СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2018 года N 352

Об утверждении Положения о подготовке и оформлении служебных документов федеральными судами общей юрисдикции

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке и оформлении служебных документов федеральными судами общей юрисдикции.

2. Признать утратившим силу приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. N 23 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и оформления служебных документов федеральными судами общей юрисдикции".

Генеральный директор

А.В.Гусев

УТВЕРЖДЕНО

приказом Судебного департамента

при Верховном Суде

Российской Федерации

от 29 декабря 2018 года N 352

Положение о подготовке и оформлении служебных документов федеральными судами общей юрисдикции

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о подготовке и оформлении служебных документов федеральными судами общей юрисдикции (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (далее - ГОСТ Р 7.0.97-2016), Инструкцией о порядке изготовления, учета, использования, хранения и уничтожения бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации, оформления и размещения вывесок федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.03.2013 N 66 (далее - Инструкция от 29.03.2013 N 66).

1.2. Положение определяет общий порядок подготовки и оформления служебных документов кассационными судами общей юрисдикции, апелляционными судами общей юрисдикции, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными, городскими и межрайонными судами (далее - федеральные суды общей юрисдикции, суды) по вопросам организации деятельности суда.

1.3. Положение не распространяется на порядок подготовки и оформления процессуальных документов, а также служебных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и (или) информацию ограниченного распространения.

1.4. Под служебным документом федерального суда общей юрисдикции (далее - служебный документ суда, документ) в настоящем Положении понимаются официальные документы суда, в том числе и сопроводительные письма, направляемые в адрес организаций и граждан, организационно-распорядительные документы суда, ответы на обращения граждан и юридических лиц по вопросам организационной деятельности суда и иным вопросам, не относящимся к процессуальной деятельности.

К служебным документам федерального суда общей юрисдикции относятся:

служебные письма;

организационно-распорядительные документы суда (приказ либо распоряжение, утвержденные председателем соответствующего суда либо лицом, исполняющим его обязанности);

утверждаемые документы (положения, планы, акты, графики, повестки и протоколы совещаний у председателя (исполняющего обязанности председателя) суда;

докладные, служебные записки, заявления и иные документы непроцессуального характера, обусловленные необходимостью обеспечения служебной деятельности.

2. Основные требования к составлению и оформлению служебных документов суда

2.1. Служебные документы излагаются русским литературным языком с учетом особенностей официально-делового стиля, вида документа и его назначения. Содержание документа должно быть изложено кратко, логично, точно и ясно.

Служебные документы суда могут быть внутренними и исходящими, содержать запросы, сообщения, ответы на обращения граждан и организаций и так далее.

2.2. Служебные документы суда печатаются посредством устройства, обеспечивающего вывод на печать на стандартных листах бумаги формата А4 с использованием свободно распространяемых бесплатных шрифтов, размер шрифта N 12, 13, 14 через 1-1,5 межстрочный интервал. При составлении таблиц допускается использовать шрифты меньших размеров.

Служебные документы суда могут создаваться в виде электронного документа при наличии технической возможности в суде.

Каждый лист служебного документа суда должен иметь поля не менее: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее.

Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Абзацный отступ текста документа - 1,25 см.

Длина самой длинной строки реквизита при угловом расположении реквизитов не более 7,5 см.

Длина самой длинной строки реквизита при продольном расположении реквизитов не более 12 см.

Для выделения части текста служебного документа суда, реквизитов адресат, заголовок к тексту может использоваться полужирное начертание шрифта.

При оформлении документов на двух или более страницах вторая и последующие страницы нумеруются. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа.

Допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа. При двустороннем создании документов ширина левого поля на лицевой стороне листа и правого поля на оборотной стороне листа должны быть равны.

Оформление отдельных внутренних документов суда (заявление, анкета, объяснительная записка и т.п.) может осуществляться путем написания от руки.

При подготовке служебных документов суда на бумажном носителе, создании электронных документов могут применяться электронные шаблоны документов.

2.3. Служебные документы суда оформляются на бланках установленных форм либо без использования бланков и должны иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и определенный порядок их расположения в соответствии с ГОСТ Р 7.0.97-2016.

2.4. Требования к оформлению бланков суда и организационно-распорядительных документов суда с изображением Государственного герба Российской Федерации установлены Инструкцией от 29.03.2013 N 66.

При изготовлении внутренних служебных документов суда бланки не используются.

При оформлении служебного документа суда на бланке суда второй и последующие листы выводятся без использования бланка.

2.5. Служебные документы суда должны иметь установленные реквизиты с соблюдением порядка и правил их расположения.

2.5.1. Наименование суда указывается в точном соответствии с законодательством Российской Федерации о его создании. При этом наименования районных судов тех городов, названия которых состоят из двух отдельных слов (Нижний Тагил), указываются полностью в именительном падеже, например: Дзержинский районный суд г.Нижний Тагил. В случае образования в составе суда постоянного судебного присутствия после наименования суда ниже указывается полное наименование постоянного судебного присутствия в точном соответствии с федеральным законом о его создании (образовании), например: Постоянное судебное присутствие в г.Гаджиево Мурманской области.

2.5.2. Справочные данные о суде включают: почтовый адрес в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области связи, номер телефона, факса, адрес электронной почты, и иные необходимые сведения.

Реквизиты, перечисленные в пунктах 2.5.1 и 2.5.2, указываются на исходящих служебных документах суда в левом верхнем углу первого листа документа и входят в состав реквизитов бланка суда.

2.5.3. Наименование вида документа (приказ, распоряжение, протокол, правила, акт и др.) включается в бланк соответствующего вида документа или указывается при подготовке документа. Данный реквизит оформляется над заголовком к тексту или над текстом при отсутствии заголовка, посередине рабочего поля документа и центрируется относительно самой длинной строки.

2.5.4. Датой служебного документа суда является дата его подписания или утверждения, датой протокола совещания - дата проведения совещания (принятия решения), датой акта - дата события.

Дата документа проставляется лицом, подписывающим или утверждающим документ. При подготовке проекта документа печатается только обозначение месяца и года.

Дата документа указывается в специально отведенном месте бланка суда. Если служебный документ суда оформляется не на бланке суда, его дата проставляется ниже текста рядом с подписью.

Дата документа оформляется в последовательности: день месяца, месяц, год одним из двух способов:

арабскими цифрами, разделенными точкой: 07.11.2018;

словесно-цифровым способом, например: 7 ноября 2018 г.

В текстах организационно-распорядительных документов даты рекомендуется писать словесно-цифровым способом, например: 15 марта 2018 г.

2.5.5. Регистрационный номер документа оформляется в соответствии с системой регистрации, принятой в суде, цифровым или буквенно-цифровым способом.

Регистрационный номер присваивается документу после его подписания (утверждения).

2.5.6. Ссылка на исходящий регистрационный номер и дату входящего документа адресанта включается в состав реквизитов служебного документа суда.

2.6. Место составления (издания) документа указывают на приказах, распоряжениях, протоколах совещаний и актах. Место составления (издания) документа указывается в соответствии с принятым административно-территориальным делением.

2.7. Адресат используется при оформлении исходящих и внутренних служебных документов суда.

Реквизит "Адресат" проставляется в верхней правой части документа (на бланке с угловым расположением реквизитов) или справа под реквизитами бланка (при продольном расположении реквизитов бланка). Строки реквизита "адресат" выравниваются по левому краю или центруются относительно самой длинной строки.

Направляемые письма адресуются органам государственной власти или органам местного самоуправления, организациям (юридическим лицам) и общественным объединениям (далее - организации), структурным подразделениям организаций, должностным или физическим лицам.

В случае адресования письма организации, структурному подразделению организации без указания должностного лица наименование адресата пишется в именительном падеже, например (здесь и далее примеры наименования организаций, их справочные данные и др. являются условными):

Управление Министерства юстиции

Российской Федерации

по Калужской области

Отдел по делам некоммерческих

организаций

При направлении документа конкретному должностному лицу наименование организации и подразделения указывается в именительном падеже, а должность и фамилия - в дательном падеже, например:

Управление Министерства юстиции

Российской Федерации

по Калужской области

Начальнику отдела

некоммерческих организаций

Фамилия И.О.

При адресовании документа руководителю (заместителю руководителя) организации ее наименование входит в состав наименования должности адресата, например:

Заместителю главного директора

Автономной некоммерческой организации

"Центр"

Фамилия И.О.

В состав реквизита "Адресат" может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указывают в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области связи.

При адресовании письма в организацию указывают ее наименование, затем почтовый адрес, например:

Федеральное государственное

унитарное предприятие

"Научно-исследовательский институт

"Восход"

Удальцова ул., д.85,

Москва, 119607

При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию и инициалы получателя, затем почтовый адрес, например:

Фамилия И.О.

Садовая ул., д.5, кв.12,

г.Люберцы, Московская обл., 301264

При направлении документа в федеральные органы государственной власти почтовые адреса могут не указываться.

В остальных случаях почтовый адрес указывается полностью, например:

Начальнику ФКУ ИК-2

УФСИН России

по Брянской области

Фамилия И.О.

Котовского ул., д.39,

г.Брянск, 241004

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»