____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Амурской области от 25.09.2023 N 796.
____________________________________________________________________
В целях корректировки государственной программы Амурской области "Развитие транспортной системы Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 450 (в редакции постановления Правительства Амурской области от 29 января 2019 г. N 21) "Об утверждении государственной программы Амурской области "Развитие транспортной системы Амурской области" следующие изменения:
1) в пункте 2 слова "В.А.Кобелева" заменить словами "Матюхина П.В.";
2) государственную программу Амурской области "Развитие транспортной системы Амурской области" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. | Наименование государственной программы | Развитие транспортной системы Амурской области |
2. | Координатор государственной программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области |
3. | Координатор подпрограммы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области |
4. | Участники государственной программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области; министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области; государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Амурской области |
5. | Цель (цели) государственной программы | Обеспечение транспортной доступности населенных пунктов области, увеличение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям и потребностям населения и экономики Амурской области в качественных, доступных и безопасных услугах на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном видах транспорта |
6. | Задачи государственной программы | 1. Содействие активизации процессов обновления основных фондов, создание условий для повышения энергетической эффективности, повышения управляемости и контролируемости развития автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного видов транспорта. 2. Увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям, обеспечение транспортной безопасности объектов дорожного хозяйства. 3. Повышение эффективности выполнения функций и осуществления полномочий в сферах транспорта, дорожного хозяйства и государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники |
7. | Перечень подпрограмм, включенных в состав государственной программы | 1. Развитие транспортного комплекса. 2. Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Амурской области. 3. Обеспечение реализации основных направлений государственной политики в сфере реализации государственной программы |
8. | Этапы (при их наличии) и сроки реализации государственной программы в целом и в разрезе подпрограмм | 2014 - 2025 годы, этапы не выделяются |
9. | Объем бюджетных ассигнований государственной программы, а также прогнозные объемы средств, привлекаемых из других источников | Объем ассигнований областного бюджета на реализацию государственной программы составляет 48308213,24 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 2511554,06 тыс. рублей; 2015 год - 2581940,66 тыс. рублей; 2016 год - 3672088,25 тыс. рублей; 2017 год - 5143004,90 тыс. рублей; 2018 год - 4968965,84 тыс. рублей; 2019 год - 3904872,77 тыс. рублей; 2020 год - 3739359,58 тыс. рублей; 2021 год - 3757546,31 тыс. рублей; 2022 год - 4563298,59 тыс. рублей; 2023 год - 4398628,29 тыс. рублей; 2024 год - 4733146,33 тыс. рублей; 2025 год - 4333807,66 тыс. рублей. Планируется привлечение средств федерального бюджета в сумме 16878958,51 тыс. рублей; средств местных бюджетов в сумме 256717,26 тыс. рублей; внебюджетных источников в сумме 17287361,00 тыс. рублей |
10. | Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | 1. Транспортная подвижность населения Амурской области к 2025 году достигнет 2,88 тыс. пасс./км в год на 1 жителя области (в 2012 году - 1,876 тыс. пасс./км, рост к 2012 году на 65,1%). 2. Доля населения области, обеспеченного услугами транспорта общего пользования, к концу 2025 года составит 97,8% от общей численности населения области (в 2012 году доля составляет 96,9%, рост на 0,9%). 3. Снижение количества ДТП на 28,3% к концу 2025 года (в 2012 году количество ДТП - 1367 единиц, к 2025 прогнозируется снижение количества ДТП до 980 единиц). 4. Сокращение количества погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2025 году на 165 человек (85,9%) по сравнению с 2012 годом. 5. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения в Амурской области составит 16,4 тыс. км к концу 2025 года (в 2012 году протяженность автомобильных дорог общего пользования Амурской области - 15,30 тыс. км), по отношению к 2012 году протяженность автомобильных дорог общего пользования Амурской области увеличится на 6,7% |
Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества.
В последние годы значительно возросла системообразующая роль транспорта и повысилась взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований области.
Географическое положение Амурской области уникально и в высочайшей мере способствует развитию мощного транспортного комплекса. Территория области, расположенная в Дальневосточном федеральном округе, имеет площадь в 361,9 тыс. кв. км. Амурская область включает в себя 9 городских округов и 20 муниципальных районов. Соседними с областью субъектами Российской Федерации являются богатейшие в ресурсном отношении Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область. По территории области протекают крупнейшие в Азии реки Амур и Зея.
Амурская область является транспортным транзитным центром Дальнего Востока и всей Российской Федерации, ее роль возрастает из-за увеличения межрегионального грузооборота и в результате развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Транспортный комплекс занимает видное место в структуре валового регионального продукта Амурской области, его доля колеблется в последние годы в пределах 20%. Таким образом, эффективное функционирование транспортной системы Амурской области имеет не только высокое региональное, но и государственное значение.
Транспортная система обеспечивает единство экономического пространства Амурской области и по типу взаимосвязи с различными секторами экономики имеет особое значение. Через региональную территорию проходит Транссибирская магистраль, выходя через территорию Хабаровского края к морским портам Приамурья - Восточный, Находка, Владивосток. Кроме того, здесь действует участок Дальневосточной железной дороги (БАМ), выходящий на порты Ванино и Советская Гавань в Хабаровском крае.
На конец 2012 года транспортная сеть Амурской области включала 3,0 тыс. км железнодорожных, 2,6 тыс. км внутренних водных путей, 16,7 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.
Сдано в эксплуатацию по завершении строительства и реконструкции 27,1 км автодорог и 37,4 пог. м мостов.
Также по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост грузооборота (на 6,4%). На долю железнодорожного транспорта в общем объеме выполнения грузооборота приходилось 99,5%. Грузовым автотранспортом предприятий всех видов экономической деятельности и предпринимателями, занимающимися грузовыми коммерческими автоперевозками, перевезено грузов на 26,6% больше, чем в 2011 году.
Перевозка грузов автомобильным транспортом занимает 16,1% от общего количества перевезенных грузов в Дальневосточном федеральном округе.
Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом за навигацию 2012 года составил 1158,1 тыс. тонн (рост 4,2%).
Объемы обработанных аэропортом грузов и почты за отчетный год составили 2,55 тыс. тонн, что соответствует росту на 28,2% по сравнению с объемами грузовых авиаперевозок за предшествующий период.
Перевозки пассажиров в транспорте общего пользования в 2012 году составили 73525,3 тыс. человек, что меньше показателя 2011 года на 2,2%. Пассажирооборот уменьшился на 5,9%.
Автобусами предприятий автомобильного транспорта и привлеченным транспортом предпринимателей на маршруты общего пользования в январе - декабре 2012 года перевезено 65717,8 тыс. человек. Пассажирооборот за этот период составил 421,6 млн. пасс./км, что на 4,6% меньше января - декабря 2011 года.
Амурская область в общем объеме перевезенных пассажиров автобусами общего пользования в Дальневосточном федеральном округе занимает четвертое место, ее доля составляет 13,2%.
Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 2799,0 тыс. человек, что меньше 2011 года на 7,0%.
Предприятиями внутреннего водного транспорта в январе - декабре 2012 года перевезено 644,1 тыс. человек, что также меньше на 9,4%.
За 2012 год на социально значимых маршрутах на местных воздушных линиях авиаперевозчиком перевезено 8966 пассажиров. Увеличились перевозки пассажиров по сравнению с 2011 годом на 22% на маршруте Благовещенск - Свободный - Февральск - Экимчан - Благовещенск, на 0,6% - на маршруте Благовещенск - Свободный - Октябрьский - Зея - Благовещенск.
Услугами аэропорта Благовещенск в 2012 ходу воспользовались в общей сложности 241,3 тыс. пассажиров, что на 29% больше, чем в предшествующем году.
Наибольший прирост пассажиропотока наблюдался на международных воздушных линиях, на которых обслужено 26,6 тысячи пассажиров, что превышает показатели 2011 года в 3,4 раза.
Таким образом, увеличение перевозок пассажиров в 2012 году произошло только на воздушном транспорте.
Учитывая указанные тенденции в работе отдельных видов транспорта, следует отметить, что транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Амурской области.
В результате проведенного SWOT-анализа текущего состояния транспортного комплекса области выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные факторы, которые способны повлиять на стратегию развития транспортной системы области.
SWOT-анализ текущего состояния транспортной системы Амурской области
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Выгодное географическое положение, позволяющее получать значительные доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям. 2. Значительный удельный вес транспортного комплекса в валовом региональном продукте (в 2012 году - 20%), в инвестициях в основной капитал (в 2012 году - 45%). 3. Наличие крупных инвестиционных проектов транспорта Амурской области в федеральных целевых программах. 4. Высокий уровень дисциплины организации перевозок со стороны муниципальных и крупных предприятий с частной формой собственности. 5. Наличие нормативно-правовой базы по организации автомобильных пассажирских перевозок по Амурской области | 1. Отсутствие сформированной опорной сети путей сообщения круглогодичного действия. 2. Высокая степень износа основных производственных фондов, изношенный парк большинства транспортных средств (всех видов транспорта). 3. Отсутствие у организаций транспорта достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов. 4. Низкая транспортная доступность для населения. 5. Отсутствие альтернативных видов транспорта. 6. Снижение доходов предприятий перевозчиков из-за сокращения объема перевозок. 7. Отсутствие единой транспортно-логистической системы. 8. Наличие значительного количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий |
Возможности | Угрозы |
Увеличение спроса на услуги пассажирского транспорта | 1. Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики. 2. Секвестирование объемов финансирования объектов транспорта Амурской области в рамках федеральных целевых программ. 3. В связи с убытками транспортных предприятий дальнейшее ухудшение финансового положения предприятий-перевозчиков вплоть до банкротства. 4. Снижение качества и безопасности перевозок в связи с физическим и моральным износом основных фондов пассажирского транспорта. 5. Снижение инвестиционной активности транспортных предприятий вплоть до ухода с рынка в связи со снижением рентабельности перевозок и отсутствием компенсаций. 6. Рост автомобилизации |
Оценивая состояние транспортной системы, в настоящее время нельзя считать его оптимальным, а уровень ее развития достаточным.
Анализ транспортной системы области в 2013 году выявил следующие основные проблемы, определяющие актуальность деятельности по развитию транспортной системы.
Во-первых, характеристики объектов транспортной инфраструктуры области не соответствуют нормативным требованиям.
Количество автомобильных дорог общего пользования, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составляет около 25,7%.
Высокая степень изношенности автомобильных дорог общего пользования в связи с увеличением движения по ним также является существенной проблемой развития транспортной системы области.
Серьезные проблемы существуют в сфере водного транспорта. На водных путях рек Амур и Зея недостаточное проведение работ по их дноуглублению создает угрозу обмеления рек, что приводит к снижению грузопотока на водном виде транспорта. На побережье Зейского водохранилища проживает 6049 человек, в том числе коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день они не имеют круглогодичной устойчивой транспортной связи с районным центром г. Зея в связи с отсутствием судоходной обстановки на водохранилище.
Большинство аэропортов, расположенных на территории области, имеют низкий уровень технического оснащения, не соответствует современным требованиям состояние взлетно-посадочных полос и иных объектов наземной инфраструктуры. Также повышаются требования, предъявляемые к мерам безопасности полетов и качеству обслуживания населения. Для обеспечения устойчивой работы пассажирских маршрутов на воздушном виде транспорта и обеспечения безопасности пассажирских перевозок требуется активное государственное участие в реконструкции и капитальном ремонте аэропортовых комплексов и наземной инфраструктуры.
По территории области проходят основные железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская. На сегодняшний день они требуют усиления, поскольку большая часть их участков работает с критическим уровнем загрузки. К 2015 году пропускные способности этих магистралей будут практически исчерпаны.
Состояние железнодорожной инфраструктуры не отвечает потребностям роста рынка грузовых перевозок, коэффициент использования производственных мощностей превышает предельно допустимые значения. Текущее состояние Байкало-Амурской магистрали характеризуется наличием однопутных перегонов и тепловозной тягой. С учетом роста объемов перевозок подобная тенденция сохранится.
В ряде населенных пунктов области железнодорожный транспорт является основным видом транспортного сообщения. В связи с большой протяженностью Амурской области, удаленностью населенных пунктов друг от друга, низкой плотностью населения, отсутствием автомобильных дорог в северных районах области железнодорожный транспорт является социально значимым и не имеющим альтернативы другим видам транспорта. На сегодняшний день расходы компании, осуществляющей перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, превышают доходы.