ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2019 года N 108-пп


О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года N 439-пп



В целях актуализации и повышения эффективности реализации государственной программы Белгородской области "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года N 439-пп, а также в соответствии с законами Белгородской области от 18 декабря 2017 года N 211 "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", от 19 декабря 2018 года N 337 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правительство Белгородской области постановляет:


1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года N 439-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014 - 2020 годы":


- в заголовке к тексту постановления, в пункте 1 постановления слова "на 2014 - 2020 годы" исключить;


- государственную программу Белгородской области "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области", утвержденную в пункте 1 названного постановления, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;


- во втором абзаце пункта 6 постановления слова "к 1 апреля 2021 года" заменить словами "к 15 апреля 2026 года".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Белгородской области
Е.С.САВЧЕНКО



Приложение
к постановлению
Правительства Белгородской области
от 11 марта 2019 года N 108-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОВОДСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"



Паспорт государственной программы Белгородской области "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области"

N п/п

Наименование. государственной программы Белгородской области: "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области (далее - ответственный исполнитель)

2

Соисполнитель государственной программы

Департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области

3

Участники государственной программы

Управление ветеринарии Белгородской области; Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Белгородской области с соответствующими государственными инспекциями городов и районов

4

Подпрограммы государственной программы

1. "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства".

2. "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".

3. "Развитие мясного скотоводства".

4. "Поддержка малых форм хозяйствования".

5. "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие".

6. "Обеспечение реализации государственной программы".

7. "Устойчивое развитие сельских территорий".

8. "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения".

9. "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства".

Б. "Развитие молочного скотоводства".

Г. "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства".

12. "Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания".

И. "Развитие отраслей агропромышленного комплекса".

Л. "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе"

5

Цель (цели) государственной программы

Создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса Белгородской области и улучшение условий проживания граждан в сельской местности Белгородской области, а также наращивание экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса Белгородской области

6

Задачи государственной программы

1. Обеспечение продовольственной безопасности Белгородской области по основным видам продукции растениеводства и повышение конкурентоспособности растениеводческой продукции, производимой областными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

2. Обеспечение продовольственной безопасности Белгородской области по основным видам продукции животноводства и повышение конкурентоспособности животноводческой продукции, производимой областными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

3. Повышение конкурентоспособности мясного скотоводства.

4. Поддержка и развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности.

5. Повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства, внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий в агропромышленном комплексе области.

6. Обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти Белгородской области в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

7. Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности путем обеспечения благоприятных инфраструктурных условий, создания высокотехнологичных рабочих мест на селе и активизации участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов.

8. Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий, а также продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.

9. Обеспечение устойчивого производства и повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках семенного картофеля, овощей открытого и защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, повышение импортозамещения овощной продукции.

10. Увеличение производства молока за счет комплексного и сбалансированного развития молочной отрасли, повышение эффективности производства и первичной переработки молока.

11. Создание условий для развития конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений и обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественным племенным материалом сельскохозяйственных животных и птицы.

12. Обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки.

13. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, а также продуктов ее переработки.

14. Повышение инвестиционной активности субъектов экономической деятельности и эффективности сельскохозяйственного производства, стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к комплексной технической и технологической модернизации производственных процессов

7

Сроки и этапы реализации государственной программы

Реализация государственной программы осуществляется в 2 этапа:

1 этап - 2014 - 2020 годы.

2 этап - 2021 - 2025 годы

8

Объем бюджетных ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета, а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников

Планируемый общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет всех источников финансирования составляет 201310949,5 тыс. рублей.

Объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет средств областного бюджета составляет 21721767,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2014 году - 3859738,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 2437616,0 тыс. рублей;

в 2016 году - 1770010,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 1301365,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 2140602,8 тыс. рублей;

в 2019 году - 1794279,1 тыс. рублей;

в 2020 году - 1512254,6 тыс. рублей;

в 2021 году - 1369403,0 тыс. рублей;

в 2022 году - 1370212,5 тыс. рублей;

в 2023 году - 1379790,5 тыс. рублей;

в 2024 году - 1388297,5 тыс. рублей;

в 2025 году - 1398198,5 тыс. рублей.

Планируемый объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет средств федерального бюджета составляет 66683634,2 тыс. рублей.

Планируемый объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет консолидированных бюджетов муниципальных образований составляет 3937,2 тыс. рублей.

Источники и объемы финансирования государственной программы при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год подлежат уточнению с учетом прогнозируемых объемов финансовых ресурсов.

Планируемый объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет средств внебюджетных источников составляет 112901610,6 тыс. рублей

9

Конечные результаты государственной программы

1. Увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2025 году по отношению к 2013 году на 14,6 процента.

2. Увеличение производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) в 2025 году по отношению к 2013 году на 15,2 процента.

3. Увеличение производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) в 2025 году по отношению к 2013 году на 14 процентов.

4. Увеличение производства пищевых продуктов, включая напитки, (в сопоставимых ценах) в 2017 году по отношению к 2013 году на 30,8 процента.

5. Увеличение производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2025 году по отношению к 2017 году на 36,3 процента.

6. Обеспечение производства напитков (в сопоставимых ценах) с 2018 года по 2025 год на уровне 100 процентов.

7. Увеличение объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2025 году по отношению к 2013 году в 1,7 раза.

8. Обеспечение сохранения среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций на уровне 17,5 процента (с учетом субсидий).

9. Достижение уровня заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) к 2025 году в размере не менее 34500 рублей.

10. Достижение уровня поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет области в 2025 году в размере 8330 млн рублей.

11. Создание к 2017 году 8,89 тыс. единиц рабочих мест.

12. Увеличение производительности труда в 2025 году по отношению к 2017 году на 45,1 процента.

13. Увеличение располагаемых ресурсов домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности с 2018 года по 2025 год до 25,3 тыс. рублей.

14. Сохранение и создание к 2025 году 287,409 тыс. единиц высокопроизводительных рабочих мест.

15. Обеспечение темпа роста экспорта продукции АПК в 2024 году в процентах к 2017 году на уровне 151,8 процента



1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Государственная программа Белгородской области "Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области" (далее - государственная программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп.


Главными приоритетами государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, модернизация и технологическое перевооружение агропромышленного производства, наращивание экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса Белгородской области.


Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство является одной из ведущих системообразующих сфер экономики Белгородской области, формирующей агропродовольственный рынок, экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.


Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.


За период с 2005 года по 2012 год в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный по погодным условиям 2010 год, составили 24 процента, пищевых продуктов, включая напитки, - 29,7 процента. В 2012 году по сравнению с 2005 годом валовой сбор зерна вырос на 23,7 процента, подсолнечника - в 2,3 раза, сахарной свеклы - в 1,7 раза. Производство скота и птицы в 2012 году к 2005 году увеличилось более чем в 4,5 раза, в том числе мяса свиней - в 8 раз, мяса птицы - в 4,6 раза.


Начиная с 2005 года в агропромышленном комплексе Белгородской области был взят курс на интенсивное развитие животноводства, являющегося своего рода локомотивом этого сектора экономики, в первую очередь птицеводства и свиноводства. За период с 2008 года по 2012 год в развитие птицеводства было вложено 37,1 млрд рублей, в развитие свиноводства - 73,1 млрд рублей. Общая сумма инвестиций в агропромышленный комплекс области составила 176,0 млрд рублей.


За этот период были созданы производственные мощности на более чем 450 тыс. тонн свинины и 710 тыс. тонн мяса птицы в живом весе в год. Одновременно с созданием производственных мощностей строились заводы по забою и переработке мяса, холодильники по его хранению. Создавались логистические центры, торговые дома и представительства, сети фирменных магазинов в розничной торговле.


Для обеспечения кормовой базы были образованы зерновые компании, оснащенные высокопроизводительной техникой, использующие малозатратные технологии выращивания сельскохозяйственных культур, построены элеваторы и комбикормовые заводы. С целью утилизации отходов на основе биоэнергетики созданы мощности по производству биологических удобрений. Таким образом, сегодня в птицеводстве и свиноводстве образованы кластеры с законченным циклом от производства до реализации продукции и утилизации отходов.


Значительный вклад в развитие агропромышленного комплекса области вносят предприятия малого и среднего бизнеса, которыми активно используются механизмы финансовой, инфраструктурной, информационной поддержки со стороны областных и муниципальных органов власти.


Благодаря всесторонней поддержке доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте по итогам 2012 года достигла 22 процентов. Объем производства в агропромышленном комплексе в 2012 году составил 149,3 млрд рублей.


В результате реализации комплекса мер по развитию сельского хозяйства улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий, в значительной степени наладилась ситуация на рынке труда, мощный импульс получило развитие предпринимательства, наметилась тенденция сокращения оттока населения из села, существенно возросла доля сельскохозяйственной продукции местного производства, реализуемой на потребительском рынке.


В числе основных проблем, стоящих перед агропромышленным комплексом области, следует выделить:


- недостаточно высокий уровень технико-технологической оснащенности сельскохозяйственных организаций;


- высокую себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции;


- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам в условиях возрастающей монополизации торговых сетей;


- несовершенство кредитно-финансовой системы, выражающееся в значительных трудностях в привлечении денежных ресурсов сельхозтоваропроизводителями;


- необходимость обеспечения сохранения темпов социально-экономического развития сельских территорий с целью предотвращения оттока населения, закрепления молодых специалистов на селе;


- недостаточная готовность сельскохозяйственных товаропроизводителей к осуществлению деятельности в условиях гармонизации отечественных и мировых технологических стандартов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.


Динамика развития агропромышленного комплекса области на период до 2025 года будет неразрывно связана с формированием и реализацией комплекса мер, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей области в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), санкционных ограничений и обеспечения ускоренного конкурентного импортозамещения, а также наращивание экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса Белгородской области.


В прогнозном периоде в агропромышленном комплексе области будут преобладать следующие тенденции:


- увеличение инвестиций в повышение плодородия и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;


- преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;


- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;


- увеличение инвестиций в развитие перерабатывающих производств в сфере мясного и молочного животноводства, птицеводства, растениеводства, производства продуктов питания;


- экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов;


- развитие биоэнергетики;


- развитие экспортного потенциала Белгородской области.


В растениеводстве предусматривается освоение интенсивных технологий, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных и органических удобрений и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективных высокоурожайных культур, сортов и гибридов. Неотъемлемой составляющей развития отрасли растениеводства в запланированный период является проведение дальнейшего анализа и практической апробации современных почвосберегающих технологий, а также поддержка развития собственной селекционно-семеноводческой базы.


В животноводстве подлежат решению задачи по модернизации существующих производственных мощностей по производству мяса свиней и птицы, развитию племенной базы и разведению крупного рогатого скота мясных пород, что позволит повысить уровень обеспеченности области высокопродуктивным племенным скотом и высококачественной говядиной при одновременном их импортозамещении, а также укрепить экспортный потенциал отрасли.


Важным звеном в развитии агропромышленного комплекса Белгородской области является наращивание и модернизация производственных мощностей перерабатывающих предприятий, развитие производства конкурентоспособной, экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, формирование и развитие стабильных каналов сбыта.


Приоритетом дальнейшего развития малых форм хозяйствования является развитие регионального предпринимательского сообщества как одного из образующих элементов солидарного общества на территории области, возрождающего культуру предпринимательства, формирующего экономическую базу развития сельских территорий, позволяющего нивелировать вопросы продовольственной безопасности в масштабах области.


В конечном итоге комплекс мероприятий государственной программы позволит обеспечить формирование условий для развития конкурентоспособного сельского хозяйства на основе привлечения инвестиций, технологической модернизации агропромышленного комплекса, развития социальной и инженерной инфраструктуры села.



2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, описание основных конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»