Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года (с изменениями на 7 февраля 2024 года)


8. Результаты комплексной оценки внутренних факторов и возможностей социально-экономического развития


В числе внутренних факторов и возможностей для социально-экономического развития, выявленных на основе оценки совокупного потенциала Республики Коми, ключевыми являются:


1) потребность в формировании народосберегающей демографической политики, направленной на преодоление негативных демографических тенденций и увеличение численности постоянного населения на основе повышения уровня жизни, заинтересованности населения в проживании и трудовой деятельности на территории республики;


2) потребность и условия для диверсификации экономики: заинтересованность органов государственной власти региона в создании альтернативных добывающему комплексу "точек роста" в промышленности (в первую очередь, по глубокой переработке сырья), строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях; значительный пакет предлагаемых к реализации инвестиционных проектов и предложений в различных отраслях экономики и социальной сферы; возможность размещения новых современных экологически ориентированных производств на территориях, не затронутых промышленной деятельностью (свободные территории, сырье, энергообеспеченность). Появление новых производств, направленных на развитие и диверсификацию экономики республики, будет обеспечивать создание условий для реализации человеческого капитала и укрепление экономической основы территорий;


3) потребность и условия для развития инфраструктуры: реализация крупных инфраструктурных проектов (в сфере трубопроводного транспорта - "Бованенково - Ухта", "Ухта - Торжок", строительства автомобильных дорог - "Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар", воздушного транспорта - реконструкция аэропортовых комплексов в городах Воркуте, Усинске, Ухте, и других), увеличение объемов жилищного строительства, сокращение объемов ветхого и аварийного жилья, улучшение технического состояния коммунальных сетей, возможности комплексного развития территорий, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, повышения комфортности городской среды и других.


(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 07.02.2024 N 68)


Развитие транспортно-логистической инфраструктуры республики в рассматриваемом периоде позволит создать прочную основу для роста экономики. Результатом будет являться соединение транспортных коридоров, в зоне влияния которых могут возникнуть новые минерально-сырьевые центры, центры промышленной переработки, обеспечивающие в том числе расширение грузовой базы Арктики и Северного морского пути и выходы на новые перспективные рынки.


Создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры обеспечит доступ населения к передовым информационным технологиям в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Качественная информационно-телекоммуникационная инфраструктура позволит снизить эффект удаленности и изолированности целого ряда населенных пунктов. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры также позволит обеспечить доступ населения и предприятий республики к современным видам связи, внедрить современные технологии производства и предоставления социальных услуг.


Развитие жилищного строительства и комфортной городской среды обеспечит создание комфортных условий для проживания жителей региона;


4) необходимость и возможность повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала за счет увеличения добычи полезных ископаемых с минимальными нагрузками на окружающую среду, вовлечения в хозяйственный оборот лесных, земельных и водных ресурсов, растительного и животного мира при сохранении экологического равновесия, оптимального землепользования с учетом необходимости организации экологически чистого сельского хозяйства; развития глубокой переработки добываемого на территории региона сырья и максимального вовлечения в хозяйственную деятельность и/или переработки отходов производства. Реализация данных мер позволит обеспечить рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов с целью их сохранения для будущих поколений;


5) возможность повышения эффективности использования научного, научно-технического, инновационного потенциала путем укрепления связи науки и производства, стимулирования и расширения инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, поддержки инноваторов со стороны государства, повышения потребности экономики в высококвалифицированных работниках и современных технологиях;


6) благоприятные условия для развития гражданской активности населения, взаимодействия институтов гражданского общества, активизации предпринимательской деятельности и увеличения вклада предпринимательства в экономику республики, развития социально ориентированных некоммерческих организаций в связи с проводимой политикой государства по поощрению и поддержке развития этих направлений;


7) придание на федеральном и региональном уровнях приоритетного статуса развитию северных и арктических территорий с разработкой и реализацией соответствующих программ, что позволит обеспечить комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Коми и создать дополнительные резервы для укрепления экономики региона и повышения уровня и качества жизни населения, как проживающего в этой местности, так и республики в целом;


8) активизация применения наиболее эффективных инструментов социально-экономического развития: проектного управления, как результативного способа решения задач с учетом всех видов ресурсов и рисков; кластерного подхода (создания промышленных, научно-производственных кластеров, индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, территориальных кластеров, иных комплексных взаимосвязанных структур), стимулирующего модернизацию, повышение производительности и рост конкурентоспособности экономики; решения проблем моногородов для повышения качества жизни населения и оживления экономики в данных населенных пунктах и в регионе в целом; финансовых инструментов (специнвестконтрактов и других), направленных на создание новых институтов и инструментов стимулирования экономики.


(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 07.02.2024 N 68)