городского округа "Усинск" и муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский".



Таблица 47

Характеристика муниципального образования городского округа "Воркута"

Город расположен на крайнем северо-востоке Республики Коми, в Большеземельской тундре, в зоне распространения многолетней мерзлоты, в 160 километрах севернее Полярного круга и в 140 километрах от побережья Северного Ледовитого океана.

МО ГО "Воркута" занимает территорию площадью 24,2 тыс. кв.км (6% территории республики), включает 15 населенных пунктов, граничит с Архангельской и Тюменской областями и муниципальным образованием городского округа "Инта". Расстояние от Воркуты до столицы Республики Коми г. Сыктывкар - 1030 км.

МО ГО "Воркута" не имеет прямого выхода к Северному морскому пути, однако выступает как один из стратегически выгодных, опорных транспортно-логистических и промышленных узлов с точки зрения развития транспортно-логистической инфраструктуры для освоения и социально-экономического развития Арктики.

Данный транспортный узел обеспечивает логистику воркутинской угольной продукции, доставку промышленных грузов и других полезных ископаемых в соседние регионы.

Кроме того, через данный транспортный узел в перспективе будет осуществляться доставка полезных ископаемых в порт Сабетта с месторождений, находящихся вне территории Арктической зоны Российской Федерации.

С центром России Воркута связана железной дорогой (магистраль Москва - Котлас - Воркута с ветками в северном и восточном направлении), а также авиарейсами (аэродром класса В) - с Москвой, Санкт-Петербургом и Сыктывкаром. Железнодорожная ветка, идущая через Урал в город Лабытнанги, связывает Воркуту с Западной Сибирью. Автомобильное сообщение между Воркутой и другими городами России отсутствует.

Население МО ГО "Воркута" по состоянию на 1 января 2018 года составляет 77,3 тыс. человек.

Воркута - моногород и крупнейший центр добычи угля Печорского угольного бассейна.

Градообразующим является угледобывающее предприятие АО "Воркутауголь" (ПАО "Северсталь"), работающее на территории Печорского угольного бассейна, который представляет собой крупную сырьевую базу для металлургической, коксохимической и энергетической промышленности. Компания является крупнейшим в Северо-Западном федеральном округе России поставщиком энергетического угля, обеспечивая углем энергетические компании, промышленные предприятия и сектор жилищно-коммунального хозяйства: Воркутинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (ПАО "Т Плюс"), ТЭЦ ОАО "Архангельский ЦБК" и Северодвинская ТЭЦ (ОАО "ТГК-2").

АО "Воркутауголь" состоит из основного производства в виде 4 шахт ("Воргашорская", "Воркутинская", "Заполярная", "Комсомольская"), разреза "Юньягинский" и обогатительной фабрики ЦОФ "Печорская", а также сервисного предприятия "Воркутинский механический завод" и Воркутинского транспортного предприятия.

Технологические свойства угольной продукции АО "Воркутауголь" в полной мере оценены на внутреннем и внешнем рынках. Воркутинский коксующийся уголь является наиболее ценным по технологическим свойствам в России и сопоставим по качеству с лучшими мировыми брендами. Основным потребителем угольной продукции АО "Воркутауголь" является ОАО "Северсталь" (Череповецкий МК), ключевыми потребителями остаются предприятия группы компаний ОАО "НЛМК", ОАО "Москокс" и ООО "Уральская сталь".

Близость Уральских гор, множество чистых рек и озер, наличие уникальных, нетронутых цивилизацией мест, а также огромные возможности для развития экстремальных видов спорта делают Воркуту привлекательной для туристов.

На территории городского округа "Воркута" расположены десять особо охраняемых природных территорий регионального значения (государственные природные заказники "Енганэпэ", "Хребтовый", "Уса-Юньягинское", "Большая Лагорта", "Большая Роговая", "Оченырд" и памятники природы "Геологический памятник природы им. Ю.В.Степанова", "Водопад на реке Хальмеръю", "Гора Пембой", "У фермы Юн-Яга") и две особо охраняемых природных территории местного значения ("Скальный известняковый каньон реки Ния-Ю" и "Воркутинский"). Наиболее перспективны для туризма: государственный природный заказник "Енганэпэ" и памятники природы "Гора Пембой", "Водопад на реке Хальмеръю", "Геологический памятник природы им. Ю.В.Степанова", "Скальный известняковый каньон реки Ния-Ю".

Сеть объектов туристической инфраструктуры - 10 гостиниц, 2 базы отдыха, 1 санаторий-профилакторий, 66 предприятий сферы общественного питания, 4 дворца культуры, спортивные комплексы, развлекательные и спортивные клубы, драматический театр, театр кукол, краеведческий музей, памятники истории и архитектуры, здания и сооружения, связанные с историческими событиями страны и города.

Наиболее популярные виды туризма - экологический, спортивный, культурно-познавательный, событийный, этнокультурный.

Воркута относится и к числу крупнейших оленеводческих муниципалитетов Республики Коми и России. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р городской округ "Воркута" отнесен к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, основным традиционным видом хозяйствования которых наряду с собирательством, охотой и рыболовством остается оленеводство.

В Воркуте действуют единственная зарегистрированная в Республике Коми родовая община коренных малочисленных народов "Тыбертя", а также 4 фактории "Сырь-Яга", "Буредан", "Западная", "Балбанты", находящиеся на содержании производственно-сельскохозяйственного кооператива "Оленевод". Территории традиционного природопользования не совпадают с границами административно-территориальных единиц и субъектов. Оленеводческие хозяйства Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов осуществляют свою деятельность на территории Республики Коми, а хозяйства Республики Коми используют оленьи пастбища, находящиеся в составе земель указанных округов.

МО ГО "Воркута" обладает значительными запасами различных природных ископаемых. Однако слабой стороной является крайне низкая их изученность. В связи с этим ближайшие перспективы развития МОГО "Воркута" связаны с освоением запасов каменного угля.

Воркута имеет огромный потенциал и возможности разработки расположенных на территории новых месторождений Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, широкого комплекса месторождений и проявлений металлических и неметаллических полезных ископаемых, в том числе коренного и россыпного золота, серебра, меди, баритов, свинца и цинка, кварц-каолинового сырья.

Модернизации и развитию инфраструктуры арктической транспортной системы, в том числе обеспечивающей функционирование Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали, будет способствовать реализация на территории городского округа "Воркута" и в тесной взаимосвязи с ним крупных инфраструктурных проектов. Благодаря расширению пропускной способности действующих и строительству новых железнодорожных линий, автодорог, модернизации сети арктических портов появится в том числе возможность увеличить и реструктуризировать объемы грузоперевозок по Северному морскому пути.

Развитию опорной аэропортовой сети в Арктике будет способствовать реконструкция действующего аэропорта Воркуты, которая позволит обеспечить требуемый уровень безопасности полетов, увеличить объем перевозок, улучшить качество предоставляемых авиауслуг и экологическую обстановку в районе аэродрома за счет применения нового оборудования, отвечающего современным нормам экологической безопасности.

Преимуществом в обеспечении национальной транспортной безопасности страны является наличие в Воркутинской опорной зоне действующей арктической группировки пограничных войск и военно-космических сил, базирование частей дальней авиации, обеспеченных инфраструктурой аэродрома "Советский".

Воркута - это еще и научно-образовательный центр в Арктике. На ее территории функционирует пять государственных профессиональных образовательных организаций, два филиала вузов. Кроме того, на территории Воркуты осуществляет деятельность ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, научная база которого нацелена на полярные исследования в области изменения климата, почвоведения, изучение вечной мерзлоты, арктической медицины, адаптации человека к условиям низкотемпературных широт, биофармацевтики долголетия и красоты, экологии североевропейских тундр, геологоразведки и изучения недр.

Особое значение для развития Воркутинской опорной зоны имеет развитие арктической стройиндустрии, учитывающей производство строительных материалов с повышенным энергопотреблением (цемент, поризованная керамика, листовое стекло, фракционированные пески и отделочные смеси). Важным преимуществом является наличие минерально-строительного сырья, которое может быть использовано для производства SPAN-панелей или арболитовых блоков.

Город располагает свободными промышленными зонами, на которых могут быть расположены производственные мощности индустриального домостроения и специальных строительных конструкций. Воркута может стать основным поставщиком строительных материалов на арктическом побережье.

Приоритетным блоком мероприятий для развития города является обеспечение его эффективного функционирования, в первую очередь - энергетической составляющей.

В рамках "якорного" проекта "Оптимизация и повышение надежности теплоснабжения г. Воркута" планируется перевод ВЦВК, использующей в качестве основного топлива мазут, на газ. В рамках повышения эффективности функционирования энергетического комплекса г. Воркута также планируется обеспечить подачу газа на Воркутинскую ТЭЦ-2 и перевести данную ТЭЦ на сжигание природного газа.

С целью сокращения неэффективных расходов местного бюджета на содержание избыточной инфраструктуры, а также создания условий для эффективного, безопасного и комфортного проживания населения в условиях Арктической зоны Российской Федерации с минимальной протяженностью инженерной инфраструктуры, реализуется программа "Комплексное градо-экономическое преобразование города Воркута", предусматривающая поэтапное переселение малозаселенных пунктов (Советский, Цементнозаводский, Комсомольский и Заполярный), а также проведение мероприятий по уплотнению пгт. Воргашор.

В части ликвидации накопленного экологического ущерба реализуется проект по развитию брикетного производства на базе шламовых шахтных полей, что обеспечит рынок энергоресурсами с низкой себестоимостью. Это позволит сократить расходы промышленных предприятий и предприятий системы ЖКХ на энергетическое сырье, а также снизить зависимость от использования дорогого топлива

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 07.02.2024 N 68)

Характеристика муниципального образования городского округа "Инта"

Город расположен на северо-востоке Республики Коми, в 740 км от республиканского центра города Сыктывкара и в 260 км от Хайпудырской губы Баренцева моря. Площадь МО ГО "Инта" составляет 30,1 кв.км, расположены 23 населенных пункта.

Главное место в экономике городского округа занимает добыча топливно-энергетических ресурсов, до 2018 года - энергетических каменных углей. Существующий сырьевой потенциал нефти и газа пока невысок и представлен двумя промышленными месторождениями нефти и тремя месторождениями природного газа. Тем не менее, перспективы открытия крупных нефтегазовых месторождений расцениваются очень высоко.

Территория МО ГО "Инта" охватывает значительную часть Печорского угольного бассейна и включает в себя полностью Интинский и частично Воркутский углепромышленные районы, а также часть Адзьвинского угленосного района. К Интинскому геолого-промышленному району отнесена южная часть Косью-Роговской впадины. Район включает Интинское и Кожимское месторождения, Ошперский и Кочмесский участки и Верхнекосьинскую угленосную площадь. Промышленная угленосность приурочена к отложениям печорской и воркутской серий, содержащих пласты с углями марок Б и Д.

Основные запасы энергетических углей сосредоточены на Интинском месторождении, освоенном промышленностью. Кроме месторождений энергетического каменного угля со значительными промышленными запасами, преимущественно марки Д, составляющими в настоящее время основу топливно-энергетических ресурсов, выявлены месторождения бурого угля, в том числе с мощными и сверхмощными пластами. Последние составляют потенциальный фонд ресурсов энергетических углей.

Основу угледобывающей отрасли составляет крупное Интинское месторождение каменного угля. Интинские угли марки Д (длиннопламенные) относятся к труднообогатимым.

Всего кондиционные прогнозные ресурсы углей Интинского района составляют порядка 25 млрд тонн.

В 2019 году объем добытой нефти составил 97,3% к 2018 году. Добычу углеводородного сырья на территории района ведет ООО "РН-Северная нефть" (на 2-х месторождениях)

Характеристика муниципального образования городского округа "Усинск"

Город расположен на северо-востоке Республики Коми, в 90 км от Северного Полярного круга. Площадь МО ГО "Усинск" составляет 30,6 тыс. кв.км, на территории округа расположены 20 населенных пунктов.

Усинский район является основным центром нефтедобычи Республики Коми. В 2019 году добыто 8835,7 тыс. тонн нефти (100,1% к 2018 году).

В городе Усинске сосредоточены органы управления и производственные базы нефтедобывающих предприятий ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", ООО "РН-Северная нефть", АО "Комнедра", ООО "Енисей", ЗАО "Тиман-Печора Эксплорейшн", ГК "Нобель Ойл", ЗАО "Нэм Ойл", специализированной геологразведочной экспедиции АО "Усинскгеонефть" и другие организации.

В настоящее время в Усинском районе наиболее крупные разрабатываемые месторождения нефти ООО "ЛУКОЙЛ-Коми": Восточно-Ламбейшорское, Усинское, Возейское, Верхневозейское, Бандыское и новое месторождение им. А.Алабушина. Также Среднемакарихинское месторождение (ООО "РН-Северная нефть"), Западно-Сынатыское (ООО "Енисей"), Южно-Ошское (ЗАО "Колванефть").

На территории Усинского района осуществляет свою деятельность Усинский газоперерабатывающий завод ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", также расположен Комплекс по подготовке и переработке нефти и газа ООО "Енисей", который был введен в эксплуатацию в 2011 году (проектная мощность 1,4 млн тонн нефти в год). Комплекс ООО "Енисей" приостановил переработку и выпуск продуктов переработки с начала сентября 2015 года, в связи с неблагоприятными экономическими условиями (высокие затраты на переработку нефти, снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, курс валюты).

В городе зарегистрированы 1122 предприятия. С центром России Усинск связан авиационным сообщением (Москва, Архангельск, Уфа, Сыктывкар, Ухта), а также железной дорогой. Основные автомобильные дороги общего пользования на территории МО ГО "Усинск": Усинск - Усть-Уса и Усинск - Харьяга (Ненецкий автономный округ). В навигационный период осуществляется судоходство

Характеристика муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский"

Усть-Цилемский район расположен в северо-западной части Республики Коми и занимает территорию площадью 42,5 тыс. кв.км. Расстояние от районного центра с. Усть-Цильма до республиканского центра г. Сыктывкар составляет 664 км. В МО МР "Усть-Цилемский" расположены 37 населенных пунктов.

Комплекс минерально-сырьевых ресурсов района довольно разнообразен: это горючие, металлические, неметаллические полезные ископаемые и подземные воды.

Территория района характеризуется весьма низкой геолого-геофизической изученностью.

На территории Усть-Цилемского района свою деятельность осуществляет один недропользователь ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", которым ведется добыча нефти на Низевом и Южно-Низевом месторождениях. Также ведутся работы по изучению геологического строения Макаръель-Низевого участка.

В 2019 году на территории района объем добытой нефти составил 110,1% к 2018 году.

На территории Республики Коми в Усть-Цилемском районе находится уникальное Пижемское месторождение, которое является крупнейшим в России и мире по ресурсам титанового и кварцевого сырья.

В районе эксплуатируется карьер "Верховская", производящий щебень для дорожного строительства. При соответствующих капитальных вложениях возможно обеспечение данным строительным материалом нужд не только Республики Коми, но и Ненецкого автономного округа.

Весьма важное значение Усть-Цилемского района для развития Арктической зоны Российской Федерации заключается в его высоком сельскохозяйственном потенциале, включая сохранение и развитие рыбных ресурсов


Особенности системы расселения в регионе:



Таблица 48

Особенности

Характеристика

Основные проблемы

Неравномерность и централизация

Административные центры муниципальных районов и городских округов концентрируют более половины населения, это характерно для половины муниципалитетов. В столице проживает 27% населения республики

- слабая экономическая основа средних и малых пунктов, преобладающих в совокупности населенных пунктов, представленная в большинстве пунктов единичными малыми предприятиями лесного и аграрного профиля и/или организациями социального сервиса;

- неэффективное энергоснабжение подавляющей части населенных пунктов, обусловливающее неблагоприятные условия размещения производства и проживания населения;

- ограничения транспортной доступности, характерные почти для всех типов пунктов: в пунктах с малоустойчивым и сезонным автомобильным сообщением и без него (недоступные пункты) проживают 26 тыс. человек;

- низкая комфортность жизненной среды населения из-за неэффективного энергоснабжения и дискриминации в получении социальных услуг необходимого набора и качества;

- ухудшение демографического потенциала населенных пунктов (снижение численности, постарение населения, отток людей с профессиональным образованием), в основе которого северный отток населения из крупных пунктов и суммарное воздействие вышеназванных факторов - для большинства средних и мелких пунктов

Низкая плотность населенных пунктов

При средней плотности по Республике Коми 1,7 пункта на 1000 кв.км она изменяется от 0,5 пункта (Воркута, Усинск, Вуктыл) до 11 - 12,5 (Усть-Вымский и Сысольский районы)

Мелкоселенность системы расселения

Преобладают населенные пункты численностью менее 500 человек (586 из 720 по переписи 2010 года). Почти половина всех пунктов имеет численность до 100 человек. Деревни и села с численностью от 201 до 500 человек являются основными в массиве сельских населенных пунктов. Их ослабление по числу и людности оказывает заметное влияние на устойчивость сельской системы расселения

Преобладание линейного типа расселения

Связано с продвижением хозяйственного освоения территории первоначально вдоль рек, а затем - автомобильных и железных дорог. Радиально-узловая форма расселения получила развитие в системах с центром - транспортным узлом (Сыктывкарская, Ухто-Сосногорская, Печорская)

Интенсивная депопуляция

Проявляется в сокращении числа населенных пунктов, снижении численности и качества их населения. После переписи 1989 года при снижении численности населения республики на 30% 4 муниципалитета (Воркута, Инта, Вуктыл и Троицко-Печорск) потеряли больше половины своей численности, 11 муниципалитетов - от 27 до 46%. Обезлюдение особенно коснулось воркутинских пунктов, а также деревень и сел районов с плохой доступностью, расположенных не только на окраине, но и внутри республики. Наиболее заметно снижается численность мелких (до 50 человек) населенных пунктов.

Комплексная оценка, выполненная в 2014 году, обозначила типы населенных пунктов по интегральному потенциалу развития и выявила:

- высокий и относительно высокий уровень и значительное разнообразие промышленных видов деятельности в центрах муниципалитетов (в ряде районов их дополняют "вторые" центры), которые являются главными фокусами хозяйственной жизни, концентрируя 82% населения;

- бюджетной сферой, предоставляющей социальные услуги, располагают две трети пунктов республики, промышленно-строительной основой - 43%, никакой экономической базы за исключением объектов связи и энергоснабжения не имеют 30% пунктов;

- энергетическая инфраструктура максимально приближена к расселению, большая часть населенных пунктов обеспечена централизованным электроснабжением, населенные пункты, наиболее отдаленные от объектов энергетической инфраструктуры, обеспечены децентрализованным энергоснабжением;

- информационная инфраструктура размещается более равномерно и максимально приближена к расселению, но территориально различаются по качеству и набору предоставляемых услуг: слабое продвижение информационно-коммуникационных услуг в села формирует "цифровое неравенство" сельской местности


Транспортная доступность муниципалитетов


Одним из основных показателей оценки муниципальных образований приняты относительная транспортная доступность, учитывающая расстояние от населенных пунктов до муниципального центра, численность населения пунктов, тип устойчивости автодорожного сообщения (круглогодичное или сезонное).


В соответствии с характером системы расселения и плотности автодорожной сети выделяются муниципалитеты с внутренней доступностью от 20 минут до часа, от часа до двух часов, от трех часов и более.



Таблица 49

Время доступности

Характеристика

до 1 часа

Часовая доступность населенных пунктов до центра характерна для половины муниципальных образований, где проживает 67% всего населения. Она обеспечивается сочетанием разных видов транспорта с преобладанием автомобильного в центральных и южных муниципалитетах (Сыктывкаре, Ухте, Княжпогостском, Усть-Вымском, Сыктывдинском, Сысольском, Койгородском, Прилузском, Корткеросском) или железнодорожного (Воркута). В пунктах, имеющих малоустойчивую и сезонную связь с центром района или недоступных автомобильным транспортом, проживает менее 1% от общей численности населения

от 1 до 2 часов

В муниципальных районах Сосногорск, Вуктыл, Печора, Усть-Куломский, Удорский, Ижемский, которые аккумулируют 21% населения, доступность центра составляет от одного до двух часов. При этом в неблагоприятных условиях двухчасовой и более доступности проживают по 11% населения Сосногорского и Усть-Куломского районов, 15% - Ижемского и 23% - Удорского районов. В этих муниципалитетах хуже устойчивость сообщения и состояние дорог. Доля населения, проживающего в пунктах с неустойчивым автодорожным сообщением, колеблется от 2% в Вуктыльском, до 20% в Удорском и 23% в Ижемском районах. В Вуктыльском, Печорском, Ижемском районах автодорожное сообщение дополняется речным и воздушным транспортом

2 часа и более

Два часа и более уходит на дорогу до райцентра у 23% жителей Троицко-Печорского и 39% жителей Усть-Цилемского районов.

В целом по Республике Коми в неблагоприятных условиях дальней доступности (два часа и более), с сезонным и малоустойчивым автодорожным сообщением, не во всех случаях компенсируемым другими видами транспорта, с плохим состоянием дорог при устойчивом сообщении, что в два раза увеличивает фактическое время перемещения, переводя его за пределы двухчасовой доступности, проживает около 38 тыс. человек.

Многие транспортно дефицитные пункты имеют экономический и социальный потенциал, полноценная реализация которого невозможна без снятия транспортных ограничений. Ограничения транспортной доступности многих пунктов обусловлены разрывами внутримуниципальных и межмуниципальных соединений. Первые связаны с неудовлетворительным состоянием переходного или грунтового покрытия, высокой барьерностью передвижения (много мостов и переправ) по дорогам от центра к удаленным пунктам, как правило, национальным селам и деревням. Вторые - с аналогичными помехами на дорогах между муниципалитетами: Удорский - Усть-Вымский, Усть-Куломский - Сосногорск, Ухта - Троицко-Печорский, Сосногорск - Вуктыл, Печора - Усинск, Ухта - Печора, Ижемский - Усть-Цилемский, Сосногорск - Троицко-Печорский

от 3 до 4 часов

Жители населенных пунктов северных городских округов Инты и Усинска, Усть-Цилемского и Троицко-Печорского района (12% населения) добираются до своих муниципальных центров в среднем за три - четыре часа. Неустойчивость автодорожного сообщения компенсируется авиа- и водным транспортом. В пунктах, имеющих малоустойчивую и сезонную связь с центром, и в недоступных населенных пунктах в городских округах проживают по 5% населения, в Троицко-Печорском районе около 10%, а в Усть-Цилемском - 37%. Фактическое время перемещения увеличивается не только за счет дальности расстояния, но и существенного превышения нормативного времени движения из-за неудовлетворительного качества дорожной сети