ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2019 года N 162

Об утверждении Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации

(с изменениями на 2 августа 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2021, N 0001202111030056);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1264 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2023, N 0001202308030016).

____________________________________________________________________

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию прилагаемые Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления:

обеспечить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации настоящего постановления;

представить в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта, устанавливающего требования и критерии, которым должны соответствовать комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи деятельности советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации представлять ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации отчеты о реализации комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 19 февраля 2019 года N 162

Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации

(с изменениями на 2 августа 2023 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.

Комплексные научно-технические программы полного инновационного цикла и комплексные научно-технические проекты полного инновационного цикла формируются в целях реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", и направлены на создание прорывных отечественных технологий и получение результатов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)

II. Основные понятия

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

"инновационный цикл" - комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса, а также выполнение прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ с целью коммерциализации научного знания в новых продуктах, производство продукции;

"комплексная программа" - комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла, представляющая собой совокупность скоординированных по задачам, срокам и ресурсам мероприятий, включающих в себя научные исследования и этапы инновационного цикла до создания технологий, продукции и оказания услуг;

"комплексный проект" - комплексный научно-технический проект полного инновационного цикла, представляющий собой комплекс работ, скоординированных по задачам, срокам и ресурсам, включающий в себя научные исследования и этапы инновационного цикла до создания технологий, продукции и оказания услуг;

"инициатор комплексной программы, комплексного проекта" - заинтересованные органы государственной власти, члены советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, организации реального сектора экономики, общественные объединения, институты развития, иные организации;

"ответственный исполнитель" - ответственный исполнитель - координатор комплексной программы, комплексного проекта, являющийся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, соответствующей направлениям реализации комплексной программы, комплексного проекта, или иным главным распорядителем средств федерального бюджета в сфере научно-технической или производственной деятельности, соответствующей направлениям реализации комплексной программы, комплексного проекта, отвечающим за их реализацию и достижение целевых показателей;

"соисполнитель" - соисполнитель комплексной программы, комплексного проекта, являющийся федеральным органом исполнительной власти и (или) иным главным распорядителем средств федерального бюджета, отвечающим за реализацию комплексной программы, комплексного проекта и достижение их целевых показателей;

"заказчик" - заказчик комплексной программы, комплексного проекта, являющийся организацией реального сектора экономики, заинтересованной в использовании научных, научно-технических результатов комплексной программы, комплексного проекта и участвующей в выполнении и реализации их мероприятий с целью производства продукции и оказания услуг;

"участники комплексной программы" и "участники комплексного проекта" - органы государственной власти, научные и образовательные организации, иные организации различных форм собственности, институты развития;

"комплексный план научных исследований" - план взаимоувязанных научных исследований и разработок научных и образовательных организаций, организаций реального сектора экономики для создания новых или выявления имеющихся перспективных (прорывных) и востребованных в экономике результатов, формируемый в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, в целях реализации комплексных программ;

абзац утратил силу с 11 августа 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1264. - см. предыдущую редакцию.     

III. Инициирование, разработка и утверждение комплексной программы, комплексного проекта

3. Совет по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации (далее - совет по приоритетному направлению) определяет комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи, на решение которых должна быть направлена его деятельность, и согласовывает их с Комиссией по научно-технологическому развитию Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1264. - См. предыдущую редакцию)     

Требования и критерии, которым должны соответствовать комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Инициатор комплексной программы, комплексного проекта направляет в совет по приоритетному направлению заявку на разработку комплексной программы, комплексного проекта (далее - заявка) по форме, установленной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Заявка должна включать цель комплексной программы, комплексного проекта, обоснование актуальности, комплексные задачи, на решение которых направлены комплексная программа, комплексный проект, потенциальных заказчиков и рынки, на которых будут востребованы предлагаемые к разработке и производству продукты, оценку ресурсов, необходимых для реализации комплексной программы, комплексного проекта, предложения об источниках финансирования.

5. Совет по приоритетному направлению проводит анализ заявок на наличие имеющихся научных заделов и научно-технических результатов, которые могут быть использованы для достижения целей предлагаемых к разработке комплексной программы, комплексного проекта, а также перспектив выхода на рынок предлагаемых к разработке технологий, продуктов и услуг. Из заявок, соответствующих комплексным задачам, совет по приоритетному направлению совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и заинтересованными организациями формирует в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1264. - См. предыдущую редакцию)     

а) предложения о разработке комплексных программ, включая комплексный план научных исследований, и информацию об ответственном исполнителе, о соисполнителях, участниках комплексных программ, предлагаемых к разработке технологиях, продуктах и услугах, а также о сроках разработки комплексной программы;

б) предложения о разработке комплексных проектов, включая информацию об имеющихся и необходимых научных заделах, об ответственном исполнителе, о соисполнителях, участниках комплексных проектов, предлагаемых к разработке технологиях, продуктах и услугах, а также о сроках разработки комплексного проекта.

6. Предложение о разработке комплексной программы, комплексного проекта рассматривается на заседании совета по приоритетному направлению. По итогам рассмотрения совет по приоритетному направлению принимает решение о направлении в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации предложения о разработке комплексной программы, комплексного проекта в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, либо о нецелесообразности разработки комплексной программы, комплексного проекта.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)

7. Пункт утратил силу с 11 ноября 2021 года - постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию.

8. Предложение о разработке комплексной программы, комплексного проекта направляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в Комиссию по научно-технологическому развитию Российской Федерации на одобрение. Одобренное Комиссией по научно-технологическому развитию Российской Федерации указанное предложение направляется в Правительство Российской Федерации для принятия решения о разработке комплексной программы, комплексного проекта либо о нецелесообразности их разработки.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)

В решении о разработке комплексной программы, комплексного проекта определяются ответственный исполнитель, соисполнители, в число которых входит Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, и участники, осуществляющие разработку и реализацию комплексной программы, комплексного проекта.

9. Разработка комплексной программы, комплексного проекта ответственным исполнителем осуществляется в течение 6 месяцев после принятия Правительством Российской Федерации решения о ее разработке.

Форма комплексной программы, комплексного проекта и требования к их подготовке утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Комплексные программы, комплексные проекты подлежат обязательному согласованию с советом по приоритетному направлению.

В случае если в процессе формирования комплексной программы, комплексного проекта будет выявлена необходимость внесения в них изменений принципиального характера, соответствующая информация направляется ответственным исполнителем председателю совета по приоритетному направлению для рассмотрения указанных изменений и принятия решения.

В случае несогласия совета по приоритетному направлению с предлагаемыми изменениями ответственный исполнитель организует проведение согласительного совещания с участием совета по приоритетному направлению.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)

10. Согласованные проекты комплексной программы, комплексного проекта представляются ответственным исполнителем в Правительство Российской Федерации для последующего утверждения актом Правительства Российской Федерации.

IV. Реализация, мониторинг, корректировка и завершение реализации комплексных программ, комплексных проектов

11. Реализацию комплексной программы, комплексного проекта организует ответственный исполнитель.

В целях реализации комплексной программы, комплексного проекта ответственный исполнитель может отбирать на конкурсной основе организацию для организационно-технического и информационного сопровождения реализации комплексной программы, комплексного проекта.

12. Внесение изменений в комплексную программу, комплексный проект производится по следующим основаниям, возникшим в ходе реализации комплексной программы, комплексного проекта:

а) включение в состав комплексной программы, комплексного проекта новых мероприятий (работ);

б) отклонение фактических показателей выполнения комплексной программы, комплексного проекта (далее - фактические показатели) от плановых показателей, предусмотренных комплексной программой, комплексным проектом (далее - плановые показатели);

в) появление новых научно-технических и (или) технологических решений и условий, не учтенных при разработке комплексной программы, комплексного проекта, способствующих сокращению сроков получения запланированного результата;

г) потеря актуальности и значимости ожидаемого научного результата при создании инновационных продуктов и услуг по причине появления на рынках готовых подобных решений или его практической нереализуемости;

д) необходимость совершения опережающих действий с целью предупреждения возникновения возможных (ожидаемых) отклонений фактических показателей от плановых показателей;

е) корректировка государственных программ Российской Федерации.

13. Ежегодный мониторинг реализации комплексной программы, комплексного проекта осуществляется ответственным исполнителем совместно с советом по приоритетному направлению и включает анализ соответствия фактических показателей плановым показателям, а также анализ реализации комплексной программы, комплексного проекта на основании информации, содержащейся в отчетах о ходе выполнения комплексной программы, комплексного проекта.

14. По итогам мониторинга ответственный исполнитель оформляет отчет о реализации комплексной программы, комплексного проекта и до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, направляет его в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)

15. Пункт утратил силу с 11 ноября 2021 года - постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию.

16. Началом этапа завершения комплексной программы, комплексного проекта является подготовка ответственным исполнителем итогового отчета о комплексной программе, комплексном проекте (далее - итоговый отчет).

17. Итоговый отчет готовится в соответствии с формой и требованиями к подготовке итогового отчета, утвержденными Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

18. Подготовленные ответственным исполнителем итоговый отчет и проект решения Правительства Российской Федерации о завершении реализации комплексной программы, комплексного проекта представляются на рассмотрение в совет по приоритетному направлению.

Проект решения Правительства Российской Федерации о завершении реализации комплексной программы, комплексного проекта, согласованный советом по приоритетному направлению, и одобренный им итоговый отчет подлежат направлению в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»