Действующий

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Воронежской области (с изменениями на 14 октября 2021 года)



2. Обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки


Длительное время на территории Российской Федерации отсутствовал комплексный подход к решению важнейшей социальной задачи - создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, информационного и психологического окружения.


Нерешенность проблемы обеспечения условий доступности порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:


- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;


- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;


- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих общественно-просветительских информационных кампаний, в том числе в сфере профессиональных компетенций инвалидов;


- ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).


В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статья 4 Конвенции ООН о правах инвалидов устанавливает, что ее положения распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений и изъятий.


Результаты социологических исследований показывают, что 60 процентам граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентам - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.


В Воронежской области, как и в России в целом, на протяжении многих лет уровень инвалидности населения остается высоким.


Актуальность проблемы доступности для инвалидов объектов транспорта, архитектуры, здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальной защиты связана с тем, что численность инвалидов составляет более 230 тыс. человек (около 10 процентов постоянного населения). Численность детей-инвалидов в возрасте 0 - 17 лет составляет 5,8 тыс. человек.


Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.


В Воронежской области проводится определенная работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов в обществе. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем инвалидов в сфере реализации государственных социальных гарантий.


В целях обеспечения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и установления дополнительных гарантий занятости инвалидов принят Закон Воронежской области от 03.05.2005 N 22-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов", устанавливающий правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Воронежской области при приеме на работу инвалидов.


В целях создания безбарьерной среды на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур был принят Закон Воронежской области от 17.12.2012 N 172-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в Воронежской области". Указанный закон устанавливает правовые основы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации на территории Воронежской области.