(с изменениями на 14 марта 2013 года)
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП)
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Свердловской области от 21 ноября 2005 года N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" ("Областная газета", 2005, 23 ноября, N 357-358) с изменениями, внесенными Законами Свердловской области от 22 мая 2007 года N 51-ОЗ ("Областная газета", 2007, 23 мая, N 166), от 12 июля 2008 года N 59-ОЗ ("Областная газета", 2008, 16 июля, N 232-241), от 19 декабря 2008 года N 121-ОЗ ("Областная газета", 2008, 20 декабря, N 396-405), от 9 октября 2009 года N 81-ОЗ ("Областная газета", 2009, 14 октября, N 303-307), от 25 июня 2010 года N 50-ОЗ ("Областная газета", 2010, 30 июня, N 229-230), Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года", Постановлением Главы Екатеринбурга от 20.06.2006 N 555 "Об утверждении "Градостроительной концепции застройки планировочного района Академический в границах улиц Амундсена - Онуфриева - Барклая - ЕКАД" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития территории Юго-Западного лесного парка города Екатеринбурга (далее - Концепция) (прилагается).
2. Рекомендовать Министерству экономики Свердловской области (Д.Ю. Ноженко), Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области (Л.А. Рапопорт), Министерству культуры Свердловской области (П.В. Креков), Министерству здравоохранения Свердловской области (А.Р. Белявский), Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (К.В. Крючков), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Ю.И. Биктуганов), Министерству социальной политики Свердловской области (А.В. Злоказов), Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (В.Н. Киселев), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (А.В. Пьянков), Администрации города Екатеринбурга (А.Э. Якоб) при разработке и реализации областных и муниципальных целевых программ учитывать возможности использования территории Юго-Западного лесного парка города Екатеринбурга, определенные Концепцией, одобренной настоящим Постановлением.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП)
3. Рекомендовать администрации муниципального образования "город Екатеринбург" (Якоб А.Э.) совместно с закрытым акционерным обществом "РЕНОВА-СтройГруп-Академическое" (Воробьев А.П.) разработать до 2012 года на основании Концепции, одобренной настоящим Постановлением, а также материалов парколесоустройства Юго-Западного лесного парка проект планировки Юго-Западного лесного парка и представить его на государственную экологическую экспертизу.
4. Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (Крючков К.В.) во взаимодействии с закрытым акционерным обществом "РЕНОВА-СтройГруп-Академическое" (Воробьев А.П.) предложить заинтересованным общественным экологическим, спортивным, научным и другим организациям принять участие в обсуждении и реализации Концепции, одобренной настоящим Постановлением.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП)
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на министра природных ресурсов и экологии Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Крючкова К.В.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2013 N 315-ПП)
6. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.ГРЕДИН
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ЮГО-ЗАПАДНОГО ЛЕСНОГО ПАРКА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
1. В современных условиях развития экономики, в которой ведущую роль играет человеческий капитал и его потенциалом определяются конкурентные преимущества страны, региона, территории, организации, приоритетным источником экономического роста являются инвестиции в человека, его образование, здоровье и социальную ответственность. В социально-экономической политике ведущих мировых держав важнейшим направлением является обеспечение высокого качества жизни, невозможное без отвечающей современным требованиям жизнедеятельности человека городской инфраструктуры. Все большее развитие в постиндустриальном городском хозяйстве приобретают услуги, в том числе рекреационные, удовлетворяющие на высоком уровне потребности населения в сферах отдыха, физкультуры и спорта, оздоровления, досуга, развлечений.
2. В России для решения проблем с обеспечением высокого качества жизни населения в течение последних лет наблюдается тенденция разработки масштабных проектов, направленных на комплексное развитие территорий и сфер жизнедеятельности, реализуемых при участии государства и бизнеса в формате государственно-частного партнерства. Пилотным проектом в этом направлении является реализуемый закрытым акционерным обществом "РЕНОВА-СтройГруп-Академическое" в Свердловской области проект "Академический" - создание в условиях старопромышленного мегаполиса комфортной городской среды обитания в новом районе с населением более 300 тыс. жителей.
3. Комфортная городская среда обитания в качестве важнейшего компонента должна включать в себя значительную площадь парковой зоны, выполняющую рекреационную функцию. Наличие Юго-Западного лесного парка в районе размещения жилой застройки удачно использовано в качестве ключевого элемента градостроительной концепции проекта "Академический" (экополис). Это согласуется с Генеральным планом развития муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года, где территория Юго-Западного лесного парка планируется как городская рекреационная зона для населения планировочных районов Академический и Юго-Западный.
4. Следует отметить, что в отсутствие целенаправленных действий по обеспечению экологической безопасности лесного парка перспектива его сохранения как экологически благополучной территории в силу сложившихся обстоятельств (лесной массив оказался в кольце плотной городской застройки, испытывает все увеличивающуюся экологическую нагрузку, недостаток финансовых средств на содержание и обустройство) весьма проблематична. Необходимо принятие регулирующих мер по сохранению и эффективному использованию природного рекреационного ресурса.
5. Вместе с тем системный подход при комплексном освоении территории района "Академический", в частности ее рекреационной зоны, с учетом специфики целей и инструментов для их достижения, обуславливает необходимость разработки и реализации отдельного инвестиционного проекта. Проект должен ответить на вопросы о том, когда, каким образом, кем и с какими затратами могут быть реализованы планы развития территории лесного парка.
6. В Концепции развития территории Юго-Западного лесного парка города Екатеринбурга представлены положения, направленные на сохранение единого природного комплекса на территории района "Академический" с созданием в лесном массиве зоны рекреации, отвечающей современным представлениям и потребностям населения.
7. Город Екатеринбург, являясь одним из крупнейших современных экономически развитых, культурных и образовательных центров России, в должной мере обеспечивает необходимые условия для жизнедеятельности жителей. Вместе с тем в Стратегическом плане развития города Екатеринбурга на период до 2020 года (далее - План) отмечались следующие слабые стороны мегаполиса: высокий уровень заболеваемости населения социально значимыми видами болезней, неразвитость системы реабилитации здоровья, низкие темпы модернизации сферы физкультуры и спорта (так, обеспеченность города спортивными комплексами в 3,5 раза отстает от мировых культурных центров), инвестиционная непривлекательность сферы культуры и образования, не отвечающие современным требованиям условия отдыха и досуга для большей части горожан. Так, в Плане обращалось внимание на неудовлетворительное состояние городских парков - их низкую техническую оснащенность, минимальные значения эстетической, экологической, культурно-рекреационной ценности "зеленых" территорий. Все это свидетельствует о необходимости расширения и модернизации сферы рекреационных услуг в городе Екатеринбурге с учетом современных достижений в области организации отдыха и досуга человека.
8. Основными задачами развития города в Плане определены: улучшение экологии, здоровья населения, формирование и расширение использования новых видов и форм физкультурно-оздоровительных и досуговых высококачественных услуг. Создание условий для внедрения здорового образа жизни населения в его социальную жизнь - важнейшее направление политики муниципального образования "город Екатеринбург".
9. Традиционным местом реализации рекреационных услуг является парк. Парки призваны снимать психологическую и физическую усталость человека. Условия парка позволяют достичь максимального эффекта в процессах реабилитации организма, развития его физического и интеллектуального потенциала. Своими возможностями парк привлекает значительные массы различных групп людей, обеспечивая их общение и взаимодействие. Сегодня парк - это жизненное пространство, где всеми средствами необходимо стимулировать межличностные контакты, групповое общение как в рамках проводимых культурно-массовых мероприятий, так и в режиме свободной активности - индивидуальной или групповой. Парк - это мощный рекреационный ресурс, который должен быть эффективно использован для укрепления здоровья и всестороннего совершенствования человека.
10. Лидирующим направлением развития парковой культуры в городах мира является создание высокотехнологичных тематических парков развлечений, занимающих, как правило, значительные территории и требующих огромных капитальных вложений. Наиболее популярны сегодня парки "Диснейленд" в Америке, Франции, Японии, Арабских Эмиратах, Китае. Это крупные развлекательные центры, появившиеся в конце XIX века под названием "луна-парк". Значительное место занимают также полифункциональные общедоступные и бережно сохраняемые городские парки культуры и отдыха, в которых горожанам разных социальных и возрастных групп предоставляется самый широкий спектр рекреационных услуг. Здесь могут быть сосредоточены и спортивные комплексы, и культурно-оздоровительные и развлекательные центры, и аттракционы, и места для "тихого" отдыха (сады, фонтаны, малые архитектурные формы). Наиболее интересным направлением с учетом поставленных городом Екатеринбургом задач является развитие такого парка, как парка семейного отдыха. Это общественный центр, дающий самые разные возможности для активного проведения свободного времени, в том числе и развлечения, интересные для детей, подростков, молодежи и людей среднего и пожилого возраста. Следует особо подчеркнуть, что само содержание понятия "парк культуры и отдыха" предполагает наличие на специально обустроенной природной территории функциональных объектов капитального строительства. В этом его принципиальное отличие от природного парка, использующего в целях рекреации уникальные природные ресурсы территории. Хозяйственная деятельность в природном парке жестко ограничена, приоритетной задачей при его использовании является сохранение природного ландшафта и биоразнообразия.
11. В городе Екатеринбурге расположено 28 городских парков и садов общей площадью около 300 га (общая площадь зоны города, занятая растительностью, включая лесные парки, - 4165 га). Разные по происхождению, месторасположению, степени доступности, обустроенности, они расположены внутри плотной городской застройки и являются центрами притяжения жителей близлежащих районов. Наиболее крупным (площадь около 100 га) и значимым в культурной жизни города является Парк культуры и отдыха им. В. Маяковского, развиваемый как полифункциональный парк и возможная центральная административно-методическая площадка управления сетью городских парков. Традиционно городские парки развивались хаотично, не продумывалась их функциональность, социальная и культурологическая направленность, как правило, они оборудовались и благоустраивались населением на общественных началах с использованием "остаточных" финансовых средств. Сегодня большинство парков являются по сути зелеными зонами с одной функциональной нагрузкой - прогулочно-пешеходной. Все существующие в городе парки находятся на низком уровне качества рекреационной инфраструктуры по всем параметрам и нуждаются в реконструкции, благоустройстве.
12. Стратегическим планом развития города Екатеринбурга определена задача создания на территории городских парков новых культурных, эстетических и других условий для полноценного отдыха и развлечений горожан, реализуется проект "Парк семейного отдыха" в комплексе целого ряда других муниципальных стратегических проектов и программ, направленных на обеспечение благополучной среды обитания.
13. Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст. 1274) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст. 1044) и от 29.12.2010 N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7), развитие человеческого потенциала определено важнейшим приоритетом. Это предполагает в первую очередь увеличение средней продолжительности жизни, и, следовательно, сохранение и укрепление здоровья населения, формирование мотивации и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом различных групп населения, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта. Как общеизвестно, лучшим местом для реализации такой стратегии являются экологически безопасные территории, в частности, лесные парки. Культивирование таких видов рекреационной деятельности, как физическая культура и спорт, с размещением в лесном парке соответствующих объектов - это наилучший способ реализации стратегии и пример эффективного и рационального использования территории.
14. Стратегической целью предлагаемой Концепции является сохранение, улучшение экологического качества и рациональное использование в интересах рекреации населения природного ландшафта территории Юго-Западного лесного парка. Указанная цель достигается созданием силами заинтересованных организаций на принципах государственно-частного партнерства на территории лесного парка нового полифункционального парка культуры и отдыха (далее - Парк). На настоящем этапе Концепция направлена главным образом на формирование спортивного и физкультурно-оздоровительного центра на базе Парка.
15. Создание современной инфраструктуры рекреации населения предполагает строительство и функционирование на земельных участках общей площадью не более 5 - 7 процентов от площади лесного парка функциональных объектов, предназначенных для развития массовых видов физкультурно-спортивной, оздоровительной, образовательно-познавательной, культурно-развлекательной деятельности. Также необходима реконструкция внутренней дорожно-транспортной сети, проведение работ по благоустройству территории, очистке и обустройству имеющихся водоемов, обеспечение выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с частичной заменой прежних видов лесных насаждений более устойчивыми к антропогенному воздействию породами при условии максимального сохранения лесного массива как единого природного комплекса.
16. Это позволит расширить функциональные возможности использования территории лесного парка, повысить ее экологическую ценность и инвестиционный потенциал, что приведет к увеличению ее экономической отдачи за счет расширения сферы рекреационных услуг, оказываемых населению, в том числе на платной основе, и, как следствие, объема средств, направляемых на содержание парка и природоохранные мероприятия. В конечном итоге обеспечит ее экономически самодостаточное и устойчивое развитие.
17. Таким образом, задачи освоения и развития территории должны быть направлены на создание условий (организационных, институциональных, инфраструктурных, материальных, финансовых), позволяющих обеспечить население требуемыми и экономически выгодными для эксплуатирующей организации рекреационными услугами на экологически благополучной территории.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1) соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Свердловской области;
2) сохранение и улучшение экологического качества территории, лесного массива;
3) содействие развитию предпринимательской деятельности на территории для обеспечения ее экономической самодостаточности и устойчивости;
4) расширение функциональных возможностей использования территории.
18. Миссией Парка является удовлетворение потребностей населения в рекреационных услугах и создание условий для оздоровления, отдыха, физического, творческого и социального развития на основе здорового образа жизни с использованием современных достижений в сферах физической культуры, здравоохранения, образования, культуры и искусства, технического и художественного творчества жителей и гостей города Екатеринбурга.
19. Таким образом, для решения поставленных задач основными направлениями реализации Концепции являются:
1) создание спортивных, физкультурно-оздоровительных, культурно-развлекательных и иных объектов, связанных с функционированием лесного парка как зоны рекреации, для осуществления планируемых рекреационных видов деятельности;