МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2018 года N 18-0/10/В-8711
[О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации практики студентов образовательных организаций и стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на государственной гражданской и муниципальной службе]
В соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) и согласно статье 32 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) приоритетными направлениями формирования кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы (далее - служба) являются подготовка кадров для службы, формирование кадрового резерва и его эффективное использование, а также применение современных кадровых технологий при поступлении на службу и ее прохождении.
На реализацию указанных приоритетных направлений формирования кадрового состава в государственных органах и органах местного самоуправления направлены мероприятия по привлечению молодежи на службу.
В целях обеспечения формирования комплексной системы привлечения кадров на службу посредством профессиональной ориентации и отбора молодежи из числа студентов и выпускников образовательных организаций Минтрудом России разработаны прилагаемые Методические рекомендации по вопросам организации практики студентов образовательных организаций и стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на государственной гражданской и муниципальной службе (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации учитывают успешный опыт организации проведения практики студентов и (или) молодежных стажировок в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Минпромторге России, Правительстве Москвы, государственных органах Ульяновской области, Республики Коми, Хабаровского края, Воронежской области и других.
Методические рекомендации направлены на обеспечение взаимодействия федеральных государственных органов (центральных аппаратов и территориальных органов), государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с профильными образовательными организациями, их студентами и выпускниками по вопросам привлечения перспективных молодых кадров на службу (далее - взаимодействие с образовательными организациями и молодежью).
Ожидаемыми результатами реализации Методических рекомендаций являются:
- привлечение на службу перспективных молодых кадров;
- формирование позитивного имиджа государственных органов и органов местного самоуправления;
- повышение престижа и привлекательности службы, что будет способствовать большему притоку кадров;
- обеспечение эффективного взаимодействия с образовательными организациями (в том числе в целях обеспечения практико-ориентированности образовательных программ и профессионального развития служащих);
- профессиональная ориентация молодых кадров и обеспечение получения ими прикладных знаний и умений;
- реализация студентами и выпускниками образовательных организаций проектов, в которых заинтересованы государственные органы и органы местного самоуправления;
- обеспечение личностного и профессионального роста государственных гражданских и муниципальных служащих, являющихся руководителями практики и (или) стажировки, наставниками;
- выявление талантливой молодежи, формирование молодежного экспертного совета и кадрового актива;
- пополнение кадрового резерва, предусмотренного статьей 64 Федерального закона N 79-ФЗ и статьей 33 Федерального закона N 25-ФЗ, лучшими кандидатами для замещения должностей службы;
- трудоустройство и обеспечение востребованности кадрового потенциала перспективных выпускников образовательных организаций, проявивших свои способности в рамках прохождения практики и (или) стажировки.
Ключевым показателем эффективности реализации Методических рекомендаций может являться показатель, отражающий долю молодых специалистов - выпускников образовательных организаций высшего образования, поступивших на службу по итогам участия в проекте, от общего числа лиц, поступивших на службу.
В целях организации работы по обеспечению взаимодействия с образовательными организациями и молодежью просим определить профильные образовательные организации, заинтересованные в совместном проведении практики студентов, и обеспечить проведение практики студентов образовательных организаций и стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на службе.
Информацию об организации практики студентов образовательных организаций и стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на службе просим представить в Минтруд России, в том числе направить на адрес электронной почты BrusovAS@rosmintrud.ru (с направлением заполненной формы мониторинга в электронном виде), не позднее 30 января 2019 г.
А.А.Черкасов
(наименование субъекта Российской Федерации) |
N п/п | Наименование высшего органа исполнительной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления | Наименования профильных образовательных организаций, заинтересованных в совместной организации проведения практики студентов | Наименования областей профессиональной служебной деятельности, по которым государственные органы субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления готовы принимать студентов образовательных организаций для прохождения практики | Число студентов образовательных организаций, которых государственные органы субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления планируют принять для прохождения практики в 2019 году | Число студентов и выпускников образовательных организаций высшего образования, которых государственные органы субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления планируют принять для прохождения стажировки в 2019 году |
Сведения по высшему органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации: | |||||
1 | |||||
Сведения по иным государственным органам субъекта Российской Федерации: | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
... | |||||
Сведения по органам местного самоуправления: | |||||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
... | |||||
Итого по субъекту Российской Федерации:* | x |
_________________
* В строке с итоговыми значениями по субъекту Российской Федерации указывается сумма в цифрах (например, общее количество образовательных организаций, число студентов).
В целях обеспечения формирования комплексной системы привлечения кадров на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу (далее - служба) через реализацию системы профессиональной ориентации и отбора молодежи из числа студентов и выпускников образовательных организаций Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены настоящие Методические рекомендации по вопросам организации практики студентов образовательных организаций и стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на государственной гражданской и муниципальной службе (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации направлены на обеспечение взаимодействия федеральных государственных органов (центральных аппаратов и территориальных органов), государственных органов субъектов Российской Федерации (высших органов исполнительной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации) и органов местного самоуправления (далее - государственные органы и органы местного самоуправления) с профильными образовательными организациями, обучающимися, осваивающими основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, а также выпускниками образовательных организаций по вопросам обеспечения профессиональной ориентации и привлечения перспективных молодых кадров на службу.
_________________
Под профильными образовательными организациями понимаются образовательные организации, осуществляющие подготовку студентов по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Координацию и мониторинг работ по взаимодействию территориальных органов федерального государственного органа, государственных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с профильными образовательными организациями целесообразно осуществлять на уровне центрального аппарата федерального государственного органа и высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответственно.
Кроме того, в целях обеспечения эффективного функционирования всей системы государственных органов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется также вовлекать территориальные органы (подразделения) федеральных государственных органов, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в проводимые мероприятия по привлечению молодежи на государственную гражданскую службу, а также оказывать данным органам содействие в поиске кадров и налаживании контактов с образовательными организациями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, формировании молодежного резерва.
Государственным органам и органам местного самоуправления также рекомендуется учитывать представленные в приложении 10 к настоящим Методическим рекомендациям лучшие кадровые практики на службе, направленные на обеспечение успешной реализации системы профессиональной ориентации и отбора молодежи на службу.
Настоящие Методические рекомендации направлены на обеспечение возможности прохождения в государственных органах и органах местного самоуправления:
- практики студентами образовательных организаций;
- стажировки студентами старших курсов и выпускниками образовательных организаций высшего образования.
Организация практики студентов образовательных организаций и стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на службе проводится в целях обеспечения привлечения на службу перспективных молодых кадров.
Ожидаемыми результатами организации данной работы являются:
- выявление талантливой молодежи, обладающей необходимым потенциалом для успешного прохождения службы;
- профессиональная ориентация перспективных молодых кадров, обеспечение получения студентами и выпускниками образовательных организаций практико-ориентированных знаний и умений;
- инициирование и реализация студентами и выпускниками образовательных организаций проектов, в которых заинтересованы государственные органы и органы местного самоуправления, предложений по совершенствованию их деятельности;
- обеспечение взаимосвязи образовательных программ с потребностью государственных органов и органов местного самоуправления к уровню подготовки (знаниям и умениям) студентов и выпускников образовательных организаций;
- формирование молодежного экспертного совета, кадрового актива и кадрового резерва с целью последующего трудоустройства и обеспечения востребованности кадрового потенциала перспективных выпускников образовательных организаций, проявивших свои способности в рамках прохождения практики или стажировки.
Кроме того, проведение молодежных практик и стажировок на службе будет способствовать обеспечению личностного и профессионального роста государственных гражданских и муниципальных служащих, являющихся руководителями практики/стажировки или наставниками, формированию позитивного имиджа государственных органов и органов местного самоуправления, а также повышению престижа и привлекательности службы.
В соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и согласно статье 32 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" приоритетными направлениями формирования кадрового состава службы являются подготовка кадров для службы, формирование кадрового резерва и его эффективное использование, а также применение современных кадровых технологий при поступлении на службу и ее прохождении.
На реализацию указанных приоритетных направлений формирования кадрового состава в государственных органах и органах местного самоуправления направлены мероприятия по привлечению молодежи на службу.
Одним из инструментов успешной реализации данных мероприятий является заблаговременное выстраивание отношений со студентами и с выпускниками образовательных организаций как в рамках образовательного процесса, так и вне его, в том числе посредством организации прохождения практики и стажировки лучшими студентами и выпускниками образовательных организаций.
Следует отметить, что прохождение практики и стажировки также упоминается в пункте 7 Положения о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1456, которым установлено, что конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании представленных документов, а также по результатам конкурсных процедур. В частности, конкурсные процедуры по решению государственного органа могут предусматривать индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, прохождение практики, стажировки и другие процедуры, не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Методику проведения конкурсных процедур и критерии оценки претендентов определяет государственный орган.
В настоящее время термин практика юридически определен, в отличие от термина стажировка, поэтому практика рассматривается как обязательная часть образовательной программы (вид учебной деятельности) и осуществляется на основе договора образовательной организации с государственным органом или органом местного самоуправления, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.
В отличие от практики участие в программе стажировки является добровольным процессом формирования и закрепления в рамках реализации практических заданий (функций) профессиональных знаний и умений, ранее полученных лицом в результате теоретической подготовки.