Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года (с изменениями на 7 февраля 2024 года)



1. Результаты комплексного анализа социально-экономического развития и макроэкономических пропорций региона


Общие сведения о Республике Коми:



Таблица 39

Дата образования Республики Коми

22 августа 1921 года

Столица

город Сыктывкар

Численность населения, тыс. человек (на 1 января 2021 г.)

813,6

Муниципальное устройство (на 1 января 2021 г.):

муниципальные образования, всего

178

городские округа

6

муниципальные районы

14

городские поселения

14

сельские поселения

144

Площадь, тыс. кв.км

416,8 (2,4% площади России)

Протяженность (с юго-запада на северо-восток), км

1275

Месторасположение

крайний северо-восток Европейской части России

Расстояние от столицы до Москвы, км

1410

Федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Регионы - "соседи":

север, северо-запад

Ненецкий автономный округ

запад

Архангельская область

восток

Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа

юго-восток

Свердловская область

юг

Пермский край

юго-запад

Кировская область

Климат

на большей части территории - умеренно континентальный с продолжительной зимой и коротким прохладным летом

Плотность населения, человек на 1 кв.км

2,0

Численность населения коми национальности, в % к общей численности населения

22


Республика Коми обладает значительным природно-ресурсным потенциалом и служит топливно-энергетической базой для целого ряда территорий Российской Федерации. Потенциал Республики Коми представлен нефтью и газом одной из крупнейших в России Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, коксующимися и энергетическими углями пятого по запасам в стране Печорского угольного бассейна, который является крупной, обеспеченной на длительную перспективу сырьевой базой для развития коксохимии, энергетики, в перспективе - добыче метана; горючими сланцами Вычегодского и Тимано-Печорского сланценосных бассейнов. Рудные полезные ископаемые: черные, цветные и благородные металлы, марганцевые, хромовые и титановые - сосредоточены в основном на Полярном Урале, Среднем и Южном Тимане. На Тимане сконцентрировано около трети российских запасов бокситовых руд. Пижемское и Ярегское месторождения титановых руд - крупнейшие в России, которые содержат более половины стратегических запасов титана страны. Уникальную Ярегскую тяжелую нефть используют для производства битумов, резиновых изделий, изготовления лаков и краски. В разведанных месторождениях сосредоточено около 3% общероссийских запасов нефти, 2,6% угля, 9% барита, 25% бокситов, около 50% титана, около 80% кварцево-жильного сырья. Ведутся геологоразведочные работы на лицензионном участке недр "Верхнепижемский", входящего в состав Пижемского месторождения, на котором были выявлены и подсчитаны крупные ресурсы титанового и кварцевого сырья, а также сопутствующих полезных ископаемых уникальной россыпи Ичетью, расположенной в границах данного лицензионного участка.


Богата Коми запасами торфа, древесины и гидроэнергетическими ресурсами бассейнов рек Печора и Вычегда.


Республику Коми называют "легкими Европейского Севера". Более 80% территории региона занято лесами. Общая площадь лесов составляет 36,3 млн. га, из них покрытая лесом - 28,7 млн. га, или 3,2% площади всех лесов России и около 50% площади лесов Европейского Севера России. Для лесоэксплуатации выделено более 3/4 лесного фонда с запасами 3,1 млрд. куб.м. Преобладают ценнейшие темнохвойные еловые леса.


Республика Коми является Арктическим регионом Российской Федерации: к сухопутным территориям Арктики отнесены территории муниципального образования городского округа "Воркута", муниципального образования городского округа "Инта", муниципального образования городского округа "Усинск" и муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" <8>. Для региона развитие Арктической зоны имеет важнейшее значение, так как эта территория обладает исключительными природными ресурсами (минерально-сырьевыми, земельными, водными), большими транзитными перспективами и может выступить опорной зоной развития Арктики.


________________


<8> Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации". Характеристики муниципальных образований городских округов "Воркута", "Инта", "Усинск" и муниципального района "Усть-Цилемский" представлены в приложении 3.


Наименования муниципальных образований городских округов указаны по состоянию на 1 января 2021 года. В связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направленные на введение нового вида муниципальных образований - муниципальные округа, с декабря 2022 г. приняты законы Республики Коми о наделении ряда городских округов статусом муниципальных округов.


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2024 N 68)


В связи с этим после вступления в силу данных законов Республики Коми относящиеся к данным муниципальным образованиям содержащиеся в приложениях 2 - 5 слова "муниципальное образование городского округа (МО ГО)" в соответствующем падеже считать равнозначными словам "муниципальное образование муниципального округа (МО МО)" в соответствующем падеже.


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2024 N 68)


С учетом единства природохозяйственных комплексов и межрегиональной транспортно-логистической сопряженности муниципальных образований городских округов "Воркута", "Инта", "Усинск" и муниципального района "Усть-Цилемский" с другими территориями Арктической зоны Российской Федерации, их развитие в долгосрочной перспективе можно рассматривать в контексте их возможной интегративной функции при реализации проектов хозяйственного освоения, развития транспортной инфраструктуры, туризма, поддержания традиционных форм природопользования коренных малочисленных народов Севера, а также укрепления многосторонних связей на долгосрочной основе в целях консолидации усилий арктических субъектов при реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.