ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 декабря 2018 года N 2597/р

Об утверждении Методических рекомендаций по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД"

(с изменениями на 1 ноября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением ОАО "РЖД" от 1 ноября 2022 года N 2831/р.

____________________________________________________________________

В целях актуализации нормативных документов, определяющих расчет понесенного ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД":

1. Утвердить Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД" (далее - Методические рекомендации) в прилагаемой редакции.

2. Руководителям филиалов ОАО "РЖД", их структурных подразделений и аппаратов, возглавляющих или участвующих в работе комиссий ОАО "РЖД" по расследованию нарушений безопасности движения и определению ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД":

принять к руководству и исполнению Методические рекомендации, утвержденные настоящим распоряжением;

организовать изучение прилагаемых Методических рекомендаций специалистами органов управления филиалов ОАО "РЖД" и их структурных подразделений, участвующих в проведении служебных расследований и определении ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД".

3. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 15 сентября 2015 г. N 2236р "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО "РЖД".

4. Начальнику Департамента дочерних и зависимых обществ Евстигнеевой В.А. проинформировать дочерние зависимые общества ОАО "РЖД" об утверждении Методических рекомендаций с целью учета их требований.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора - начальника Департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Шайдуллина Ш.Н.

Первый заместитель

генерального директора ОАО "РЖД"

В.В.Михайлов

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО "РЖД"

от 5 декабря 2018 года N 2597/р

Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД"

(с изменениями на 1 ноября 2022 года)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для расчета ущерба, возникающего вследствие транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

1.2. Методические рекомендации применяются работниками структурных подразделений и филиалов ОАО "РЖД", дочерних обществ ОАО "РЖД", занимающимися расчетом ущерба, понесенного в результате транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

1.3. При разработке настоящих Методических рекомендаций использованы нормативно-правовые документы, приведенные в Приложении N 1.

2. Применяемые термины, определения и сокращения

В Методических рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями и сокращения:

вред имуществу - гибель, утрата или повреждение имущества, в том числе груза, принятого к перевозке;

вред окружающей среде (экологический вред) - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

вред, причиненный здоровью человека - нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды [16];

железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав [12];

инфраструктура железнодорожного транспорта - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, иные обеспечивающие функционирование железнодорожного транспорта здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;

инцидент - событие, вызванное переходом железнодорожной техники в неработоспособное состояние, отклонением от заданных режимов выполнения технологических процессов на инфраструктуре ОАО "РЖД", в том числе по причине внешнего воздействия, и повлекшее за собой нарушение графика движения поездов;

перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;

транспортное происшествие и иное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - возникновение нарушения безопасности движения при перемещении подвижного состава, оборудования, техники и других транспортных средств и с их участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц [25];

ущерб - реальный ущерб в соответствии с [1, ст.15 п.2], то есть расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества;

ЕАСАПР - единая автоматизированная система актово-претензионной работы;

ИХ АВГД - автоматизированная система "Информационное Хранилище Анализа Выполнения Графика Движения";

КАС АНТ - комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов в работе технических средств и анализа их надежности;

КАСАТ - комплексная автоматизированная система учета, расследования причин и анализа случаев технологических нарушений.

3. Методические рекомендации по расчету ущерба, наносимого транспортными происшествиями и иными событиями, связанными с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

Расчет ущерба, наносимого транспортными происшествиями и иными событиями, связанными с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - транспортные происшествия и иные события), производится путем определения размера затрат, связанных с повреждением грузовых и пассажирских вагонов, тягового подвижного состава, моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов, путевых машин, элементов инфраструктуры, средств связи, работой восстановительного поезда, повреждением и потерей груза, задержками грузов и пассажиров в пути следования, нанесением вреда здоровью и жизни людей, вовлеченных в транспортные происшествия и иные события.

Расчет ущерба осуществляется по следующей формуле:

, (1)

где

Y - ущерб вследствие транспортных происшествий и иных событий;

- ущерб от повреждения грузовых вагонов;

- ущерб от повреждения пассажирских вагонов;

- ущерб от повреждения тягового подвижного состава;

- ущерб от повреждения моторвагонного подвижного состава и рельсовых автобусов;

- ущерб от повреждения путевых машин;

- ущерб от повреждения вагонов поездов пассажирского скоростного и высокоскоростного сообщения;

- ущерб от повреждения пути и сооружений;

- ущерб от повреждения устройств автоматики и телемеханики;

- ущерб от повреждения устройств электрификации и электроснабжения;

- ущерб от повреждения устройств и сооружений связи;

- ущерб от повреждения прочих объектов инфраструктуры;

- расходы на работу восстановительного поезда;

- ущерб от повреждения и потери груза;

- ущерб от порчи и потери багажа;

- дополнительные расходы, связанные с задержками поездов;

- составляющая ущерба, связанная со штрафами перевозчика за опоздание пассажирских поездов дальнего и местного сообщения, руб.;

- составляющая ущерба, связанная с пенями перевозчика за нарушение сроков доставки багажа и грузобагажа, руб.;

- составляющая ущерба, связанная с пенями перевозчика в связи с нарушением сроков доставки грузов получателю, руб.;

- ущерб от причинения вреда жизни, здоровью людей и имуществу третьих лиц, вовлеченных в транспортное происшествие или иное событие;

- экологический ущерб;

- прочие составляющие ущерба.

Составляющие ущерба - включают в себя расходы, понесенные в связи с выбытием объектов подвижного состава и железнодорожной техники, не подлежащих восстановлению, на работы по восстановлению работоспособности объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также расходы, связанные с заменой поврежденных элементов железнодорожной техники. Составляющие ущерба , и включают в себя дополнительные расходы, понесенные ОАО "РЖД", вследствие транспортных происшествий и иных событий. Составляющие ущерба , , , и представляют собой расходы, понесенные ОАО "РЖД" по выплаченным штрафам и пени за неисполнение обязательств по договорам перевозки. Составляющие Y19 и Y20 включают в себя выплаты, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, добровольно либо по решению суда.

3.1. Оценка ущерба от повреждения грузовых вагонов .

Во всех случаях повреждения вагона составляется акт о повреждении вагона (форма ВУ-25).

В зависимости от степени повреждения вагоны подлежат текущему (отцепочному или безотцепочному), деповскому, капитальному ремонту или исключению из инвентаря.

Расходы на восстановление подвижного состава включают: расходы на выполнение ремонтных работ и расходы на материалы и запасные части. При заполнении таблицы 1 приложения N 2 в соответствии с перечнем выполняемых ремонтных работ определяются расходы, непосредственно вызванные ремонтом и восстановлением грузовых вагонов.

Для определения общего значения ущерба при повреждении грузовых вагонов, необходимо учитывать расходы на их доставку с места транспортного происшествия в депо, осуществляющее ремонт.

В случае исключения вагона из инвентаря ущерб определяется исходя из его балансовой стоимости за вычетом стоимости годных остатков (металлолом или запасные части). Документами, в соответствии с которыми принимается решение о списании грузовых и рефрижераторных вагонов являются [28, 29, 30], при этом составляется акт формы ВУ-10 и прикладывается акт формы ВУ-25.

Размер ущерба определяется на основании калькуляций или сметного расчета, подготовленного подрядной организацией или структурным подразделением, осуществляющим ремонт, с приложением подтверждающих документов.

Размер ущерба, причиненного подвижному составу других собственников, в том числе государств - участников содружества независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, определяется в размере фактических выплат, осуществляемых ОАО "РЖД" в соответствии с [7, 32, 33, 34], на основании претензий, поступивших от владельцев подвижного состава, или вступивших в силу судебных решений.

3.2. Оценка ущерба от повреждения пассажирских вагонов .

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»