(с изменениями на 14 октября 2021 года)
(в ред. распоряжений правительства Воронежской области от 26.12.2016 N 922-р, от 20.04.2017 N 289-р, от 29.03.2018 N 226-р, от 16.08.2019 N 723-р, от 14.10.2021 N 1063-р)
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности":
(преамбула в ред. распоряжения правительства Воронежской области от 16.08.2019 N 723-р)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Воронежской области (далее - Дорожная карта).
2. Исполнительным органам государственной власти Воронежской области - участникам реализации Дорожной карты обеспечить ее выполнение и предоставлять в департамент социальной защиты Воронежской области ежегодно:
- в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, сведения о результатах выполнения мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, и достижении значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг за отчетный год с приложением пояснительной записки;
- в срок до 15 июля текущего года сведения о результатах выполнения мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг за 1-е полугодие текущего года с приложением пояснительной записки.
(п. 2 в ред. распоряжения правительства Воронежской области от 26.12.2016 N 922-р)
3. Департаменту социальной защиты Воронежской области ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом, формировать сводный отчет о результатах выполнения мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, и достижении значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг за отчетный год.
(п. 3 введен распоряжением правительства Воронежской области от 26.12.2016 N 922-р)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Воронежской области утвердить и осуществлять реализацию в сферах установленной деятельности план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в части вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01 января 2016 года, а по нормам во исполнение части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств - с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.
(п. 6 в ред. распоряжения правительства Воронежской области от 16.08.2019 N 723-р)
Исполняющий обязанности
губернатора Воронежской области
Г.И.МАКИН
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. распоряжений правительства Воронежской области от 26.12.2016 N 922-р, от 20.04.2017 N 289-р, от 29.03.2018 N 226-р, от 16.08.2019 N 723-р, от 14.10.2021 N 1063-р)
1.1. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Воронежской области (далее - Дорожная карта) устанавливает мероприятия, реализуемые для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Воронежской области и этапы их реализации.
1.2. Основной целью реализации Дорожной карты является обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым на них услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в Воронежской области.
Достижению данной цели будет способствовать повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Воронежской области в течение переходного периода, в рамках которого исполнительные органы государственной власти Воронежской области утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам предоставляемым на них услугам в пределах установленных полномочий.
Создание безбарьерной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны. Это одна из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности миллионов граждан страны и необходимость решения которых вытекает из требований Конвенции ООН "О правах инвалидов" от 13.12.2006 и законодательства Российской Федерации, в том числе из международных договоров Российской Федерации. Основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров.
Длительное время на территории Российской Федерации отсутствовал комплексный подход к решению важнейшей социальной задачи - создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, информационного и психологического окружения.
Нерешенность проблемы обеспечения условий доступности порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих общественно-просветительских информационных кампаний, в том числе в сфере профессиональных компетенций инвалидов;
- ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статья 4 Конвенции ООН о правах инвалидов устанавливает, что ее положения распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений и изъятий.
Результаты социологических исследований показывают, что 60 процентам граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентам - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.
В Воронежской области, как и в России в целом, на протяжении многих лет уровень инвалидности населения остается высоким.
Актуальность проблемы доступности для инвалидов объектов транспорта, архитектуры, здравоохранения, образования, культуры, спорта и социальной защиты связана с тем, что численность инвалидов составляет более 230 тыс. человек (около 10 процентов постоянного населения). Численность детей-инвалидов в возрасте 0 - 17 лет составляет 5,8 тыс. человек.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
В Воронежской области проводится определенная работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов в обществе. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем инвалидов в сфере реализации государственных социальных гарантий.
В целях обеспечения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и установления дополнительных гарантий занятости инвалидов принят Закон Воронежской области от 03.05.2005 N 22-ОЗ "О квотировании рабочих мест для инвалидов", устанавливающий правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Воронежской области при приеме на работу инвалидов.
В целях создания безбарьерной среды на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур был принят Закон Воронежской области от 17.12.2012 N 172-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в Воронежской области". Указанный закон устанавливает правовые основы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации на территории Воронежской области.
(в ред. распоряжения правительства Воронежской области от 29.03.2018 N 226-р)
Постановлением правительства области от 31.12.2013 N 1194 утверждена государственная программа Воронежской области "Доступная среда", основными задачами которой являются совершенствование правовой основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов, повышение уровня доступности социально значимых объектов и качества реабилитационных услуг в регионе, информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидности и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Вместе с тем в Воронежской области имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.
Наиболее острая проблема связана с тем, что основные объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости населения, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
По экспертным оценкам, а также согласно данным социологического опроса, проведенного независимыми экспертами, около 50% опрошенных, имеющих нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с проблемами доступности при получении медицинского обслуживания. При этом особое внимание обращает на себя проблема доступности в реабилитационных учреждениях - наличие в них труднопреодолимых барьеров.
Вновь строящиеся объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры проектируются с учетом требований законодательства Российской Федерации и законодательства Воронежской области об обеспечении беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Однако развитие инфраструктуры идет медленно и не решает проблему беспрепятственного доступа инвалидов к различным объектам.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
В связи с этим возникает задача создания основных объектов социальной инфраструктуры, соответствующих универсальному дизайну внешней среды. Такие объекты социальной инфраструктуры предназначены для использования людьми с разными физическими возможностями, а значит, отвечают требованиям инвалидов. Применение универсального дизайна позволит достигнуть принципа равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.
Большое значение приобретает решение вопросов, связанных со строительством новых объектов, с реконструкцией существующих объектов и модернизацией материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Воронежской области, оказывающих услуги инвалидам.