ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2019 года N 162
(с изменениями на 2 августа 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2021, N 0001202111030056);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1264 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2023, N 0001202308030016).
____________________________________________________________________
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию прилагаемые Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.
2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления:
обеспечить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации настоящего постановления;
представить в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта, устанавливающего требования и критерии, которым должны соответствовать комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи деятельности советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации представлять ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации отчеты о реализации комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 февраля 2019 года N 162
Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации
(с изменениями на 2 августа 2023 года)
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации.
Комплексные научно-технические программы полного инновационного цикла и комплексные научно-технические проекты полного инновационного цикла формируются в целях реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", и направлены на создание прорывных отечественных технологий и получение результатов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)
2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
"инновационный цикл" - комплекс работ, включающий основные этапы и результаты инновационного процесса, а также выполнение прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ с целью коммерциализации научного знания в новых продуктах, производство продукции;
"комплексная программа" - комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла, представляющая собой совокупность скоординированных по задачам, срокам и ресурсам мероприятий, включающих в себя научные исследования и этапы инновационного цикла до создания технологий, продукции и оказания услуг;
"комплексный проект" - комплексный научно-технический проект полного инновационного цикла, представляющий собой комплекс работ, скоординированных по задачам, срокам и ресурсам, включающий в себя научные исследования и этапы инновационного цикла до создания технологий, продукции и оказания услуг;
"инициатор комплексной программы, комплексного проекта" - заинтересованные органы государственной власти, члены советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, организации реального сектора экономики, общественные объединения, институты развития, иные организации;
"ответственный исполнитель" - ответственный исполнитель - координатор комплексной программы, комплексного проекта, являющийся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, соответствующей направлениям реализации комплексной программы, комплексного проекта, или иным главным распорядителем средств федерального бюджета в сфере научно-технической или производственной деятельности, соответствующей направлениям реализации комплексной программы, комплексного проекта, отвечающим за их реализацию и достижение целевых показателей;
"соисполнитель" - соисполнитель комплексной программы, комплексного проекта, являющийся федеральным органом исполнительной власти и (или) иным главным распорядителем средств федерального бюджета, отвечающим за реализацию комплексной программы, комплексного проекта и достижение их целевых показателей;
"заказчик" - заказчик комплексной программы, комплексного проекта, являющийся организацией реального сектора экономики, заинтересованной в использовании научных, научно-технических результатов комплексной программы, комплексного проекта и участвующей в выполнении и реализации их мероприятий с целью производства продукции и оказания услуг;
"участники комплексной программы" и "участники комплексного проекта" - органы государственной власти, научные и образовательные организации, иные организации различных форм собственности, институты развития;
"комплексный план научных исследований" - план взаимоувязанных научных исследований и разработок научных и образовательных организаций, организаций реального сектора экономики для создания новых или выявления имеющихся перспективных (прорывных) и востребованных в экономике результатов, формируемый в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, в целях реализации комплексных программ;
абзац утратил силу с 11 августа 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1264. - см. предыдущую редакцию.
3. Совет по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации (далее - совет по приоритетному направлению) определяет комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи, на решение которых должна быть направлена его деятельность, и согласовывает их с Комиссией по научно-технологическому развитию Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1264. - См. предыдущую редакцию)
Требования и критерии, которым должны соответствовать комплексные задачи и входящие в их состав научно-технические задачи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Инициатор комплексной программы, комплексного проекта направляет в совет по приоритетному направлению заявку на разработку комплексной программы, комплексного проекта (далее - заявка) по форме, установленной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Заявка должна включать цель комплексной программы, комплексного проекта, обоснование актуальности, комплексные задачи, на решение которых направлены комплексная программа, комплексный проект, потенциальных заказчиков и рынки, на которых будут востребованы предлагаемые к разработке и производству продукты, оценку ресурсов, необходимых для реализации комплексной программы, комплексного проекта, предложения об источниках финансирования.
5. Совет по приоритетному направлению проводит анализ заявок на наличие имеющихся научных заделов и научно-технических результатов, которые могут быть использованы для достижения целей предлагаемых к разработке комплексной программы, комплексного проекта, а также перспектив выхода на рынок предлагаемых к разработке технологий, продуктов и услуг. Из заявок, соответствующих комплексным задачам, совет по приоритетному направлению совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и заинтересованными организациями формирует в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2023 года N 1264. - См. предыдущую редакцию)
а) предложения о разработке комплексных программ, включая комплексный план научных исследований, и информацию об ответственном исполнителе, о соисполнителях, участниках комплексных программ, предлагаемых к разработке технологиях, продуктах и услугах, а также о сроках разработки комплексной программы;
б) предложения о разработке комплексных проектов, включая информацию об имеющихся и необходимых научных заделах, об ответственном исполнителе, о соисполнителях, участниках комплексных проектов, предлагаемых к разработке технологиях, продуктах и услугах, а также о сроках разработки комплексного проекта.
6. Предложение о разработке комплексной программы, комплексного проекта рассматривается на заседании совета по приоритетному направлению. По итогам рассмотрения совет по приоритетному направлению принимает решение о направлении в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации предложения о разработке комплексной программы, комплексного проекта в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, либо о нецелесообразности разработки комплексной программы, комплексного проекта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)
7. Пункт утратил силу с 11 ноября 2021 года - постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию.
8. Предложение о разработке комплексной программы, комплексного проекта направляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в Комиссию по научно-технологическому развитию Российской Федерации на одобрение. Одобренное Комиссией по научно-технологическому развитию Российской Федерации указанное предложение направляется в Правительство Российской Федерации для принятия решения о разработке комплексной программы, комплексного проекта либо о нецелесообразности их разработки.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)
В решении о разработке комплексной программы, комплексного проекта определяются ответственный исполнитель, соисполнители, в число которых входит Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, и участники, осуществляющие разработку и реализацию комплексной программы, комплексного проекта.
9. Разработка комплексной программы, комплексного проекта ответственным исполнителем осуществляется в течение 6 месяцев после принятия Правительством Российской Федерации решения о ее разработке.
Форма комплексной программы, комплексного проекта и требования к их подготовке утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Комплексные программы, комплексные проекты подлежат обязательному согласованию с советом по приоритетному направлению.
В случае если в процессе формирования комплексной программы, комплексного проекта будет выявлена необходимость внесения в них изменений принципиального характера, соответствующая информация направляется ответственным исполнителем председателю совета по приоритетному направлению для рассмотрения указанных изменений и принятия решения.
В случае несогласия совета по приоритетному направлению с предлагаемыми изменениями ответственный исполнитель организует проведение согласительного совещания с участием совета по приоритетному направлению.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)
10. Согласованные проекты комплексной программы, комплексного проекта представляются ответственным исполнителем в Правительство Российской Федерации для последующего утверждения актом Правительства Российской Федерации.
11. Реализацию комплексной программы, комплексного проекта организует ответственный исполнитель.
В целях реализации комплексной программы, комплексного проекта ответственный исполнитель может отбирать на конкурсной основе организацию для организационно-технического и информационного сопровождения реализации комплексной программы, комплексного проекта.
12. Внесение изменений в комплексную программу, комплексный проект производится по следующим основаниям, возникшим в ходе реализации комплексной программы, комплексного проекта:
а) включение в состав комплексной программы, комплексного проекта новых мероприятий (работ);
б) отклонение фактических показателей выполнения комплексной программы, комплексного проекта (далее - фактические показатели) от плановых показателей, предусмотренных комплексной программой, комплексным проектом (далее - плановые показатели);
в) появление новых научно-технических и (или) технологических решений и условий, не учтенных при разработке комплексной программы, комплексного проекта, способствующих сокращению сроков получения запланированного результата;
г) потеря актуальности и значимости ожидаемого научного результата при создании инновационных продуктов и услуг по причине появления на рынках готовых подобных решений или его практической нереализуемости;
д) необходимость совершения опережающих действий с целью предупреждения возникновения возможных (ожидаемых) отклонений фактических показателей от плановых показателей;
е) корректировка государственных программ Российской Федерации.
13. Ежегодный мониторинг реализации комплексной программы, комплексного проекта осуществляется ответственным исполнителем совместно с советом по приоритетному направлению и включает анализ соответствия фактических показателей плановым показателям, а также анализ реализации комплексной программы, комплексного проекта на основании информации, содержащейся в отчетах о ходе выполнения комплексной программы, комплексного проекта.
14. По итогам мониторинга ответственный исполнитель оформляет отчет о реализации комплексной программы, комплексного проекта и до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, направляет его в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию)
15. Пункт утратил силу с 11 ноября 2021 года - постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 1883. - См. предыдущую редакцию.
16. Началом этапа завершения комплексной программы, комплексного проекта является подготовка ответственным исполнителем итогового отчета о комплексной программе, комплексном проекте (далее - итоговый отчет).
17. Итоговый отчет готовится в соответствии с формой и требованиями к подготовке итогового отчета, утвержденными Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
18. Подготовленные ответственным исполнителем итоговый отчет и проект решения Правительства Российской Федерации о завершении реализации комплексной программы, комплексного проекта представляются на рассмотрение в совет по приоритетному направлению.
Проект решения Правительства Российской Федерации о завершении реализации комплексной программы, комплексного проекта, согласованный советом по приоритетному направлению, и одобренный им итоговый отчет подлежат направлению в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.