____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Амурской области от 25.09.2023 N 804.
____________________________________________________________________
В целях корректировки объемов финансирования мероприятий, направленных на развитие и сохранение культуры и искусства области, Правительство области постановляет:
Внести в государственную программу "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области", утвержденную постановлением Правительства области от 25 сентября 2013 г. N 443 (в редакции постановления Правительства области от 24 декабря 2018 г. N 639), изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Раздел I государственной программы изложить в следующей редакции:
"1. Паспорт
государственной программы
1. | Наименование государственной программы | Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области |
2. | Координатор государственной программы | Министерство культуры и национальной политики Амурской области |
3. | Координаторы подпрограмм | Министерство культуры и национальной политики Амурской области, министерство экономического развития и внешних связей Амурской области, государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Амурской области |
4. | Участники государственной программы | Министерство культуры и национальной политики Амурской области, министерство экономического развития и внешних связей Амурской области, государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Амурской области |
5. | Цель (цели) государственной программы | 1. Формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития. 2. Обеспечение прав граждан на культурную деятельность и свободный доступ к ценностям культуры и искусства, а также сохранение национальной самобытности народов. 3. Сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Амурской области, культуры и традиций казачества |
6. | Задачи государственной программы | 1. Обеспечение развития профессионального искусства Амурской области. 2. Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности. 3. Обеспечение сохранности архивных фондов. 4. Обеспечение сохранности и популяризация историко-культурного наследия. 5. Сохранение и развитие этнокультурного наследия Амурской области. 6. Обеспечение организации библиотечного обслуживания населения и комплектование книжных фондов. 7. Организация и проведение мероприятий в области культуры и искусства. 8. Реализация основных направлений государственной политики Амурской области в целях создания благоприятных условий для устойчивого развития культуры, искусства и архивного дела. 9. Реализация государственной национальной политики в целях гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, создания условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Амурской области (далее - КМНС), сохранения и развития культуры и традиции казачества |
7. | Перечень подпрограмм, включенных в состав государственной программы | 1. Профессиональное искусство. 2. Народное творчество и досуговая деятельность. 3. Архивное дело. 4. Историко-культурное наследие. 5. Этнокультурное наследие. 6. Библиотечное обслуживание. 7. Мероприятия в сфере культуры и искусства. 8. Обеспечение реализации основных направлений государственной политики в сфере реализации государственной программы. 9. Реализация государственной национальной политики |
8. | Этапы (при их наличии) и сроки реализации государственной программы в целом и в разрезе подпрограмм | 2014 - 2025 годы, этапы не выделяются, сроки реализации подпрограмм совпадают со сроками реализации государственной программы в целом |
9. | Объемы ассигнований областного бюджета государственной программы (с расшифровкой по годам ее реализации), а также прогнозные объемы средств, привлекаемых из других источников | Объем ассигнований областного бюджета на реализацию государственной программы составляет 4433430,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 289105,4 тыс. рублей; 2015 год - 231845,3 тыс. рублей; 2016 год - 275824,3 тыс. рублей; 2017 год - 339509,4 тыс. рублей; 2018 год - 381764,1 тыс. рублей; 2019 год - 394526,5 тыс. рублей; 2020 год - 366956,7 тыс. рублей; 2021 год - 405045,8 тыс. рублей; 2022 год - 417017,7 тыс. рублей; 2023 год - 431196,3 тыс. рублей; 2024 год - 444132,2 тыс. рублей; 2025 год - 456567,9 тыс. рублей. |
Планируемый объем финансирования из местных бюджетов составляет 72232,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1714,7 тыс. рублей; 2015 год - 26004,6 тыс. рублей; 2016 год - 24230,5 тыс. рублей; 2017 год - 2888,7 тыс. рублей; 2018 год - 12025,7 тыс. рублей; 2019 год - 5368,1 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей. | ||
Планируемый объем финансирования из федерального бюджета составляет 334529,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 42837,5 тыс. рублей; 2015 год - 59876,2 тыс. рублей; 2016 год - 6595,5 тыс. рублей; 2017 год - 24292,5 тыс. рублей; 2018 год - 34804,2 тыс. рублей; 2019 год - 60096,2 тыс. рублей; 2020 год - 2978,8 тыс. рублей; 2021 год - 103049,0 тыс. рублей; 2022 год - 0,0 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей | ||
10. | Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | 1. Сохранение удельного веса населения Амурской области, посещающего театрально-зрелищные, концертные мероприятия, в общей численности населения на уровне 18,5% ежегодно. 2. Изменение числа участников культурно-досуговых мероприятий с 31,5 тыс. человек в 2012 году до 26,2 тыс. человек в 2025 году. 3. Увеличение объема архивных фондов с 716568 единиц хранения в 2012 году до 733924 единиц хранения в 2025 году. 4. Увеличение доли населения, охваченного музейным обслуживанием, с 52,0% в 2012 году до 90,0% к 2018 году, в дальнейшем значение показателя не изменится. 5. Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения с 30,5% в 2012 году до 70,0% к 2020 году, в дальнейшем значение показателя не изменится. 6. Увеличение удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях этнокультурной направленности, с 58,4% в 2012 году до 67% в 2025 году. 7. Увеличение доли населения Амурской области, охваченного библиотечным обслуживанием, с 4,0% в 2012 году до 5,2% в 2025 году. 8. Увеличение числа участников мероприятий в сфере культуры и искусства различного уровня с 88 тыс. человек в 2012 году до 88,3 тыс. человек в 2025 году. 9. Повышение уровня удовлетворенности населения Амурской области качеством предоставления государственных услуг в сфере культуры с 70,0% в 2012 году до 90,0% в 2025 году. 10. Снижение удельного расхода электрической энергии в учреждениях (кВт ч/кв. м) с 4,1 в 2016 году до 3,6 в 2025 году. 11. Сохранение удельного расхода тепловой энергии в учреждениях (Гкал/кв. м) на уровне 0,03 ежегодно. 12. Снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на отопление в учреждениях (кг у.т./кв. м) с 0,00007 в 2016 году до 0,00006 в 2025 году. 13. Снижение удельного расхода воды в учреждениях (куб. м/чел.) с 1,8 в 2016 году до 1,7 в 2025 году. 14. Сохранение доли государственных, муниципальных учреждений, предоставивших энергетическую декларацию за отчетный год, от общего количества указанных учреждений субъекта Российской Федерации на уровне 100% |
2. Характеристика сферы реализации государственной программы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 13 июля 2012 г. N 380 (далее - Стратегия), миссия Амурской области состоит, прежде всего, в достижении высокого, отвечающего современным требованиям уровня и качества жизни, комфортных условий для проживания на основе формирования конкурентоспособной экономики и развитой социальной сферы. Одним из важнейших направлений реализации миссии является развитие культуры Амурской области, которая обеспечивает комфортную социально-культурную среду для жителей Амурской области, создает условия для развития человеческого потенциала Амурской области, способствует формированию позитивного имиджа Амурской области как значимого культурно-исторического и туристического центра.
Как показывает анализ, основными тенденциями в сфере реализации программы являются следующие:
1. Наличие развитой сети театрально-зрелищных и досуговых учреждений, предоставляющих широкие возможности для проведения досуга и самореализации творческой личности.
К настоящему моменту в Амурской области создана сеть учреждений культуры. На территории региона функционируют театрально-зрелищные учреждения - государственное автономное учреждение культуры Амурской области "Амурский областной театр кукол", государственное автономное учреждение культуры "Амурский областной театр драмы", государственное автономное учреждение культуры Амурской области "Амурская областная филармония" (далее соответственно - ГАУКАО "АОТК", ГАУК "Амурский областной театр драмы", ГАУКАО "Амурская областная филармония") и муниципальное бюджетное учреждение искусства "Драматический театр г. Тынды", государственное автономное учреждение культуры Амурской области "Амурский областной Дом народного творчества" (далее - ГАУК АО "АОДНТ") и 450 учреждений клубного типа (клубы, дома культуры, культурно-досуговые центры), на базе которых работают около 2,3 тыс. различных клубных формирований, объединяющих свыше 30 тыс. человек, система кинопроката. Ежегодно в массовых мероприятиях досуговых учреждений принимают участие более 560 тысяч человек.
В Амурской области действуют различные социокультурные институты, в том числе 6 творческих союзов, объединяющих 237 писателей, художников, фотохудожников, артистов театров. Создана система государственной поддержки профессионального искусства и творчества, стимулирования развития народного творчества и поддержки молодых дарований.
2. Наличие богатого историко-культурного наследия региона, сформированная система охраны памятников истории и культуры, составляющие основу для создания узнаваемого имиджа региона и конкурентоспособного туристического продукта.
На государственной охране в Амурской области состоят 620 недвижимых памятников истории и культуры, 7 из которых федерального значения. В списках вновь выявленных объектов, имеющих историко-культурную ценность, зарегистрировано 384 памятника.
Материальное наследие Амурской области сосредоточено в государственной и муниципальной сети музеев, совокупный фонд которых насчитывает 344,4 тыс. единиц хранения.
Фонд редкой книги Амурской областной научной библиотеки, являющийся составной частью историко-культурного наследия региона, составляет более 6,5 тыс. экземпляров.
3. Сеть библиотек и архивных учреждений обеспечивает доступ жителей региона к печатным и периодическим изданиям, архивным материалам, а также к информационным ресурсам, доступным через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
В Амурской области открыто 402 библиотеки системы Министерства культуры Российской Федерации, в том числе:
3 государственные библиотеки (государственное бюджетное учреждение культуры "Амурская областная научная библиотека имени Н.Н.Муравьева-Амурского", государственное бюджетное учреждение культуры "Амурская областная детская библиотека", государственное бюджетное учреждение культуры "Амурская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих");
399 муниципальных библиотек, из них 336 муниципальных библиотек осуществляют информационно-библиотечное обслуживание сельского населения.
Совокупный фонд общедоступных библиотек Амурской области составляет 3172,3 тыс. экземпляров печатных изданий, ежегодная посещаемость - более 1,6 млн. человек, книговыдача - 4563,5 тыс. экземпляров. В Амурской области создан Амурский региональный центр Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.
Система архивных учреждений представлена государственным бюджетным учреждением Амурской области "Государственный архив Амурской области" и 29 муниципальными архивами. Совокупный архивный фонд составляет более 1 млн. единиц хранения. Ежегодно архивные учреждения выполняют более 40 тыс. запросов.
Проведение государственной политики в сфере культуры и архивного дела осуществляется министерством культуры и национальной политики Амурской области. Как показывает анализ, потенциал развития сферы реализации государственной программы связан со следующими основными тенденциями в сфере культуры, искусства и архивного дела:
наличие многопрофильной сети учреждений культуры, многообразие видов культурных благ и, соответственно, возможностей для реализации жителями региона своего творческого потенциала и удовлетворения потребностей в услугах культуры и интеллектуальном развитии;
накопленный культурно-исторический потенциал региона в целом и отдельных проживающих на его территории народностей и этнических групп позволяет рассматривать его в качестве базы для формирования узнаваемого бренда региона;
проведенная в последние годы реформа государственных и муниципальных учреждений изменила систему отношений между органами государственной власти и местного самоуправления с подведомственными учреждениями, нацелив на повышение эффективности работы государственных и муниципальных учреждений, расширение перечня предоставляемых ими платных услуг, разработку и реализацию ими собственных стратегий развития с целью повышения качества предоставляемых услуг и обеспечения финансовой устойчивости;
работа по информатизации отрасли, которая включает в том числе перевод в электронную форму архивных документов, музейных фондов и библиотечных фондов и каталогов, что позволит сделать их более доступными для населения, обеспечить их сохранность для будущих поколений. Также в рамках этого направления создаются интернет-сайты учреждений культуры, которые должны стать эффективным средством информирования населения и продвижения услуг, предоставляемых государственными учреждениями Амурской области;
разработка административных регламентов государственных и муниципальных функций и услуг в значительной степени упростила административные процедуры, обеспечила для населения прозрачность принятия решения по важным для жителей вопросам в сфере культуры и архивного дела.
Вместе с тем ситуация в сфере культуры характеризуется следующими негативными тенденциями, создающими препятствия для ее дальнейшего развития:
1. Сокращение посещаемости жителями Амурской области учреждений культуры.
Эта тенденция может быть вызвана несколькими факторами, среди которых можно выделить следующие:
повышение конкуренции со стороны телевидения, развлекательных учреждений, которая проявляется в том, что жители Амурской области предпочитают проводить свой досуг вне учреждений культуры;
снижение качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых учреждениями культуры области, в результате ухудшения их материально-технической базы, отсутствия современного технологического оборудования и других факторов, связанных с недостатком финансирования отрасли;
недостаток в составе предложения учреждений культуры современных видов услуг (например, интерактивных выставок, доступа к электронным библиотекам и т.п.);
недостаточно развитая система информирования учреждениями культуры населения о предлагаемых ими услугах, отсутствие продуманных информационных кампаний и кампаний по привлечению потребителей.
2. Наличие рисков утраты объектов культурно-исторического наследия, музейных и архивных фондов в результате недостаточного объема реставрационных работ, а также сохранение на бумажных носителях большого объема архивных документов и каталогов. В области архивного дела значимой проблемой также является большой объем недоступных для пользователей архивных документов.
3. Снижение качества государственных и муниципальных услуг в результате устаревания материально-технической базы учреждений, размещение большой доли (более 20%) государственных и муниципальных учреждений в аварийных помещениях, нуждающихся в капитальном ремонте, отсутствие в учреждениях современной техники.
4. Негативные социально-экономические тенденции в местах компактного проживания КМНС, амурских казаков; возникновение рисков утраты традиций отдельных народов и народностей, проживающих на территории Амурской области, в связи с миграцией представителей этих народов в другие регионы, изменение их традиционного уклада жизни.
Амурская область является местом проживания представителей более 100 национальностей с различными традициями, культурой, языками и религиями, что обусловило оформление ее в полиэтнический конгломерат, объединяющий этносы, сохраняющий их духовно-нравственные ценности и формирующий на основе идей патриотизма общероссийскую гражданскую идентичность. Немаловажное значение для Амурской области имеет увеличившийся за последние годы миграционный поток граждан, прибывающих в область из стран Средней Азии и Закавказья, самостоятельно и в рамках государственной программы переселения соотечественников. За последние 3 года отмечается тенденция к увеличению количества временно и постоянно проживающих иностранных граждан.
Этнокультурные различия между коренным населением и указанными этническими общностями формируют потенциальную основу для возникновения межнациональной напряженности. По данным социологических исследований, более 20% опрошенных амурчан отрицательно относятся к проживанию в их местности мигрантов из стран ближнего зарубежья. В связи с этим крайне необходима система мероприятий по профилактике межнациональных конфликтов, формированию толерантности и российской идентичности и гражданского самосознания.
Другим аспектом, влияющим на организацию работы по реализации мероприятий программы "Реализация национальной политики", являются достаточно сильные казачьи традиции, проявляющиеся в культуре и истории региона. В Амурской области 7 казачьих обществ входят в государственный реестр Российской Федерации, 3 общества зарегистрированы. Активно внедряется казачий компонент в образовательных учреждениях, детских садах, школах и Константиновском казачьем колледже.