Основными направлениями пространственного развития Российской Федерации являются:
преодоление инфраструктурных ограничений федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)
сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижение внутрирегиональных социально-экономических различий;
обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации - крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций и сбалансированного пространственного развития за счет обеспечения социально-экономического развития городских агломераций, малых и средних городов, а также сельских территорий с целью снижения концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)
обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации, а также приграничных муниципальных образований.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года N 2877-р. - См. предыдущую редакцию)
Основой для обеспечения устойчивых транспортных связей между субъектами Российской Федерации, в том числе городскими агломерациями, крупными и крупнейшими городскими агломерациями, перспективными центрами экономического роста, а также для внешнеэкономических связей является опорная транспортная сеть Российской Федерации - совокупность магистральных путей сообщения и транспортных узлов.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 3633-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)
Принципы и направления совершенствования опорной транспортной сети и ее скоординированного развития с транспортной инфраструктурой регионального и муниципального значения определяются в отраслевых документах стратегического планирования с учетом положений Стратегии.
Для обеспечения ликвидации инфраструктурных ограничений федерального значения и повышения доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры предлагается:
развивать магистральную транспортную инфраструктуру путем:
развития международных транспортных коридоров "Запад - Восток" и "Север - Юг" для обеспечения эффективного выхода российских предприятий и организаций на зарубежные рынки, увеличения объемов транзита грузов между Азией и Европой по территории Российской Федерации, роста экспорта транспортных услуг с вовлечением перспективных крупных центров экономического роста и центров экономического роста субъектов Российской Федерации:
за счет приоритетного развития скоростных транспортных коммуникаций, в том числе строительства участков высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва - Казань, автодорожного маршрута "Европа - Западный Китай", железнодорожного и автодорожного маршрутов коридора "Север - Юг", обеспечивающего в том числе транспортную связь Ирана и Индии, а также других стран Прикаспийского региона, Западной и Южной Азии, со странами Европы через территорию Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)
за счет увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также за счет ликвидации участков с ограниченной пропускной способностью на грузонапряженных участках железных дорог, включая подходы к ключевым морским портам Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов;
за счет увеличения мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Азово-Черноморского, Балтийского, Дальневосточного, Арктического и Каспийского бассейнов;
за счет обеспечения функционирования и роста грузопотока Северного морского пути как полноценного международного транспортного коридора, включая развитие ледокольного флота;
за счет устранения логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта и строительства (модернизации) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
за счет роста объемов и сокращения времени перевозок контейнеров, в том числе транзитных, железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западных границ Российской Федерации до 7 дней;
за счет создания сети узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров, организации грузовых маршрутов по расписанию и скоростных маршрутов между ними;
повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры:
за счет развития транспортных коммуникаций между крупными и крупнейшими городскими агломерациями, перспективными крупными центрами экономического роста и перспективными центрами экономического роста субъектов Российской Федерации, включая строительство обходов городов и организацию скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между крупными городскими агломерациями и крупнейшими городскими агломерациями;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 3633-р. - См. предыдущую редакцию)
за счет комплексного развития крупных транспортных узлов, расположенных в том числе в пределах или около перспективных крупных центров экономического роста, и согласованного формирования и развития около них терминально-логистических мощностей;
за счет развития транспортных коммуникаций между опорными населенными пунктами, а также обеспечения транспортной доступности и улучшения транспортного обслуживания сельских территорий;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 3633-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 года N 1704-р. - См. предыдущую редакцию)