Подпрограмма 4 "Развитие и модернизация коммунального комплекса Белгородской области" разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп. Одной из стратегических целей развития региона является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей динамичное развитие экономики.
В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию необходимо, в том числе развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах развития энергетической и коммунальной инфраструктуры.
Инновационное развитие российской экономики в 2008 - 2020 годах проходит в 2 этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на первом этапе включают также развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры, обеспечение снижения уровня износа ее объектов.
По состоянию на начало 2017 года уровень физического износа основных фондов в сфере водоснабжения составляет около 64 процентов и в сфере водоотведения - около 61 процента.
Устаревшая система коммунальной инфраструктуры большинства муниципальных образований Белгородской области не позволяет обеспечивать соблюдение требований к качеству коммунальных услуг, поставляемых потребителям. Неудовлетворительное качество питьевой воды характерно для многих муниципальных образований Белгородской области.
Еще одной проблемой является недостаток или полное отсутствие современных очистных сооружений в муниципальных образованиях Белгородской области. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения организаций на территории Белгородской области, не превышает 70 процентов.
Отсутствие заметных положительных результатов в улучшении технического состояния основных фондов и повышении эффективности функционирования системы коммунальной инфраструктуры связано с острой нехваткой инвестиций. Это является следствием отставания принятия системных и комплексных мер по формированию механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность данной сферы.
Вызванный постоянным ростом расходов организаций коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные услуги ведет к росту совокупного платежа граждан и увеличению задолженности. Динамика задолженности населения по оплате предоставленных услуг водоснабжения и водоотведения негативно отражается на решении задач реформирования отрасли в целях улучшения системы жизнеобеспечения граждан.
Низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры обусловлена высокой долей устаревшего оборудования, изношенных коммунальных сетей, отсутствием энергетических паспортов и плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры.
Востребованными отраслевыми задачами, решение которых позволит создать условия для поддержания системы жизнеобеспечения населения в надлежащем качестве, являются предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования этих систем, ликвидация их последствий, включая проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ при возникновении аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
Отсутствие комплексного и системного решения вопросов, связанных с дальнейшим развитием жилищно-коммунального комплекса Белгородской области и его модернизацией, не позволит производить ресурсы и предоставлять коммунальные услуги в количестве, необходимом для удовлетворения потребности населения в питьевой воде, комфортном проживании. При степени износа оборудования, превышающего в среднем 65 - 70 процентов, непроизводительные потери энергоресурсов увеличиваются до 15 - 20 процентов, возрастает количество сбоев и аварийных ситуаций. Средства организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также средства бюджетов муниципальных образований Белгородской области и бюджета Белгородской области направляются не на строительство и реконструкцию систем коммунальной инфраструктуры, а на ремонтные работы, включая аварийно-восстановительные. В свою очередь, это будет являться постоянным источником роста расходов на производство жилищно-коммунальных услуг и тарифов для населения.
Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов, привлекаемых в коммунальный сектор, и существенное повышение эффективности инвестиционных отраслевых проектов могут быть достигнуты только на основе формирования инструментов и практики долгосрочного финансового обеспечения мероприятий по модернизации и развитию системы коммунальной инфраструктуры, кредитно-финансовыми организациями и частными инвесторами с учетом целевых показателей надежности и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (коммунальных ресурсов).
Так, уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры продолжит увеличиваться и может достигнуть к 2020 году 75 процентов, что приведет к увеличению количества технологических отказов и аварий в системах тепло-, водоснабжения и водоотведения и, как следствие, к снижению качества коммунальных услуг, предоставляемых потребителям.