36. В целях подтверждения выполнения собственниками и иными законными владельцами электростанций требований к участию генерирующего оборудования в ОПРЧ на всех электростанциях, присоединяемых к электроэнергетической системе или функционирующих в составе электроэнергетической системы, должны быть обеспечены проверка и подтверждение готовности генерирующего оборудования к участию в ОПРЧ, а также организованы и осуществляться мониторинг и контроль участия генерирующего оборудования в ОПРЧ.
37. Проверка и подтверждение готовности генерирующего оборудования к участию в ОПРЧ в соответствии с требованиями должны осуществляться при:
а) проведении аттестации генерирующего оборудования и оценке его готовности к выработке электрической энергии в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 14, ст.1916; 2018, N 53, ст.8661) (далее - Правила оптового рынка) - в отношении генерирующего оборудования электростанций, с использованием которого осуществляется участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности;
б) технологическом присоединении объекта по производству электрической энергии к электрическим сетям - в рамках проверки выполнения технических условий на технологическое присоединение;
в) реконструкции, модернизации, техническом перевооружении объекта по производству электрической энергии, изменении установленной генерирующей мощности объекта по производству электрической энергии (генерирующего оборудования), изменении типа, заводских или эксплуатационных параметров и характеристик генерирующего оборудования, связанных с заменой (модернизацией) основного оборудования объекта по производству электрической энергии и (или) его систем управления (регулирования);
г) выявлении неудовлетворительного участия в ОПРЧ введенного в эксплуатацию генерирующего оборудования электростанций по результатам мониторинга участия в ОПРЧ, осуществляемого субъектом оперативно-диспетчерского управления в соответствии с пунктом 42 требований.
38. В случаях, указанных в подпункте "а" пункта 37 требований, проверка и подтверждение готовности генерирующего оборудования к участию в ОПРЧ должны осуществляться в порядке, установленном Правилами оптового рынка, с соблюдением пунктов 39-46 требований.
Проверка и подтверждение готовности генерирующего оборудования к участию в ОПРЧ в случаях, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 37 требований, должны осуществляться независимо от его использования для осуществления деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии и мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности или розничном рынках электрической энергии.
39. Проверка и подтверждение готовности генерирующего оборудования к участию в ОПРЧ должны осуществляться путем проведения испытаний генерирующего оборудования по программам, разработанным и утвержденным собственником или иным законным владельцем электростанции. В отношении генерирующего оборудования электростанций установленной генерирующей мощностью более 5 МВт программа испытаний должна быть направлена на согласование субъекту оперативно-диспетчерского управления.
При получении от собственника или иного законного владельца электростанции проекта программы испытаний субъект оперативно-диспетчерского управления в течение 10 рабочих дней должен рассмотреть проект программы испытаний и согласовать его либо в тот же срок уведомить собственника или иного законного владельца электростанции об отказе в согласовании проекта программы испытаний с приложением обоснованных замечаний по нему.
При получении от субъекта оперативно-диспетчерского управления замечаний по проекту программы испытаний собственник или иной законный владелец электростанции обязан их устранить и направить проект программы испытаний на повторное согласование субъекту оперативно-диспетчерского управления.
40. Испытания по проверке готовности генерирующего оборудования к участию в ОПРЧ должны проводиться путем имитации скачкообразного изменения частоты на входе в систему регулирования или имитации скачкообразного увеличения и уменьшения значения первичной мощности в соответствии с программой испытаний и фиксации результатов соответствующего изменения активной мощности генерирующего оборудования.
Испытания по проверке готовности генерирующего оборудования к участию в ОПРЧ, за исключением генерирующего оборудования ВОЛЭС, генерирующего оборудования на основе ГУБТ и ДГА, должны включать опыты на загрузку и разгрузку (для генерирующего оборудования СЭС и ВЭС - только на разгрузку) в пределах регулировочного диапазона генерирующего оборудования по активной мощности с проверкой восстановления исходной мощности после снятия имитации отклонения частоты или имитации скачкообразного увеличения и уменьшения значения первичной мощности в соответствии с программой испытаний.
Испытания по проверке готовности ГПА, ДГУ, генерирующего оборудования ВОЛЭС и генерирующего оборудования на основе ГУБТ и ДГА к участию в ОПРЧ допускается не выполнять при условии наличия в составе утвержденной эксплуатационной документации схем и алгоритмов действия системы автоматического управления, обеспечивающей выполнение требований глав II и V требований.
Испытания по проверке готовности генерирующего оборудования к участию в ОПРЧ должны признаваться успешными, если фактическое изменение активной мощности генерирующего оборудования соответствует расчетной величине требуемой первичной мощности и требуемой динамике изменения активной мощности генерирующего оборудования при его участии в ОПРЧ в соответствии с положениями требований.
41. По результатам испытаний собственник или иной законный владелец электростанции должен сформировать и утвердить отчет по проверке готовности генерирующего оборудования к участию в ОПРЧ (далее - отчет), содержащий выводы по подтверждению (неподтверждению) соответствия генерирующего оборудования настоящим требованиям.
Для генерирующего оборудования электростанций установленной генерирующей мощностью более 5 МВт проект указанного отчета до его утверждения должен быть направлен для рассмотрения и согласования субъекту оперативно-диспетчерского управления в срок не позднее 10 рабочих дней со дня проведения испытаний.
При получении от собственника или иного законного владельца электростанции проекта отчета субъект оперативно-диспетчерского управления должен в течение 5 рабочих дней рассмотреть и согласовать его или в тот же срок направить собственнику или иному законному владельцу электростанции обоснованные замечания по проекту отчета.
При получении от субъекта оперативно-диспетчерского управления замечаний по проекту отчета собственник или иной законный владелец электростанции обязан их устранить и направить проект отчета на повторное согласование субъекту оперативно-диспетчерского управления. Утверждение отчета должно осуществляться после его согласования субъектом оперативно-диспетчерского управления.
42. На каждой электростанции ее собственником или иным законным владельцем должен быть организован и осуществляться текущий непрерывный мониторинг участия каждой единицы генерирующего оборудования в ОПРЧ.
Системный оператор должен осуществлять мониторинг и анализ участия в ОПРЧ генерирующего оборудования электростанций, функционирующих в составе Единой энергетической системы России, для всех случаев отклонения частоты в энергосистеме от номинальной на ±0,2 Гц и более, а также при скачкообразных отклонениях частоты в энергосистеме на величину в пределах ±0,100,20 Гц от номинальной частоты.
Субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе должен осуществлять мониторинг и анализ участия в ОПРЧ генерирующего оборудования электростанций, функционирующих в составе такой энергосистемы, для всех случаев отклонения частоты в энергосистеме от номинальной на ±0,4 Гц и более, а также при скачкообразных отклонениях частоты в энергосистеме на величину в пределах ±0,200,40 Гц от номинальной частоты.
При анализе участия генерирующего оборудования в ОПРЧ количественная оценка должна производиться путем сравнения величин фактического и требуемого изменения активной мощности генерирующего оборудования в периоды времени, когда отклонения частоты от номинальной составляли ± 0,2 Гц и более (для технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы - ±0,4 Гц и более).
При сравнении величины фактической и требуемой первичной мощности генерирующего оборудования при скачкообразных отклонениях частоты должны учитываться требования по динамике выдачи первичной мощности, указанные в настоящих требованиях для генерирующего оборудования различного типа, путем использования в формуле, приведенной в пункте 10 требований, соответствующего коэффициента Кд.
Критерии неудовлетворительного участия в ОПРЧ в отношении генерирующего оборудования электростанций различного типа должны быть установлены субъектом оперативно-диспетчерского управления на основании требований глав II-V требований и опубликованы в открытом доступе на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
43. Для целей мониторинга участия генерирующего оборудования в ОПРЧ на электростанции ее собственником или иным законным владельцем должны быть обеспечены:
а) измерение текущей частоты вращения турбин f, Гц с точностью 0,05 Гц или менее с периодом усреднения и регистрации не более 1 секунды - для генерирующего оборудования, оснащенного электрогидравлическими регуляторами частоты вращения турбин и автоматическими регуляторами активной мощности с частотной коррекцией (для остального генерирующего оборудования, включая генерирующее оборудование ВЭС, данное требование допускается не выполнять);
б) измерение текущей частоты на шинах электростанции с точностью не хуже 0,01 Гц или менее с периодом усреднения и регистрации не более 1 секунды;